Основные трудности межличностного общения детей младшего школьного возраста
Конференция: XIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Основные трудности межличностного общения детей младшего школьного возраста
Общение, согласно современным источникам, это «процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей» [5, с. 81].
Общение играет большую роль в психическом и психологическом развитии ребенка на самых ранних этапах становления личности.
Это процесс присвоения детьми общественно-исторического и полезного опыта путем общения со взрослыми, которые и являются его носителями.
Потребность в общении не является врожденной, она вырабатывается в течение жизни, развивается и формируется в жизненной практике общения ребенка с окружающими его людьми. В первые месяцы жизни оно выступает в виде биологической потребности, что обуславливается первичными органическими нуждами, в дальнейшем приобретая социальный характер, проявляющийся в интересе к окружающему миру и получении новых впечатлений.
Рассмотрим некоторые функции общения по Б.Ф. Ломову [4, с. 56]:
1) информационно-коммуникативная – это прием и передача информации от одного лица к другому;
2) регуляционно-коммуникативная – регулирует поведение человека в процессе совместной деятельности с окружающими;
3) аффективно-регуляционная – регулировка эмоционального состояния человека.
Основными мотивами общения могут являться:
1) познавательный – потребность в получении впечатлений;
2) деловой – потребность в совместной деятельности;
3) личностный – потребность в поддержке и общественном признании [3, c. 111].
Младший школьный возраст является особым периодом жизни ребенка. Приходя в первый класс, по причине перестройки отношения к действительности, некоторые дети сталкиваются с трудностями во взаимодействии и совместной деятельности со своими сверстниками. Как писал В.В. Давыдов – в школе возникает новая структура отношений [].
В школе к ребенку начинают предъявляться требования к его поведению, которые связаны с новой сферой общественных отношений, не ограничивающихся связью «ребенок-взрослый» и «ребенок-родитель». Учитель оценивает поведение детей, создает все нужные условия для их успешной социализации на протяжении всего периода обучения, а также становится фигурой, которая определяет психологическое состояние ребенка не только во время уроков, но и в семье.
Следовательно, в межличностном общении возникает новая связь – «ребенок-учитель». Именно на начальной стадии обучения в школе дети начинают принимать новые условия и пытаются строго следовать всем правилам.
В первые месяцы обучения еще не чувствуют себя частью единого коллектива, в связи с этим, как было сказано ранее, могут возникать некоторые трудности. Они могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, а также с особенностями группы сверстников.
Данная проблема может обуславливаться тяжелым или затянувшимся периодом адаптации в школе.
Следствием этого бывают отклонения и проблемы в учебной деятельности, конфликты с одноклассниками и многое другое.
Принято выделять 3 группы детей, имеющих трудности в межличностном общении [1, с. 25]:
Агрессивные дети. Как известно, бывают случаи в жизни ребенка, когда он проявлял агрессию, но, выделяя эту группу, в первую очередь, здесь обращается внимание на степень проявления агрессии у младшего школьника, на длительность агрессивной реакции, влияния ее на окружающих и на характер причин, вызвавших данное явление.
Эмоционально расторможенные дети. К этому типу относятся дети со слишком бурной реакцией на внешние раздражители. Если они выражают восторг, то в результате этого могут «завести» весь класс и наоборот, если они чем-то расстроены или обижены, то их плачь будет очень громким и вызывающим.
Застенчивые, робкие, ранимые дети. В отличие от предыдущей группы, эти дети не выражают громко и бурно свои эмоции, а напротив, стесняются и тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
Как считает И.С. Кон, застенчивость – это самая распространенная трудность в межличностном общении детей. [2, с. 112].
Он утверждает, что такие дети отличаются от других пониженным уровнем экстраверсии, что проявляется в трудностях проявления коммуникативных качеств.
Такие дети в меньшей степени способны контролировать свое поведение в социуме, а также подвержены высокой тревожности.
По его мнению, чтобы межличностное общение протекало нормально, младшим школьникам нужно избавляться от их застенчивости и робости.
Помимо всего вышеперечисленного, трудности в общении могут возникать из-за особенностей семейного воспитания и отношения к ребенку окружающих. Зная особенности семейного воспитания, появляется возможность объяснить причину трудного взаимодействия детей с другими людьми.
Успешное преодоление трудностей во многом зависит от учителя, его социальной компетенции, от умения и стремления понять эмоциональные проблемы, которые вызывают застенчивость, робость, в отдельных случаях агрессию. Так как общение младших школьников можно рассматривать через призму учебной деятельности, то в процессе обучения и совместной работы у детей устанавливаются новые взаимоотношения.
Таким образом, уже через некоторое время обучения у большинства первоклассников проходят робость и смущение от большого количества новых впечатлений.
Дети начинают обращать внимание на поведение соседа по парте, устанавливают контакты с симпатизирующими им одноклассниками, которые проявляют сходство интересов.
На первых этапах социально-психологической адаптации в новом коллективе у многих детей проявляются в целом несвойственные им черты характера (у одних – застенчивость, у других – развязность, агрессивность). Но по мере установления устойчивых взаимоотношений с одноклассниками каждый ребенок обнаруживает свои подлинные индивидуальные качества личности.