Статья:

Особенности изучения лирических стихотворений в начальной школе на примере изучения стихотворений Саши Черного

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сысенко М.О. Особенности изучения лирических стихотворений в начальной школе на примере изучения стихотворений Саши Черного // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 27(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/27(28).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности изучения лирических стихотворений в начальной школе на примере изучения стихотворений Саши Черного

Сысенко Мария Олеговна
студент, Оренбургский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Оренбург
Хопренинова Валентина Алексеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Оренбургский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Оренбург

 

Лирическая поэзия – один из важнейших элемент школьного курса литературного чтения. Являясь наивысшим выражением духовной культуры человечества, она имеет большое значение в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в момент её становления и развития. Как отражение явлений окружающей действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное образование без изучения лирики не могло бы полностью выполнять стоящую перед ним задачу – являться основным средством формирования всесторонне развитой личности.

Ученые-литературоведы выделяют несколько видов лирических произведений: лирику чувств, лирику мыслей, описательную лирику, частью которой является пейзажная лирика. Именно с этим видом лирических произведений чаще всего сталкивается учитель на уроках литературного чтения в начальной школе.

В пейзажной лирике, с которой наиболее часто встречаются младшие школьники, используется прием психологического параллелизма, при помощи которого поэт проводит аналогию, параллельность между картинами природы и настроением самого лирического героя. Потому понять основное содержание такого стихотворения – значит воспроизвести в своем воображении пейзажные картины и уловить скрываемое за ними переживание лирического героя. В начальной школе изучается много лирических стихотворений поэтов различных эпох. На наш взгляд особое место в начальной школе занимают стихотворения замечательного поэта  Александра Михайловича Гликберга или, как он сам себя назвал, Саши Черного.

Родился поэт в 1880г., в г. Одессе, в богатой еврейской семье. Детей было пятеро, из них, два Александра. Один был блондин, его звали Саша Белый, а другой тёмноволосый, брюнет – Саша Чёрный. Это домашнее прозвище пригодилось мальчику позже – оно стало его псевдонимом.

По воспоминаниям К.И.Чуковского, Саша Чёрный был худой, острый, узкоплечий, невысокого роста человек. Он никогда не участвовал в громких, шумных разговорах и когда кто-то шутил, он не смеялся. Писатель всегда был серьёзен и в меру скромен.

Несмотря на постоянную его серьезность и скромность, современники пишут: «Его имя всегда вызывало улыбку. Больше всего он любил детей и животных».

«Удивительной тайной владеет Саша Чёрный: его стихи одинаково увлекательны и для детей, и для взрослых. Открываешь наугад любую страницу и очаровываешься прелестью и красотой и чувствуешь, что всё живёт, дышит» - писал А.И.Куприн.

Стихотворения Саши Черного для детей включены в различные программы начального образования по литературному чтению. Тема животных - одна из любимых тем писателя. «Дневник Фокса Микки» - интереснейшее произведение в форме дневника, написанного домашним псом. Здесь удачно используется приём Чехова - рассказ от лица животного; мягкая сатира, тонкий юмор - главная особенность произведения.

Два мотива — тоска по утраченной родине и нежная любовь к миру детства — определили тональность и направление  последнего этапа творчества поэта. В 1924 г. он уехал из Берлина, сначала в Рим, а в конце года — в Париж, где прожил практически всю свою жизнь. Его главной заботой и средством к существованию стала деятельность по сохранению русской культуры в молодом поколении эмигрантов — детей тех, кто покинул Россию после революции. Ностальгические мотивы переплелись с лирическими зарисовками французской жизни. В более поздних стихах проявилась подзабытая ирония, скепсис по отношению к «благополучной» жизни чужой страны. В 1932 г. Саша Черный переехал из Парижа на юг Франции. 5 августа он услышал на улице крик: «Пожар!» — и бросился на помощь; пожар быстро потушили. По приезде домой, Александр Михайлович почувствовал себя плохо и через несколько часов скончался.

Главная работа всей жизни поэта - сборник «Детский остров», куда включены произведения, которые изучаются в начальной школе и сегодня: «Что ты тискаешь утенка?...», «Воробей», «Слон».

Выполним анализ стихотворения Саши Черного «Воробей».

Использование автором эпитетов и сравнений начинается уже с первых строк. («Серый, юркий, словно мышка, глазки-бисер.») Автор сравнивает воробья с мышкой. Такой же маленькой, серенькой, ловкой, с глазами, словно бисер.

Просматриваются быстрые движения воробья через строчки «…лапки-врозь, лапки-боком, лапки-вкось.». Воробей не стоит на месте, прыгает, что говорит о его страхе. Но автор, тут же, словно, успокаивает его строчками «Прыгай, прыгай, я не трону…». Будто бы, боясь, что воробей сейчас улетит. Действие происходит зимой «ветер сыплет снегом, злюка…», такая погода всегда заставляет грустить и печалиться.

Лирический герой одинок. В доме он живет один и просит воробья остаться с ним. «Подружись со мной, пичужка, будем вместе в доме жить, сядем рядышком под вьюшкой, будем азбуку учить...» Кажется, что воробей уже совершенно не боится поэта, так как подходил к нему ближе и ближе. Но вдруг, совершенно неожиданно воробей улетел «Фурх…». Неожиданно не только для автора, но и для самого себя. Возможно, что-то его спугнуло. Может снег, может ветер. Нельзя сказать, что автор стихотворения расстроился. Он, скорее, возмутился. «Удрал... Какой нахал! Съел все зерна, съел все крошки и спасибо не сказал». Но несмотря на это, поэт относится к нему, с нежностью, с любовью, добротой, теплотой. В этом стихотворении ярко представлена тема одиночества, тоски, и в то же время любви к детскому миру. Казалось бы, детское стихотворение, с абсолютно «недетским» смыслом. Все стихотворения Саши Черного, имеют простую внешнюю оболочку.

Таким образом, два мотива – тоска по утраченной родине и нежная любовь к миру детства стали определяющими в творчестве великого сатирика. Сатира для Саши Черного была не профессией, а мировоззрением. Его стихотворения были светлыми, добрыми и ласковыми. Он сумел спрятаться от «черной» реальности на «Детский остров», и сам там стал ребенком, в совершенстве овладев родным языком этого острова – детским.

Творческое наследие Саши Черного, богато и многообразно, нуждается в целостном, системном изучении. До сегодняшнего дня нет специальных научных исследований творчества талантливого поэта и исчерпывающих работ, посвященных своеобразию его творчества. Отсутствует даже точная биография Саши Черного, в разных ее вариантах много разночтений, а иногда и противоречий. На наш взгляд, необходимо более тщательное, углубленное изучение творчества Саши Черного. В аспекте современных исследований литературы начальной школы, изучение творчества Саши Черного становится более актуальным.