ПЕРЕДАЧА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВЕНЬ СУБЪЕКТОВ РОССИИ
Конференция: CCLXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCLXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПЕРЕДАЧА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВЕНЬ СУБЪЕКТОВ РОССИИ
Передача определенных полномочий в сфере образования на уровень субъектов России может иметь как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительные стороны передачи полномочий в сфере образования на уровень субъектов России:
- Локализация управления: субъекты России более приспособлены к региональным особенностям и потребностям образовательной системы, а также могут более эффективно реагировать на местные вызовы и проблемы.
- Развитие конкуренции: переложение части полномочий субъектам может способствовать стимулированию конкуренции между регионами и повышению качества образования.
- Увеличение ответственности: субъекты получают большую свободу действий, однако это также влечет за собой большую ответственность за результаты своей образовательной политики.
Отрицательные стороны передачи полномочий в сфере образования на уровень субъектов России:
- Нестабильность и неравенство: разница в финансировании образования между регионами может привести к неравномерному развитию образовательной системы и увеличению социальной неравности между регионами.
- Сложности в координации: переложение полномочий на уровень субъектов может усложнить взаимодействие и координацию между различными регионами, особенно в случае общенациональных образовательных программ и инициатив.
- Риск потери качества: отсутствие единых стандартов и контроля со стороны федерального уровня может привести к падению качества образования в некоторых регионах.
Таким образом, передача определенных полномочий в сфере образования на уровень субъектов России имеет как плюсы, так и минусы, и требует внимательного анализа и учета региональных особенностей при принятии соответствующих решений.
Передача определенных полномочий в сфере образования на уровень субъектов России является одним из принципов федерализма, который предусматривает разделение власти между федеральным и региональным уровнями. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, субъекты России имеют право на управление своими делами, включая в области образования [1].
Передача определенных полномочий в сфере образования на уровень субъектов может включать в себя следующие аспекты:
- Определение учебных планов и программ в соответствии с региональными особенностями и потребностями;
- Финансирование образовательных учреждений на территории субъекта в зависимости от их потребностей;
- Организация и контроль за качеством образования на уровне субъекта;
- Развитие дополнительного образования и культурно-просветительской деятельности.
Таким образом, передача определенных полномочий в сфере образования на уровень субъектов России позволяет более эффективно учитывать потребности и особенности каждого региона при организации образовательного процесса. Кроме того, это способствует развитию образования и поддержанию культурного разнообразия в стране. В соответствии с п. 2 ст. 72 Конституции РФ вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1]. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были разграничены полномочия органов государственной власти, осуществляющих управление образованием на федеральном и региональном уровнях. Это нашло отражение в статьях 6, 7, 8 и 9 закона [2]. Согласно федеральному закону, осуществляющему государственное управление в сфере образования, за осуществление этого управления несут ответственность федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.3 ст.89 в муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления [2]. Установленные в ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования, охватываются 13-ю пунктами [2]. В них также говорится об осуществлении иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования. В соответствии с этим, представленный перечень не является исчерпывающим, и каждый субъект имеет право внести в свой закон об образовании необходимые ему для этого пункты, которые будут направлены на достижение основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Согласно Конституции Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, являются Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) а также Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Министерствообрнауки РФ) [3]. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки также существует. Правительство РФ, Министерство просвещения и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ, а также органы управления образованием субъектов Российской Федерации (ДОО, ОО, УДО, УСПО, УВПО) имеют свои структуры управления образованием.
В отличие от других органов управления образованием, Рособрнадзор не является подведомственной организацией для федеральных органов управления образованием и действует самостоятельно. Каждый из уровней иерархии имеет свои полномочия в системе управления образованием. Россия занимает первое место в мире по количеству субъектов, которые входят в ее состав: 22 республики, 9 краев и 46 областей; 3 города федерального значения и 1 автономная область; 4 автономных округа. Одновременно, каждый субъект самостоятельно создает необходимую систему управления образованием и органами, которые в ней участвуют, для которых он разрабатывает соответствующую нормативно-правовую базу и организационно-экономический механизм управления.
Проблема разнообразия в структурах управления образованием не раз рассматривалась отечественными учеными и политологами, но впервые была рассмотрена на федеральном уровне в 2003 г., когда 17 ноября 2003 г. Минобразования РФ опубликовало официальное письмо № 38-06-11 «Об органах управления образованием», в котором привело результаты анализа организованных структур органов управления образованием субъектов РФ [4]. Данные различия в наименованиях органов управления образованием в субъектах и различия в наименовании должностей их руководителей были зафиксированы. Согласно цели, данное письмо было направлено на подготовку методических материалов и рекомендаций для совершенствования организационных структур органов управления образованием субъектов РФ.
По итогу, были разработаны и показаны типовые структуры управления, которые предусматривают рациональное распределение функций и эффективную организацию деятельности подразделений. Минобразования предложило определять наименование органа управления образованием субъектов Российской Федерации, основываясь на количестве государственных служащих и объеме выполняемой ими работы. Согласно предложению, слово «министерство» было предложено оставить только субъектам, имеющим статус республики, а для остальных использовать название «департамент».
Однако в настоящее время в субъектах РФ всё также имеются различные названия головных государственных органов управления образованием:
- Министерство образования;
- Государственный комитет по образованию;
- Департамент образования;
- Управление образования;
- Министерство науки и образования;
- Государственный институт образования;
- Комиссия по образованию;
- Управление по вопросам образования;
- Национальное агентство образования;
- Государственная служба образования [5].
Есть различия в наименованиях должностей, которые занимают руководители государственных органов управления образованием. В области образования можно встретить как начальника департамента, так и его заместителя, а также директора департамента (Ярославская, Владимирская, Орловская области) и руководителя. В регионах РФ государственные органы управления образованием осуществляют контроль за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории региона и органов местного самоуправления, которые занимаются управлением в сфере образования.
Уровень организации органов управления образованием в регионах показывает наличие дублирования одинаковых (с целью достижения одного и того же результата) функций и задач различными органами управления. Исходя из этого, в России существует особая модель управления образованием, которая обусловлена особенностями государственного устройства: федеративными отношениями между центрами регионов и их регионами, а также наличием самоуправления местного уровня, которое находится за пределами государственного аппарата. И, несмотря на рекомендации Минобразования РФ по оптимизации организационных структур органов управления образованием в субъектах РФ, предложенной типовой структуре и рекомендациям по рациональному распределению обязанностей внутри структур органов управления образованием, в субъектах РФ на данный момент по-прежнему присутствует большое разнообразие.