Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Халикова А.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(71).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Халикова Асият Сабировна
студент, ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Войнова Инна Маратовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации ребенка к новой среде, переход от дошкольного образования к школьному. О роли родителей и учебных организаций в становлении будущего школьника, умении его адаптироваться и находить общий язык со сверстниками и учителями.

 

Ключевые слова: психолого-педагогическая готовность ребенка, учебная организация, родители, обучение в школе, дошкольное образование, развитие.

 

Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе – это всестороннее развитие ребенка (психологическое и физиологическое). Психолого-педагогическую готовность ребенка к школе можно проверить в зависимости от того, на что именно обращают внимание родители и учителя (состояние здоровья, умение концентрироваться на уроках, успешность усвоения школьной программы и так далее). 

Современное общество ставит перед родителями и учебными организациями важную задачу – обеспечить готовность ребенка к обучению в школе, а в будущем в высшем учебном заведении. Переход ребенка от дошкольника к школьнику является важным этапом в жизни каждого ребенка. Данный период требует время на адаптацию и подготовку. Однако не все дети равнозначно справляются с этим периодом, что приводит к возникновению психолого-педагогических проблем.  

Как говорилось ранее, в психолого-педагогическом развитии готовности ребенка к обучению в школе принимают участие не только учителя, но и родители. Они играют важную роль в формировании будущего школьника.  

Роль родителей в формировании готовности ребенка к школе является одной из ключевых психолого-педагогических проблем. Родители играют непосредственную и значимую роль в подготовке детей к школе, создавая условия для развития и успешного старта в учебном процессе.  

Родители, это первые люди, которые играют важную роль в жизни ребенка и которые должны обеспечить оптимальные условия для физического и эмоционального развития ребенка. Родители должны следить за здоровым и правильным питанием, достаточным количеством сна, активным здоровым образом жизни ребенка, ведь всё это способствует укреплению организма и повышению его работоспособности. Кроме того, важно создать атмосферу любви, заботы и поддержки в семье, чтобы ребенок чувствовал себя безопасно и уверенно [1].

Кроме того, родители должны оказывать активную помощь в развитии коммуникативных навыков у своего ребенка. Они должны разговаривать с ним, общаться на различные темы, задавать интересующие вопросы, отвечать на его (без раздражения и давать развёрнутый, полный ответ), прислушиваться к его мнению, и выражать своё. Помимо этого, родители должны привить ребенку навыки самостоятельности, научить его выполнять простейшие обязанности, которые будут встречаться на его пути в школе. 

Таким образом, роль родителя в формировании готовности ребенка к обучению в школе неоспоримо важна. Активное участие и поддержка родителей, способствует положительной адаптации ребенка к новым условиям и успешному началу учебного процесса. 

Также важную роль в психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе принимает дошкольное образование. 

В дошкольных учреждениях дети имеют возможность осваивать навыки самостоятельности, сотрудничества, эмоциональной саморегуляции и общения со сверстниками. Эти навыки являются базовыми для успешного приспособления детей к новой социальной среде – школе. 

Также в дошкольных учреждениях дети получают возможность развивать свою познавательную активность через игровую деятельность, так как программа дошкольного образования направлена на симулирование мыслительных процессов, формирование логического мышления и развитие критического мышления. Это способствует готовности ребенка к учебной деятельности в школе. 

Также не менее важным аспектом является развитие моторики и координации движений. В дошкольной организации дети активно занимаются физической культурой, гимнастикой, играют на свежем воздухе, а также занимаются изобразительной деятельностью, лепкой и конструктивной деятельностью. Это помогает развитию мелкой моторики, координации движения и пространственному воображению, что в дальнейшем поможет детям успешно выполнять учебные задачи. 

Поэтому дошкольное образование является обязательным, оно оказывает значительное влияние на формирование психолого-педагогической готовности ребенка к школе. 

Особенности психолого-педагогической подготовки ребенка к школьному обучению имеют важное значение для успешного старта в новую жизнь. Но в данном процессе, при формировании личности школьника и подготовки его к новому этапу, возникают определенные проблемы.

Во-первых, одной из главных проблем является неподготовленность ребенка к формальному образованию. Дети, которые не посещали детский сад и не участвовали в различных мероприятиях с другими детьми и взрослыми, могут испытывать определенные трудности при посещении школы. Они могут быть не знакомы с правилами поведения в обществе и при работе с другими детьми в классе, на фоне чего может возникать конфликт со сверстниками и учителями. 

Во-вторых, следующей проблемой может являться недостаточная развитость познавательных процессов у ребенка. Предшкольный возраст характеризуется быстрым темпом развития мышления и памяти, но большого количество детей все ещё находятся на начальном этапе данного процесса при поступлении в школу. Что может стать причиной усвоения новой информации и выполнении заданий.

В-третьих, одной из особенностей психолого-педагогической подготовки ребенка к школьному обучению является формирование социальных навыков. Общение в детском саду или дома чаще всего сводится к тому, что дети общаются с одними и теми же людьми на протяжении долгого времени. Когда же они попадают в новую среду, то есть школу, они сталкиваются с новой социальной средой, где им необходимо уметь находись общий язык со сверстниками и взрослыми.

Для того, чтобы успешно преодолеть данные проблемы рекомендуется проводить специальные психолого-педагогическое программы.

Программы должны быть направленны н развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых и социально-коммуникативных компетенций ребенка. Для их достижения можно использовать игровые методики, различные тренинги.

Например, можно использовать такие упражнения, как:

1. Упражнение «Школьник и дошкольник»

Цель: помочь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.

2. Упражнение «Урок или перемена»

Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене

3. Упражнение «Составь фигуру»

Цель: формирование положительного отношения к школе, внутренней позиции школьника. Таким образом, особенности психолого-педагогической подготовки ребенка к школьному обучению имеют свои характеристики и определяют круг проблем, которые можно исправить, если правильно применить специальные программы и при необходимости использовать индивидуальный подход, для успешной подготовки ребенка к школьной жизни.

Адаптация ребенка к школьной жизни является сложным и многогранным процессом, который требует учета психологических особенностей ребенка. Одним из основных аспектов успешной адаптации является развитие социальных навыков [2].

Психологические аспекты адаптации ребенка к школе играет важную роль в успешном старте в образовательный процесс. Развитие социальных навыков, самостоятельности, мотивации к учению и поддержка в период тревоги помогает ребенку легко приспособиться к новому окружению и достичь успехов в школе.

Таким образом, можно сделать вывод, что психолого-педагогическая готовность ребенка играет важную роль в его становлении как школьника и достижении им успехов в обучении в, а также преодолении проблем в данном аспекте. Эмоциональная стабильность, самоконтроль и мотивация являются ключевыми факторами развития ребенка. Родители и образовательные учреждения должны уделять внимание развитию представленных характеристик у детей, чтобы обеспечить им успешную адаптацию к школьной среде и помочь им достичь высоких результатов в учебном процессе.

 

Список литературы:
1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./ Редкол.: Н.Н. Педъяков и др. - М, 2007. - 246 с.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО Образование, 2003.-153с.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. – М.: Просвещение, 2001.-119с.
4. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. – СПб.: Издательский Дом “Нева”; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-224с.