Особенности изучения лирических стихотворений в начальной школе на примере изучения стихотворений Саши Черного
Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Особенности изучения лирических стихотворений в начальной школе на примере изучения стихотворений Саши Черного
Лирическая поэзия – один из важнейших элемент школьного курса литературного чтения. Являясь наивысшим выражением духовной культуры человечества, она имеет большое значение в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в момент её становления и развития. Как отражение явлений окружающей действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное образование без изучения лирики не могло бы полностью выполнять стоящую перед ним задачу – являться основным средством формирования всесторонне развитой личности.
Ученые-литературоведы выделяют несколько видов лирических произведений: лирику чувств, лирику мыслей, описательную лирику, частью которой является пейзажная лирика. Именно с этим видом лирических произведений чаще всего сталкивается учитель на уроках литературного чтения в начальной школе.
В пейзажной лирике, с которой наиболее часто встречаются младшие школьники, используется прием психологического параллелизма, при помощи которого поэт проводит аналогию, параллельность между картинами природы и настроением самого лирического героя. Потому понять основное содержание такого стихотворения – значит воспроизвести в своем воображении пейзажные картины и уловить скрываемое за ними переживание лирического героя. В начальной школе изучается много лирических стихотворений поэтов различных эпох. На наш взгляд особое место в начальной школе занимают стихотворения замечательного поэта Александра Михайловича Гликберга или, как он сам себя назвал, Саши Черного.
Родился поэт в 1880г., в г. Одессе, в богатой еврейской семье. Детей было пятеро, из них, два Александра. Один был блондин, его звали Саша Белый, а другой тёмноволосый, брюнет – Саша Чёрный. Это домашнее прозвище пригодилось мальчику позже – оно стало его псевдонимом.
По воспоминаниям К.И.Чуковского, Саша Чёрный был худой, острый, узкоплечий, невысокого роста человек. Он никогда не участвовал в громких, шумных разговорах и когда кто-то шутил, он не смеялся. Писатель всегда был серьёзен и в меру скромен.
Несмотря на постоянную его серьезность и скромность, современники пишут: «Его имя всегда вызывало улыбку. Больше всего он любил детей и животных».
«Удивительной тайной владеет Саша Чёрный: его стихи одинаково увлекательны и для детей, и для взрослых. Открываешь наугад любую страницу и очаровываешься прелестью и красотой и чувствуешь, что всё живёт, дышит» - писал А.И.Куприн.
Стихотворения Саши Черного для детей включены в различные программы начального образования по литературному чтению. Тема животных - одна из любимых тем писателя. «Дневник Фокса Микки» - интереснейшее произведение в форме дневника, написанного домашним псом. Здесь удачно используется приём Чехова - рассказ от лица животного; мягкая сатира, тонкий юмор - главная особенность произведения.
Два мотива — тоска по утраченной родине и нежная любовь к миру детства — определили тональность и направление последнего этапа творчества поэта. В 1924 г. он уехал из Берлина, сначала в Рим, а в конце года — в Париж, где прожил практически всю свою жизнь. Его главной заботой и средством к существованию стала деятельность по сохранению русской культуры в молодом поколении эмигрантов — детей тех, кто покинул Россию после революции. Ностальгические мотивы переплелись с лирическими зарисовками французской жизни. В более поздних стихах проявилась подзабытая ирония, скепсис по отношению к «благополучной» жизни чужой страны. В 1932 г. Саша Черный переехал из Парижа на юг Франции. 5 августа он услышал на улице крик: «Пожар!» — и бросился на помощь; пожар быстро потушили. По приезде домой, Александр Михайлович почувствовал себя плохо и через несколько часов скончался.
Главная работа всей жизни поэта - сборник «Детский остров», куда включены произведения, которые изучаются в начальной школе и сегодня: «Что ты тискаешь утенка?...», «Воробей», «Слон».
Выполним анализ стихотворения Саши Черного «Воробей».
Использование автором эпитетов и сравнений начинается уже с первых строк. («Серый, юркий, словно мышка, глазки-бисер.») Автор сравнивает воробья с мышкой. Такой же маленькой, серенькой, ловкой, с глазами, словно бисер.
Просматриваются быстрые движения воробья через строчки «…лапки-врозь, лапки-боком, лапки-вкось.». Воробей не стоит на месте, прыгает, что говорит о его страхе. Но автор, тут же, словно, успокаивает его строчками «Прыгай, прыгай, я не трону…». Будто бы, боясь, что воробей сейчас улетит. Действие происходит зимой «ветер сыплет снегом, злюка…», такая погода всегда заставляет грустить и печалиться.
Лирический герой одинок. В доме он живет один и просит воробья остаться с ним. «Подружись со мной, пичужка, будем вместе в доме жить, сядем рядышком под вьюшкой, будем азбуку учить...» Кажется, что воробей уже совершенно не боится поэта, так как подходил к нему ближе и ближе. Но вдруг, совершенно неожиданно воробей улетел «Фурх…». Неожиданно не только для автора, но и для самого себя. Возможно, что-то его спугнуло. Может снег, может ветер. Нельзя сказать, что автор стихотворения расстроился. Он, скорее, возмутился. «Удрал... Какой нахал! Съел все зерна, съел все крошки и спасибо не сказал». Но несмотря на это, поэт относится к нему, с нежностью, с любовью, добротой, теплотой. В этом стихотворении ярко представлена тема одиночества, тоски, и в то же время любви к детскому миру. Казалось бы, детское стихотворение, с абсолютно «недетским» смыслом. Все стихотворения Саши Черного, имеют простую внешнюю оболочку.
Таким образом, два мотива – тоска по утраченной родине и нежная любовь к миру детства стали определяющими в творчестве великого сатирика. Сатира для Саши Черного была не профессией, а мировоззрением. Его стихотворения были светлыми, добрыми и ласковыми. Он сумел спрятаться от «черной» реальности на «Детский остров», и сам там стал ребенком, в совершенстве овладев родным языком этого острова – детским.
Творческое наследие Саши Черного, богато и многообразно, нуждается в целостном, системном изучении. До сегодняшнего дня нет специальных научных исследований творчества талантливого поэта и исчерпывающих работ, посвященных своеобразию его творчества. Отсутствует даже точная биография Саши Черного, в разных ее вариантах много разночтений, а иногда и противоречий. На наш взгляд, необходимо более тщательное, углубленное изучение творчества Саши Черного. В аспекте современных исследований литературы начальной школы, изучение творчества Саши Черного становится более актуальным.