Статья:

ПЕРЕДАЧА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВЕНЬ СУБЪЕКТОВ РОССИИ

Конференция: CCLXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Леонова О.В. ПЕРЕДАЧА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВЕНЬ СУБЪЕКТОВ РОССИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 43(275). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/43(275).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРЕДАЧА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВЕНЬ СУБЪЕКТОВ РОССИИ

Леонова Ольга Валентиновна
студент, Азовский государственный педагогический университет, РФ, г. Бердянск
Фролов Юрий Николаевич
научный руководитель, Азовский государственный педагогический университет, РФ, г. Бердянск

 

Передача определенных полномочий в сфере образования на уровень субъектов России может иметь как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительные стороны передачи полномочий в сфере образования на уровень субъектов России:

  • Локализация управления: субъекты России более приспособлены к региональным особенностям и потребностям образовательной системы, а также могут более эффективно реагировать на местные вызовы и проблемы.
  • Развитие конкуренции: переложение части полномочий субъектам может способствовать стимулированию конкуренции между регионами и повышению качества образования.
  • Увеличение ответственности: субъекты получают большую свободу действий, однако это также влечет за собой большую ответственность за результаты своей образовательной политики.

Отрицательные стороны передачи полномочий в сфере образования на уровень субъектов России:

  • Нестабильность и неравенство: разница в финансировании образования между регионами может привести к неравномерному развитию образовательной системы и увеличению социальной неравности между регионами.
  • Сложности в координации: переложение полномочий на уровень субъектов может усложнить взаимодействие и координацию между различными регионами, особенно в случае общенациональных образовательных программ и инициатив.
  • Риск потери качества: отсутствие единых стандартов и контроля со стороны федерального уровня может привести к падению качества образования в некоторых регионах.

Таким образом, передача определенных полномочий в сфере образования на уровень субъектов России имеет как плюсы, так и минусы, и требует внимательного анализа и учета региональных особенностей при принятии соответствующих решений.

Передача определенных полномочий в сфере образования на уровень субъектов России является одним из принципов федерализма, который предусматривает разделение власти между федеральным и региональным уровнями. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, субъекты России имеют право на управление своими делами, включая в области образования [1].

Передача определенных полномочий в сфере образования на уровень субъектов может включать в себя следующие аспекты:

  • Определение учебных планов и программ в соответствии с региональными особенностями и потребностями;
  • Финансирование образовательных учреждений на территории субъекта в зависимости от их потребностей;
  • Организация и контроль за качеством образования на уровне субъекта;
  • Развитие дополнительного образования и культурно-просветительской деятельности.

Таким образом, передача определенных полномочий в сфере образования на уровень субъектов России позволяет более эффективно учитывать потребности и особенности каждого региона при организации образовательного процесса. Кроме того, это способствует развитию образования и поддержанию культурного разнообразия в стране. В соответствии с п. 2 ст. 72 Конституции РФ вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1]. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были разграничены полномочия органов государственной власти, осуществляющих управление образованием на федеральном и региональном уровнях. Это нашло отражение в статьях 6, 7, 8 и 9 закона [2]. Согласно федеральному закону, осуществляющему государственное управление в сфере образования, за осуществление этого управления несут ответственность федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.3 ст.89 в муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления [2]. Установленные в ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования, охватываются 13-ю пунктами [2]. В них также говорится об осуществлении иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования. В соответствии с этим, представленный перечень не является исчерпывающим, и каждый субъект имеет право внести в свой закон об образовании необходимые ему для этого пункты, которые будут направлены на достижение основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Согласно Конституции Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, являются Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) а также Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Министерствообрнауки РФ) [3]. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки также существует. Правительство РФ, Министерство просвещения и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ, а также органы управления образованием субъектов Российской Федерации (ДОО, ОО, УДО, УСПО, УВПО) имеют свои структуры управления образованием.

В отличие от других органов управления образованием, Рособрнадзор не является подведомственной организацией для федеральных органов управления образованием и действует самостоятельно. Каждый из уровней иерархии имеет свои полномочия в системе управления образованием. Россия занимает первое место в мире по количеству субъектов, которые входят в ее состав: 22 республики, 9 краев и 46 областей; 3 города федерального значения и 1 автономная область; 4 автономных округа. Одновременно, каждый субъект самостоятельно создает необходимую систему управления образованием и органами, которые в ней участвуют, для которых он разрабатывает соответствующую нормативно-правовую базу и организационно-экономический механизм управления.

Проблема разнообразия в структурах управления образованием не раз рассматривалась отечественными учеными и политологами, но впервые была рассмотрена на федеральном уровне в 2003 г., когда 17 ноября 2003 г. Минобразования РФ опубликовало официальное письмо № 38-06-11 «Об органах управления образованием», в котором привело результаты анализа организованных структур органов управления образованием субъектов РФ [4]. Данные различия в наименованиях органов управления образованием в субъектах и различия в наименовании должностей их руководителей были зафиксированы. Согласно цели, данное письмо было направлено на подготовку методических материалов и рекомендаций для совершенствования организационных структур органов управления образованием субъектов РФ.

По итогу, были разработаны и показаны типовые структуры управления, которые предусматривают рациональное распределение функций и эффективную организацию деятельности подразделений. Минобразования предложило определять наименование органа управления образованием субъектов Российской Федерации, основываясь на количестве государственных служащих и объеме выполняемой ими работы. Согласно предложению, слово «министерство» было предложено оставить только субъектам, имеющим статус республики, а для остальных использовать название «департамент».

Однако в настоящее время в субъектах РФ всё также имеются различные названия головных государственных органов управления образованием:

  1. Министерство образования;
  2. Государственный комитет по образованию;
  3. Департамент образования;
  4. Управление образования;
  5. Министерство науки и образования;
  6. Государственный институт образования;
  7. Комиссия по образованию;
  8. Управление по вопросам образования;
  9. Национальное агентство образования;
  10. Государственная служба образования [5].

Есть различия в наименованиях должностей, которые занимают руководители государственных органов управления образованием. В области образования можно встретить как начальника департамента, так и его заместителя, а также директора департамента (Ярославская, Владимирская, Орловская области) и руководителя. В регионах РФ государственные органы управления образованием осуществляют контроль за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории региона и органов местного самоуправления, которые занимаются управлением в сфере образования.

Уровень организации органов управления образованием в регионах показывает наличие дублирования одинаковых (с целью достижения одного и того же результата) функций и задач различными органами управления. Исходя из этого, в России существует особая модель управления образованием, которая обусловлена особенностями государственного устройства: федеративными отношениями между центрами регионов и их регионами, а также наличием самоуправления местного уровня, которое находится за пределами государственного аппарата. И, несмотря на рекомендации Минобразования РФ по оптимизации организационных структур органов управления образованием в субъектах РФ, предложенной типовой структуре и рекомендациям по рациональному распределению обязанностей внутри структур органов управления образованием, в субъектах РФ на данный момент по-прежнему присутствует большое разнообразие.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/constitution (дата обращения: 27.07.2024). 
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями на 02.07.2021 г.; редакция, действующая с 1 сентября 2021 г.) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических актов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 27.07.2024). 
3. Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации // Официальный сайт Минпросвещения России. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/6c9bc4f66210ee317ff39e861276f36e/ (дата обращения: 27.07.2024). 
4. Об органах управления образованием: Письмо Минобразования РФ от 17.11.2003 № 38-06-11 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических актов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901889012 (дата обращения: 27.07.2024). 
5. Региональные органы управления образованием // Официальный сайт Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/about/regions/ (дата обращения: 27.07.2024).