Статья:

Анализ и интерпретация результатов исследования формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе взаимодействия с семьей

Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сотникова О.В. Анализ и интерпретация результатов исследования формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе взаимодействия с семьей // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(75). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/6(75).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ и интерпретация результатов исследования формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе взаимодействия с семьей

Сотникова Ольга Викторовна
магистрант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск
Жукова Марина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, инициативного и компетентного российского гражданина России. В системе универсальных ценностей фундаментальная роль отводится здоровью и здоровому образу жизни, которыми должны овладеть молодые поколения.

Существует много определений терминов «здоровье» и «здоровый образ жизни». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье − это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Понятие «здоровый образ жизни» является одним из важнейших производных категории «здоровье», поскольку в современных условиях именно образ жизни влияет на здоровье человека. Это, прежде всего, здравый смысл, умный, активный образ жизни.

Семья играет важную роль в формировании здорового образа жизни среди детей в начальной школе. Человек проводит большую часть своей жизни в семье. Под влиянием образа жизни родителей и друзей образ жизни ребенка формируется в детстве.

Роль семьи в системе здорового образа жизни человека, во многом определяет, кем станет ребёнок в будущем, в том числе, какой образ жизни он изберёт. Таким образом, можно сделать вывод, что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения.

В рамках нашего исследования мы провели экспериментальную работу, целью которой являлось выявление уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников для разработки и проверки эффективности программы деятельности педагога с семьей по формированию здорового образа жизни у младших школьников.

Для оценки уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников была проведена диагностика с использованием трех методик: анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» Науменко Ю.В., анкета «Гармоничность образа жизни школьников» Н.С. Гаркуша, анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях» Н.С. Гаркуша  [1, с.83].

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Показатели контрольной группы имеют незначительные отличия от показателей экспериментальной группы. В экспериментальной группе лидируют показатели среднего уровня сформированности здорового образа жизни, показатели высокого и среднего уровня практически равны.

В контрольной группе также лидирует средний уровень, но на втором месте показатели высокого уровня сформированности здорового образа жизни. Показатели низкого уровня занимают третье место в контрольной группе, но они имеют незначительную разницу с показателями высокого уровня.

Таблица 1.

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Группа

«Отношение детей к ценности здоровья и зож»

«Гармоничность образа жизни школьников» Н.С. Гаркуша

«Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих зож мероприятиях»

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

ЭГ

23%

44%

32%

23%

54%

23%

26%

41%

33%

КГ

20%

54%

26%

30%

37%

21%

26%

44%

21%

 

Учитывая результаты исследования и анализ существующих программ внеурочной деятельности, мы разработали программу деятельности педагога «Мир здоровья» с семьей по формированию здорового образа жизни у младших школьников.

Программа «Мир здоровья» включает в себя ряд важных компонентов: повышение уровня представлений о здоровом образе жизни педагогов, родителей, детей и их семьи в целом; профилактика заболеваний; просвещение родителей (законных представителей) с целью оздоровления семейных отношений, взаимоотношений между её членами; формирование здоровых, полезных привычек и искоренению вредных для здоровья.

После внедрения программы внеурочной деятельности взаимодействия с семьей «Мир здоровья» в экспериментальную группу показатели высокого уровня сформированности здорового образа жизни у обучающихся увеличились. Показатели среднего уровня уменьшились. Показатели низкого уровня в экспериментальной группе уменьшились.

После проведения классных часов в контрольной группе показатели высокого уровня сформированности здорового образа жизни у обучающихся увеличились. Показатели среднего уровня у обучающихся уменьшились. Показатели низкого уровня в контрольной группе уменьшились.

Показатели обеих групп примерно сравнялись. Наибольшее количественное значение в экспериментальной и контрольной группах имеют показатели высокого и среднего уровня сформированности здорового образа жизни.

Таблица 2.

Результаты контрольного этапа эксперимента

Группа

«Отношение детей к ценности здоровья и зож»

«Гармоничность образа жизни школьников» Н.С. Гаркуша

«Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих зож мероприятиях»

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

ЭГ

47%

40%

13%

50%

41%

9%

54%

30%

16%

КГ

40%

33%

27%

44%

33%

23%

44%

37%

19%

 

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что разработанная нами программа внеурочной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников в процессе взаимодействия с семьей может быть использована учителями начальной школы [4, с. 111].

Семья представляет собой многоплановую систему, в которой существуют не только отношения и взаимодействия между родителями и детьми, но также и проникновение в мир взрослых и мир детей, что по понятным причинам может помочь детям понять образ семьи. Взаимодействие учителей с ученическими семьями является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социальных отношений.

После того, как работа учителя с семьей по программе развилась, уровень семей, мало осведомленных о формировании здорового образа жизни у младших школьников, повысился.

Таким образом, цели и задачи, поставленные в работе, полностью реализованы. Гипотеза подтверждается. Программа, интегрированная в образовательный процесс, показала свою эффективность в решении задач нашего исследования.

 

Список литературы:
1. Амосова, Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учеб.пособие [Текст] / Ю.Е.Амосова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 119с.
2. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе [Текст] / Н.А. Горохова. – 2010. − №7. – 32-38с.
3. Жукова, М.В. Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в работе с семьей по профилактике аддиктивных форм поведения [Электронный ресурс]. URL:  http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/4574/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%A1%D0%B1._%D0%A7.1.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: (23.12.2019 г.)