ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации ребенка к новой среде, переход от дошкольного образования к школьному. О роли родителей и учебных организаций в становлении будущего школьника, умении его адаптироваться и находить общий язык со сверстниками и учителями.
Ключевые слова: психолого-педагогическая готовность ребенка, учебная организация, родители, обучение в школе, дошкольное образование, развитие.
Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе – это всестороннее развитие ребенка (психологическое и физиологическое). Психолого-педагогическую готовность ребенка к школе можно проверить в зависимости от того, на что именно обращают внимание родители и учителя (состояние здоровья, умение концентрироваться на уроках, успешность усвоения школьной программы и так далее).
Современное общество ставит перед родителями и учебными организациями важную задачу – обеспечить готовность ребенка к обучению в школе, а в будущем в высшем учебном заведении. Переход ребенка от дошкольника к школьнику является важным этапом в жизни каждого ребенка. Данный период требует время на адаптацию и подготовку. Однако не все дети равнозначно справляются с этим периодом, что приводит к возникновению психолого-педагогических проблем.
Как говорилось ранее, в психолого-педагогическом развитии готовности ребенка к обучению в школе принимают участие не только учителя, но и родители. Они играют важную роль в формировании будущего школьника.
Роль родителей в формировании готовности ребенка к школе является одной из ключевых психолого-педагогических проблем. Родители играют непосредственную и значимую роль в подготовке детей к школе, создавая условия для развития и успешного старта в учебном процессе.
Родители, это первые люди, которые играют важную роль в жизни ребенка и которые должны обеспечить оптимальные условия для физического и эмоционального развития ребенка. Родители должны следить за здоровым и правильным питанием, достаточным количеством сна, активным здоровым образом жизни ребенка, ведь всё это способствует укреплению организма и повышению его работоспособности. Кроме того, важно создать атмосферу любви, заботы и поддержки в семье, чтобы ребенок чувствовал себя безопасно и уверенно [1].
Кроме того, родители должны оказывать активную помощь в развитии коммуникативных навыков у своего ребенка. Они должны разговаривать с ним, общаться на различные темы, задавать интересующие вопросы, отвечать на его (без раздражения и давать развёрнутый, полный ответ), прислушиваться к его мнению, и выражать своё. Помимо этого, родители должны привить ребенку навыки самостоятельности, научить его выполнять простейшие обязанности, которые будут встречаться на его пути в школе.
Таким образом, роль родителя в формировании готовности ребенка к обучению в школе неоспоримо важна. Активное участие и поддержка родителей, способствует положительной адаптации ребенка к новым условиям и успешному началу учебного процесса.
Также важную роль в психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе принимает дошкольное образование.
В дошкольных учреждениях дети имеют возможность осваивать навыки самостоятельности, сотрудничества, эмоциональной саморегуляции и общения со сверстниками. Эти навыки являются базовыми для успешного приспособления детей к новой социальной среде – школе.
Также в дошкольных учреждениях дети получают возможность развивать свою познавательную активность через игровую деятельность, так как программа дошкольного образования направлена на симулирование мыслительных процессов, формирование логического мышления и развитие критического мышления. Это способствует готовности ребенка к учебной деятельности в школе.
Также не менее важным аспектом является развитие моторики и координации движений. В дошкольной организации дети активно занимаются физической культурой, гимнастикой, играют на свежем воздухе, а также занимаются изобразительной деятельностью, лепкой и конструктивной деятельностью. Это помогает развитию мелкой моторики, координации движения и пространственному воображению, что в дальнейшем поможет детям успешно выполнять учебные задачи.
Поэтому дошкольное образование является обязательным, оно оказывает значительное влияние на формирование психолого-педагогической готовности ребенка к школе.
Особенности психолого-педагогической подготовки ребенка к школьному обучению имеют важное значение для успешного старта в новую жизнь. Но в данном процессе, при формировании личности школьника и подготовки его к новому этапу, возникают определенные проблемы.
Во-первых, одной из главных проблем является неподготовленность ребенка к формальному образованию. Дети, которые не посещали детский сад и не участвовали в различных мероприятиях с другими детьми и взрослыми, могут испытывать определенные трудности при посещении школы. Они могут быть не знакомы с правилами поведения в обществе и при работе с другими детьми в классе, на фоне чего может возникать конфликт со сверстниками и учителями.
Во-вторых, следующей проблемой может являться недостаточная развитость познавательных процессов у ребенка. Предшкольный возраст характеризуется быстрым темпом развития мышления и памяти, но большого количество детей все ещё находятся на начальном этапе данного процесса при поступлении в школу. Что может стать причиной усвоения новой информации и выполнении заданий.
В-третьих, одной из особенностей психолого-педагогической подготовки ребенка к школьному обучению является формирование социальных навыков. Общение в детском саду или дома чаще всего сводится к тому, что дети общаются с одними и теми же людьми на протяжении долгого времени. Когда же они попадают в новую среду, то есть школу, они сталкиваются с новой социальной средой, где им необходимо уметь находись общий язык со сверстниками и взрослыми.
Для того, чтобы успешно преодолеть данные проблемы рекомендуется проводить специальные психолого-педагогическое программы.
Программы должны быть направленны н развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых и социально-коммуникативных компетенций ребенка. Для их достижения можно использовать игровые методики, различные тренинги.
Например, можно использовать такие упражнения, как:
1. Упражнение «Школьник и дошкольник»
Цель: помочь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
2. Упражнение «Урок или перемена»
Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене
3. Упражнение «Составь фигуру»
Цель: формирование положительного отношения к школе, внутренней позиции школьника. Таким образом, особенности психолого-педагогической подготовки ребенка к школьному обучению имеют свои характеристики и определяют круг проблем, которые можно исправить, если правильно применить специальные программы и при необходимости использовать индивидуальный подход, для успешной подготовки ребенка к школьной жизни.
Адаптация ребенка к школьной жизни является сложным и многогранным процессом, который требует учета психологических особенностей ребенка. Одним из основных аспектов успешной адаптации является развитие социальных навыков [2].
Психологические аспекты адаптации ребенка к школе играет важную роль в успешном старте в образовательный процесс. Развитие социальных навыков, самостоятельности, мотивации к учению и поддержка в период тревоги помогает ребенку легко приспособиться к новому окружению и достичь успехов в школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что психолого-педагогическая готовность ребенка играет важную роль в его становлении как школьника и достижении им успехов в обучении в, а также преодолении проблем в данном аспекте. Эмоциональная стабильность, самоконтроль и мотивация являются ключевыми факторами развития ребенка. Родители и образовательные учреждения должны уделять внимание развитию представленных характеристик у детей, чтобы обеспечить им успешную адаптацию к школьной среде и помочь им достичь высоких результатов в учебном процессе.