Статья:

Основные трудности межличностного общения детей младшего школьного возраста

Конференция: XIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Мирзаянова Р.Р. Основные трудности межличностного общения детей младшего школьного возраста // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(19).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные трудности межличностного общения детей младшего школьного возраста

Мирзаянова Рената Рустемовна
студент, ТИ (ф) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», РФ, г. Нерюнгри
Мамедова Лариса Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ТИ (ф) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», РФ, г. Нерюнгри

 

Общение, согласно современным источникам, это «процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей» [5, с. 81].

Общение играет большую роль в психическом и психологическом развитии ребенка на самых ранних этапах становления личности.

Это процесс присвоения детьми общественно-исторического и полезного опыта путем общения со взрослыми, которые и являются его носителями.

Потребность в общении не является врожденной, она вырабатывается в течение жизни, развивается и формируется в жизненной практике общения ребенка с окружающими его людьми. В первые месяцы жизни оно выступает в виде биологической потребности, что обуславливается первичными органическими нуждами, в дальнейшем приобретая социальный характер, проявляющийся в интересе к окружающему миру и получении новых впечатлений.

Рассмотрим некоторые функции общения по Б.Ф. Ломову [4, с. 56]:

1) информационно-коммуникативная – это прием и передача информации от одного лица к другому;

2) регуляционно-коммуникативная – регулирует поведение человека в процессе совместной деятельности с окружающими;

3) аффективно-регуляционная – регулировка эмоционального состояния человека.

Основными мотивами общения могут являться:

1) познавательный – потребность в получении впечатлений;

2) деловой – потребность в совместной деятельности;

3) личностный – потребность в поддержке и общественном признании [3, c. 111].

Младший школьный возраст является особым периодом жизни ребенка. Приходя в первый класс, по причине перестройки отношения к действительности, некоторые дети сталкиваются с трудностями во взаимодействии и совместной деятельности со своими сверстниками. Как писал В.В. Давыдов – в школе возникает новая структура отношений [].

В школе к ребенку начинают предъявляться требования к его поведению, которые связаны с новой сферой общественных отношений, не ограничивающихся связью «ребенок-взрослый» и «ребенок-родитель». Учитель оценивает поведение детей, создает все нужные условия для их успешной социализации на протяжении всего периода обучения, а также становится фигурой, которая определяет психологическое состояние ребенка не только во время уроков, но и в семье.

Следовательно, в межличностном общении возникает новая связь – «ребенок-учитель». Именно на начальной стадии обучения в школе дети начинают принимать новые условия и пытаются строго следовать всем правилам.

В первые месяцы обучения еще не чувствуют себя частью единого коллектива, в связи с этим, как было сказано ранее, могут возникать некоторые трудности.    Они могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, а также с особенностями группы сверстников.

Данная проблема может обуславливаться тяжелым или затянувшимся периодом адаптации в школе.

Следствием этого бывают отклонения и проблемы в учебной деятельности, конфликты с одноклассниками и многое другое.  

Принято выделять 3 группы детей, имеющих трудности в межличностном общении [1, с. 25]:

Агрессивные дети. Как известно, бывают случаи в жизни ребенка, когда он проявлял агрессию, но, выделяя эту группу, в первую очередь, здесь обращается внимание на степень проявления агрессии у младшего школьника, на длительность агрессивной реакции, влияния ее на окружающих и на характер причин, вызвавших данное явление.

Эмоционально расторможенные дети. К этому типу относятся дети со слишком бурной реакцией на внешние раздражители. Если они выражают восторг, то в результате этого могут «завести» весь класс и наоборот, если они чем-то расстроены или обижены, то их плачь будет очень громким и вызывающим.

Застенчивые, робкие, ранимые дети. В отличие от предыдущей группы, эти дети не выражают громко и бурно свои эмоции, а напротив, стесняются и тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Как считает И.С. Кон, застенчивость – это самая распространенная трудность в межличностном общении детей. [2, с. 112].

Он утверждает, что такие дети отличаются от других пониженным уровнем экстраверсии, что проявляется в трудностях проявления коммуникативных качеств.

Такие дети в меньшей степени способны контролировать свое поведение в социуме, а также подвержены высокой тревожности.

По его мнению, чтобы межличностное общение протекало нормально, младшим школьникам нужно избавляться от их застенчивости и робости.       

Помимо всего вышеперечисленного, трудности в общении могут возникать из-за особенностей семейного воспитания и отношения к ребенку окружающих. Зная особенности семейного воспитания, появляется возможность объяснить причину трудного взаимодействия детей с другими людьми.

Успешное преодоление трудностей во многом зависит от учителя, его социальной компетенции, от умения и стремления понять эмоциональные проблемы, которые вызывают застенчивость, робость, в отдельных случаях агрессию. Так как общение младших школьников можно рассматривать через призму учебной деятельности, то в процессе обучения и совместной работы у детей устанавливаются новые взаимоотношения.

Таким образом, уже через некоторое время обучения у большинства первоклассников проходят робость и смущение от большого количества новых впечатлений.

Дети начинают обращать внимание на поведение соседа по парте, устанавливают контакты с симпатизирующими им одноклассниками, которые проявляют сходство интересов.

На первых этапах социально-психологической адаптации в новом коллективе у многих детей проявляются в целом несвойственные им черты характера (у одних – застенчивость, у других – развязность, агрессивность). Но по мере установления устойчивых взаимоотношений с одноклассниками каждый ребенок обнаруживает свои подлинные индивидуальные качества личности.

 

Список литературы:
1. Волкова Н.В. Личность и её формирование в детском возрасте- М. : Наука, 2006. - 112 с.
2. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2006. - 256 с.
3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – 2014. – 304 с. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.wikireading.ru/15075 (дата обращения 01.10.2018).
4. Ломов Б. Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. - 1979. - №8. - С. 34-47.
5. Луковцева А. К. Общение. – 2008. – 187 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bestreferat.ru/referat-298407.html (дата обращения: 01.10.18).