Роль дидактической игры в развитии познавательной активности младшего школьника
Конференция: XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика

XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Роль дидактической игры в развитии познавательной активности младшего школьника
Исходя из специфики формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста, а также требований образовательного пространства школы, дома, и общества в целом, содержание процесса формирования познавательной активности учащихся начальной школы включает следующие критерии [3]:
1) деятельностный критерий определяется продуктивностью познавательной активности в деятельности и включает в себя показатель: поведение детей младшего школьного возраста в процессе совместной подготовки к уроку;
2) организационный критерий определяется в степени безошибочного воспроизведения информации, передачи информации в условиях организованной деятельности и включает в себя показатель: уровень сформированности познавательной активности;
3) временной критерий определяется временной характеристикой, определяемой периодом от поступления информации до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть получаемых сведений и включает в себя показатель: способность удерживать определенное время нужную информацию.
На основе разработанных критериев и показателей выделены три уровня сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста: высокий, средний, низкий.
Низкий уровень сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста определяется не полным участием ребенка в учебной деятельности, а периодическим включением в процесс, а также характеризуется слабовыраженным проявлением познавательной активности к предмету [2].
Средний уровень сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста проявляется в том, что ребенок включается в творческий процесс урока и проявляет более активное выражение познавательной активности.
Для высокого уровня сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста характерно полное включение ребенка, его познавательной активности во все направления учебной деятельности и высокая степень выражения познавательной активности к самостоятельной деятельности.
На основании выделенных критериев и показателей, охарактеризованных уровней сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста были разработаны диагностические методики для развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности (см. табл. 1.).
Таблица 1.
Критерии, показатели и методики для выявления уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста [1]
| Критерии | Показатель | Методики | 
| 1. Деятельностный | 1. Поведение детей младшего школьного возраста в процессе совместной подготовки к уроку. | 1. Наблюдение за деятельностью детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения. | 
| 2. Организационный | 1. Уровень сформированности познавательного интереса | 1. Методика диагностики познавательных интересов, предложенной Н.Е. Елфимовой. | 
| 3. Временной | 1. Способность удерживать определенное время нужную информацию. | 1. Методика «10 главных мыслей» | 
В целях подробного исследования проблемы данной статьи нами были изучены многочисленные диагностические методики, позволившие определить уровень сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста. В ходе исследования мы выявили, что познавательная активность детей младшего школьного возраста находится в основном на среднем уровне. В связи с этим нами была составлена система работы по формированию познавательной активности у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности [4].
Система работы по формированию познавательной активности у детей младшего школьного возраста представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Система работы по формированию познавательной активности у детей младшего школьного возраста
| Этап и критерий | Название упражнения | 
| 1 ЭТАП – РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ | 1. Интеллектуальная игра: Что? Где? Когда? | 
| 2 ЭТАП – ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ К МИРУ ЖИВОТНЫХ | 1. Викторина с ответами «Животные-рекордсмены» для начальной школы | 
| 
 3 ЭТАП – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 
 | 1. Игра «Будь внимателен!» 2. Игра «Продолжай!» 3. Игра «Найди пару». 4. Игра « Род – вид» 5. Игра «Что лишнее?» 6. Игра «Наведи порядок» 7. Игра «Угадай» 8. Игра «Что делать?» 9. Задачи со спичками | 
Следует также отметить, что развитие познавательной активности у младшего школьника сначала происходит через взрослых – родителей, учителей. В будущем ребенок сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.
Развитие познавательной активности – процесс многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью педагога, его умением заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому очень важно взаимодействие ребенка не только с родителями, но и с преподавателями.






