Формирование финансовой грамотности младших школьников в начальной школе на уроках математики
Конференция: XLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Формирование финансовой грамотности младших школьников в начальной школе на уроках математики
Современные дети достаточно рано знакомятся с ролью денежных и рыночных отношений в обществе: они слышат различные разговоры, споры о деньгах дома, на улице, читают в интернете т.д. Дети осознают, что деньги дают возможность получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию финансовых сбережений, карманных денег. Мы полагаем, что от того, насколько грамотно человек тратит денежные средства, во многом зависит, сможет ли он достичь поставленных целей в жизни, а, значит, научить ребенка разумному использованию денежных средств – одна из задач современной школы [4].
Формирование первых представлений о деньгах начинается уже с дошкольного возраста [3]; в начальной школе ученики расширяют свои представления о роли денег в их жизни, о некоторых финансовых и экономических операциях. Обучение финансовой грамотности дает детям фундаментальные знания для дальнейшего развития своих навыков планирования бюджета и распределения сбережений. Поэтому определенным компонентам экономической грамотности необходимо обучать уже на начальном этапе школьного обучения, так как именно в этот период у детей формируется осознанное экономическое представление: они рассуждают, как выбрать тариф сотового оператора, сколько стоит интернет-трафик и т.д.
В связи с этим, от современной начальной школы требуется работа по формированию финансовой культуры и финансовой грамотности младших школьников. Формирование финансовой грамотности учащихся – это практико-ориентированное обучение, особую роль в котором отводится математике, так как возможности уроков математики включают в себя огромный арсенал в виде текстовых задач с финансовыми и экономическими элементами, решение которых позволяет не только увеличивать финансовую грамотность учеников, но и совершенствовать мотивацию учащихся к изучению математики за счет приближения изучаемых задач к понятным для обучаемых жизненным ситуациям. Так как для решения финансовых задач используются математические расчеты, мы полагаем, что нет необходимости внедрять в школах новый предмет с целью усовершенствования финансовой культуры учащихся, для этого вполне достаточно использовать средства и методы программного материала по математике [2].
Проанализировав учебно-методические комплексы по математике, мы выяснили, что финансово-ориентированные и экономические задачи представлены, в основном, разделом «Текстовые задачи на стоимость», также в учебно-методическом комплексе по математике «Школа России» мы обнаружили ряд расчетных заданий с финансовой составляющей (задачи на расход материалов). Мы полагаем, что формирование финансовой культуры обучаемых не исчерпывается только решением данного вида задач. В работе мы разработали примеры практико-ориентированных заданий с финансовой составляющей, которые можно использовать на уроках математики в начальной школе.
Задача 1. Катя решила подарить маме на 8 марта книгу, которая стоит 173 рубля. В Катиной копилке лежат 3 купюры номиналом 50 рублей, 3 монеты по 10 рублей и 2 монеты по 2 рубля. Хватит ли Катиных денег на подарок маме?
Решение данной задачи поможет ребенку осознать ценность денег и привить навыки правильного счета денег. Решать задачу 1 возможно при отработке вычислительных навыков в концентре «Тысяча».
Задача 2. Леше каждый день дают 50 рублей на карманные расходы, но он решил, что не будет их тратить, а будет копить на футбольный мяч, который стоит 1075 рублей. Сколько времени Леше нужно откладывать деньги?
Представленную задачу мы рекомендуем для решения при отработке навыка деления с остатком. Так, поделив 1075 на 50, ученики получат следующее выражение: 1075 : 50 = 21 (25 ост.), из которого сделают вывод, что Леше понадобится 22 дня.
Отметим, что подобные задачи (задачи на округление с избытком) широко представлены в материалах основного государственного экзамена по математике, что лишний раз демонстрирует значимость решения финансово-ориентированных задач в начальной школе.
После решения второй задачи учитель может обсудить с учениками вопросы накопления денег, грамотного распределения их сбережения.
Задача 3. Стоимость шоколадки на кондитерской фабрике составляет 48 рублей (себестоимость). В супермаркете увеличивают стоимость шоколадки на 3/4. Сколько денег потратит Оля на покупку в супермаркете двух шоколадок: для себя и своей сестры?
Данную задачу можно решать при изучении темы «Задачи на части». Приведем ее решение, которое иллюстрируется с помощью рис. 1.
Рисунок 1. Решение задачи на части
1) 48 : 4 = 12 (руб.) – приходится на 1 часть;
2) 12 × 3 = 36 (руб.) – на столько увеличивается стоимость шоколадки в супермаркете;
3) 48 + 36 = 84 (руб.) – стоит шоколадка в супермаркете;
4) 84 + 84 = 168 (руб.) – потратит Оля.
Ответ: 186 руб.
Так как в супермаркетах регулярно проводят акции, можно усложнить третью задачу: стоимость шоколадки на кондитерской фабрике составляет 48 рублей (себестоимость). В супермаркете увеличивают стоимость шоколадки на 3/4. Хватит ли Оле 100 рублей для покупки двух шоколадок (для себя и своей сестры), если в супермаркете при проведении акции их стоимость уменьшили на 1/3?
После решения этой задачи можно обсудить с учениками вопросы себестоимости товара, почему она отличается от стоимости товара в супермаркете, почему супермаркет повышает стоимость товара, почему супермаркет проводит акции со скидками и др.
Задача 4. Было у Саши 2 монеты по 10 рублей, 4 монеты по 2 рубля и 1 монета в 5 рублей. Саша решил купить Тане поздравительную открытку, которая стоит 23 рубля. Какими монетами может расплатиться Саша? Может ли Саша расплатиться такими монетами, чтобы не было сдачи?
Решение этой задачи проводится методом перебора:
10 рублей + 10 рублей + 5 рублей = 25 рубля (останется сдача – 2 рубля);
10 рублей + 10 рублей + 2 рубля + 2 рубля = 24 рубля (останется сдача – 1 рубль);
10 рублей + 5 рублей + 2 рубля + 2 рубля + 2 рубля + 2 рубля = 23 рубля (вариант покупки без сдачи).
Задачи четвертого типа относятся к комбинаторным нестандартным заданиям начального курса математики. При их решении у школьников формируется вариативное мышление и представления о различных способах совершения покупки.
В заключение можно сказать, что в начальных классах на уроках математики есть огромное количество задач для удачного повышения финансовой грамотности школьников: решение различных задач на отработку вычислительных навыков, например, с составными числами, с дробями и т.д. [1]. Также есть авторы учебно-методических комплексов по математике, у которых в содержании учебников составлены различные расчетные задачи, к примеру, в учебнике под редакцией М.И. Моро. Таким образом, грамотное построение уроков математики не только будет оказывать положительное влияние на формирование предметных и метапредметных умений, но и на повышение финансовой грамотности обучающихся.