КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
CORRECTION OF HYPERACTIVITY OF PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION BY MEANS OF GAMES
Nadzhie Emirametova
Student of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Yuri Bobrik
Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Аннотация. Коррекция гиперактивности у дошкольников с ЗПР как психолого-педагогическая задача, на данный момент, является наиболее актуальной. На сегодняшний день синдромом дефицита внимания или гиперактивностью страдает 10% населения планеты. В данной статье рассмотрены основы коррекции гиперактивности средствами игры у дошкольников с ЗПР. Основная задача педагога – подобрать такие игры, которые способствовали бы улучшению состояния детей и активизации познавательной деятельности.
Abstract. Correction of hyperactivity in preschoolers with ZPR as a psychological and pedagogical task, at the moment, is the most urgent. To date, 10% of the world's population suffers from attention deficit hyperactivity disorder. This article discusses the basics of correcting hyperactivity by means of play in preschoolers with ZPR. The main task of the teacher is to choose such games that would contribute to improving the condition of children and enhancing cognitive activity.
Ключевые слова: гиперактивность, зпр, дошкольники, обучающиеся, коррекция, развитие, игра.
Keywords: hyperactivity, zpr, preschoolers, students, correction, development, game.
В дошкольном возрасте у учащихся структурированно развиваются важные психофизиологические уровневые составляющие психической деятельности:
- психомоторная активность;
- регуляция высших психических функций;
- эмоциональная регуляция.
От своевременного и структурированно правильного развития данных уровней зависит адаптационная составляющая поведения дошкольника в жизни социума. Также, основной составляющей, является развитие качества саморегуляции, что, по мнению ряда исследователей, является нарушенным звеном у детей с ЗПР. (И.А. Юркова, Г.Е. Сухарева, М.С.Певзнер, 3. Тржесоглавой) [1, c. 332].
В этиологии и патогенезе детей с задержкой психической деятельности уже в первые годы жизни наблюдается двигательная расторможенность, а иначе говоря – гиперактивность. Поведение детей с синдромом гиперактивности отличается множеством факторов и представлено следующими характеристиками:
- Неусидчивость;
- Нецеленаправленные действия;
- Дети не в состоянии довести начатое до конца:
- Повышенная эмоциональная возбудимость;
- Проявляется драчливость;
- Агрессивность;
- Импульсивность поведения [2, c. 112].
Дети с гиперактивностью не способны ограничивать свои желания, протестуют на замечания и запреты, упрямы. Гиперактивные дети по природе своей нозологии отличаются нарушением моторики - плохо развиты мелкие движения кистей, пальцев рук. В связи с этим, с трудом овладевают навыками самообслуживания, не в состоянии самостоятельно застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки [3, c. 443].
Кошелева А.Д отмечает, что гиперактивное поведение значительно усложняет жизнь ребенку и задерживает его в развитии. В связи с этим, необходимо находить правильное коррекционно-педагогическое воздействие для снижения симптомов гиперактичности [2, c. 388].
Помощь ребенку дошкольного возраста с ЗПР в избавлении от симптомов гиперактивности должна сочетать в себе множество подходов. Сочетание подходов должно сопровождаться с учетом взаимодействия и педагогов, и дефектолога, и родителя, и психолога, а также невролога. Коррекция гиперактивности должна сочетать в себе использование определенных методов, средств и приемов.
Под словом «Коррекция» в «Большом психологическом словаре» подразумевают систему целенаправленных мер, задача которых облегчить или исправить имеющийся недостаток психофизического плана. В «Педагогической энциклопедии» под коррекцией подразумевают исправление недостатков развития детей с отклонениями в психофизической составляющей, иначе говоря – аномальных детей [3, c. 116].
Психолого-педагогическая коррекция – это способ совместной профессиональной деятельности педагогов, психологов, медиков направленная на исправление имеющихся недостатков.
Игра, являющаяся ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, имеет огромное влияние на развитие многих сфер ребенка, начиная от психической деятельности, заканчивая физической составляющей. Игры бывают различных видов: интеллектуальные, дидактические, творческие, подвижные, художественные, спортивные [1, c. 116].
Кучма В.Р отмечает, что дидактические игры для гиперактивного ребенка важны в качестве регуляции эмоциональной составляющей, умственного развития, психологического корректора. Играя с гиперактивными детьми педагогу необходимо находить творческий подход. Для коррекции психоэмоционального состояния педагог должен учесть принцип «замедленности» в отношении дошкольников с гиперактивностью. Данный принцип основывается на прямом влиянии замедленных действий на мозговую деятельность ребенка. В ответ на гиперактивность педагогу необходимо продемонстрировать замедленность своих действий. Этого можно достичь, предлагая дошкольнику вообразить себя королем в «Царстве лени». Такой вид игры предполагает в себе выполнении всех действий замедленным планом [3, c. 78].
Анат Бэниаль отмечает, что принцип замедленности помогает дошкольнику воссоздать в головном мозге новые нейронные связи направленные на преодоление гиперативности путем образования нового шаблона, что помогает скорректировать его поведение.
Организация игр с гиперактивными дошкольниками должна избегать указаний на поторапливание. Игры не должны содержать в себе чрезмерно активные действия. В процессе игровой деятельности формируется множество положительных качеств, улучшается эмоциональный фон. Считая игру основным видом деятельности в дошкольном возрасте, следует применять ее всегда [1, c. 224].
Таким образом, коррекция гиерактивности дошкольников с задержкой психического развития происходит путем игровой деятельности. Игра, как ведущая деятельность дошкольников имеет множество положительных аспектов, следствием чего выступает ее практическая обособленность на протяжении всего становления ребенка.