Анализ и интерпретация результатов исследования формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе взаимодействия с семьей
Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ и интерпретация результатов исследования формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе взаимодействия с семьей
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, инициативного и компетентного российского гражданина России. В системе универсальных ценностей фундаментальная роль отводится здоровью и здоровому образу жизни, которыми должны овладеть молодые поколения.
Существует много определений терминов «здоровье» и «здоровый образ жизни». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье − это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Понятие «здоровый образ жизни» является одним из важнейших производных категории «здоровье», поскольку в современных условиях именно образ жизни влияет на здоровье человека. Это, прежде всего, здравый смысл, умный, активный образ жизни.
Семья играет важную роль в формировании здорового образа жизни среди детей в начальной школе. Человек проводит большую часть своей жизни в семье. Под влиянием образа жизни родителей и друзей образ жизни ребенка формируется в детстве.
Роль семьи в системе здорового образа жизни человека, во многом определяет, кем станет ребёнок в будущем, в том числе, какой образ жизни он изберёт. Таким образом, можно сделать вывод, что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения.
В рамках нашего исследования мы провели экспериментальную работу, целью которой являлось выявление уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников для разработки и проверки эффективности программы деятельности педагога с семьей по формированию здорового образа жизни у младших школьников.
Для оценки уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников была проведена диагностика с использованием трех методик: анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» Науменко Ю.В., анкета «Гармоничность образа жизни школьников» Н.С. Гаркуша, анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях» Н.С. Гаркуша [1, с.83].
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Показатели контрольной группы имеют незначительные отличия от показателей экспериментальной группы. В экспериментальной группе лидируют показатели среднего уровня сформированности здорового образа жизни, показатели высокого и среднего уровня практически равны.
В контрольной группе также лидирует средний уровень, но на втором месте показатели высокого уровня сформированности здорового образа жизни. Показатели низкого уровня занимают третье место в контрольной группе, но они имеют незначительную разницу с показателями высокого уровня.
Таблица 1.
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Группа |
«Отношение детей к ценности здоровья и зож» |
«Гармоничность образа жизни школьников» Н.С. Гаркуша |
«Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих зож мероприятиях» |
||||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
|
ЭГ |
23% |
44% |
32% |
23% |
54% |
23% |
26% |
41% |
33% |
КГ |
20% |
54% |
26% |
30% |
37% |
21% |
26% |
44% |
21% |
Учитывая результаты исследования и анализ существующих программ внеурочной деятельности, мы разработали программу деятельности педагога «Мир здоровья» с семьей по формированию здорового образа жизни у младших школьников.
Программа «Мир здоровья» включает в себя ряд важных компонентов: повышение уровня представлений о здоровом образе жизни педагогов, родителей, детей и их семьи в целом; профилактика заболеваний; просвещение родителей (законных представителей) с целью оздоровления семейных отношений, взаимоотношений между её членами; формирование здоровых, полезных привычек и искоренению вредных для здоровья.
После внедрения программы внеурочной деятельности взаимодействия с семьей «Мир здоровья» в экспериментальную группу показатели высокого уровня сформированности здорового образа жизни у обучающихся увеличились. Показатели среднего уровня уменьшились. Показатели низкого уровня в экспериментальной группе уменьшились.
После проведения классных часов в контрольной группе показатели высокого уровня сформированности здорового образа жизни у обучающихся увеличились. Показатели среднего уровня у обучающихся уменьшились. Показатели низкого уровня в контрольной группе уменьшились.
Показатели обеих групп примерно сравнялись. Наибольшее количественное значение в экспериментальной и контрольной группах имеют показатели высокого и среднего уровня сформированности здорового образа жизни.
Таблица 2.
Результаты контрольного этапа эксперимента
Группа |
«Отношение детей к ценности здоровья и зож» |
«Гармоничность образа жизни школьников» Н.С. Гаркуша |
«Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих зож мероприятиях» |
||||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
|
ЭГ |
47% |
40% |
13% |
50% |
41% |
9% |
54% |
30% |
16% |
КГ |
40% |
33% |
27% |
44% |
33% |
23% |
44% |
37% |
19% |
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что разработанная нами программа внеурочной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников в процессе взаимодействия с семьей может быть использована учителями начальной школы [4, с. 111].
Семья представляет собой многоплановую систему, в которой существуют не только отношения и взаимодействия между родителями и детьми, но также и проникновение в мир взрослых и мир детей, что по понятным причинам может помочь детям понять образ семьи. Взаимодействие учителей с ученическими семьями является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социальных отношений.
После того, как работа учителя с семьей по программе развилась, уровень семей, мало осведомленных о формировании здорового образа жизни у младших школьников, повысился.
Таким образом, цели и задачи, поставленные в работе, полностью реализованы. Гипотеза подтверждается. Программа, интегрированная в образовательный процесс, показала свою эффективность в решении задач нашего исследования.