Статья:

Роль дидактической игры в развитии познавательной активности младшего школьника

Конференция: XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Джукаева К.М. Роль дидактической игры в развитии познавательной активности младшего школьника // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(25).pdf (дата обращения: 12.12.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль дидактической игры в развитии познавательной активности младшего школьника

Джукаева Карина Маратовна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург
Фархшатова Ирина Абдуллаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Исходя из специфики формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста, а также требований образовательного пространства школы, дома, и общества в целом, содержание процесса формирования познавательной активности учащихся начальной школы включает следующие критерии [3]:

1) деятельностный критерий определяется продуктивностью познавательной активности в деятельности и включает в себя показатель: поведение детей младшего школьного возраста в процессе совместной подготовки к уроку;

2) организационный критерий определяется в степени безошибочного воспроизведения информации, передачи информации в условиях организованной деятельности и включает в себя показатель: уровень сформированности познавательной активности;

3) временной критерий определяется временной характеристикой, определяемой периодом от поступления информации до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть получаемых сведений и включает в себя показатель: способность удерживать определенное время нужную информацию.

На основе разработанных критериев и показателей выделены три уровня сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста: высокий, средний, низкий.

Низкий уровень сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста определяется не полным участием ребенка в учебной деятельности, а периодическим включением в процесс, а также характеризуется слабовыраженным проявлением познавательной активности к предмету [2].

Средний уровень сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста проявляется в том, что ребенок включается в творческий процесс урока и проявляет более активное выражение познавательной активности.

Для высокого уровня сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста характерно полное включение ребенка, его познавательной активности во все направления учебной деятельности и высокая степень выражения познавательной активности к самостоятельной деятельности.

На основании выделенных критериев и показателей, охарактеризованных уровней сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста были разработаны диагностические методики для развития познавательной активности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности (см. табл. 1.).

Таблица 1.

Критерии, показатели и методики для выявления уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста [1]

Критерии

Показатель

Методики

1. Деятельностный

1. Поведение детей младшего школьного возраста в процессе совместной подготовки к уроку.

1. Наблюдение за деятельностью детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения.

2. Организационный

1. Уровень сформированности познавательного интереса

1. Методика диагностики познавательных интересов, предложенной Н.Е. Елфимовой.

3. Временной

1. Способность удерживать определенное время нужную информацию.

1. Методика «10 главных мыслей»

 

В целях подробного исследования проблемы данной статьи нами были изучены многочисленные диагностические методики, позволившие определить уровень сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста. В ходе исследования мы выявили, что познавательная активность детей младшего школьного возраста находится в основном на среднем уровне. В связи с этим нами была составлена система работы по формированию познавательной активности у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности [4].

Система работы по формированию познавательной активности у детей младшего школьного возраста представлена в таблице 2.

 Таблица 2.

Система работы по формированию познавательной активности у детей младшего школьного возраста

Этап и критерий

Название упражнения

1 ЭТАП – РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

1. Интеллектуальная игра: Что? Где? Когда?

2 ЭТАП – ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ К МИРУ ЖИВОТНЫХ 

1. Викторина с ответами «Животные-рекордсмены» для начальной школы

 

 3 ЭТАП – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1. Игра «Будь внимателен!»

2. Игра «Продолжай!»

3. Игра «Найди пару».

4. Игра « Род – вид»

5. Игра «Что лишнее?»

6. Игра «Наведи порядок»

 7. Игра «Угадай»

8. Игра «Что делать?»

9. Задачи со спичками

 

Следует также отметить, что развитие познавательной активности у младшего школьника сначала происходит через взрослых – родителей, учителей. В будущем ребенок сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.

Развитие познавательной активности – процесс многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью педагога, его умением заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому очень важно взаимодействие ребенка не только с родителями, но и с преподавателями.

 

Список литературы:
1. Андриевская, Т.Д. Исследование психопознавательных особенностей развития младших школьников / Т.Д. Андриевская. М., 2013. 198 с.
2. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н.И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. 142 с.
3. Бондаренко, И.И. Своевременные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / под ред. Н.Н. Деменевой. М.:АРКТИ, 2013. 152 с.
4. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. М.: Юрайт, 2015. 508 c.
5. Яковлева, Д.Л. Особенности социализации младших школьников / Д.Л. Яковлева. М.: АРКТИ, 2012. 167 с.
6. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника. М.: Академический проект, 2014. 144 c.