Ресурсы IT: инструмент или барьер в профессиональном развитии педагога
Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Ресурсы IT: инструмент или барьер в профессиональном развитии педагога
В соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования одним из основных метапредметных результатов освоения образовательной программы является «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий» [4]. Процесс модернизации в системе российского образования и в целом социально-экономические преобразования предполагают сочетание традиционного обучения с использованием цифровых ресурсов, которые должны обеспечивать оптимизацию учебного процесса. Нынешние условия требуют высокий уровень профессионального развития педагогически работников и диктуют правила педагогической деятельности: постоянное самосовершенствование, активное взаимодействие с коллегами и непрекращающееся получение знаний. [2] Креативность наряду с мобильностью являются необходимыми качествами современного педагога. Но готовы ли педагоги к быстро меняющимся тенденциям и способны ли адекватно воспринимать условия цифровой эпохи? К чему ведёт низкая информационная грамотность?
Затрагиваемую нами проблему можно сформулировать следующим образом: стремительно развивающиеся ресурсы информационных технологий (далее – IT) не осваиваются в полной мере педагогическими работниками, вследствие чего низкий уровень IT-компетентности влечёт за собой недостаточно мобильную организацию образовательного процесса.
Под IT ("information technologies") мы понимаем комплекс наук или дисциплин, связанных с процессами создания, хранения и обработки информации с помощью вычислительной техники. Вслед за М. И. Шубинским [3] выделяем следующие группы ресурсов IT:
– данные (информационные объекты: структурированные и неструктурированные, графические и звуковые и т. п.);
– прикладные системы включают в себя автоматизированные и ручные процедуры;
– технологии (операционные системы, системы управления данными, технические средства, сетевое оборудование и программы, мультимедиа и др.);
– средства поддержки (вспомогательные ресурсы, оборудование, помещения, необходимые для поддержки функционирования информационных систем).
Таким образом, к ресурсам IT относятся и технические средства, и информационные данные.
В целях повышения эффективности работы школы информатизация образования и, в частности, школы основывается на внедрении ресурсов IT. Это подобно тому, как в сфере производства повышается производительность труда за счёт средств автоматизации и механизации. Средства IT относятся к новому поколению технических средств, а «их использование повышает культуру и результативность педагогического труда» [1, с. 22].
Какие изменения в течение последнего десятилетия можно было заметить в образовательных организациях? Школы оснащались компьютерными классами и соответственно компьютерами. Уже ставшие традиционными технические средства (магнитофоны, слайд-проектор и др.) заменялись на цифровые проекторы, интерактивные доски, документ-камеры и другое оборудование. Постепенно в школах происходило подключение к сети Интернет. Со временем информационная среда стала создаваться не только в пределах кабинетах информатики. Возможности IT применяются и для активизации освоениями учащимися естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
В преподавательской работе IT используется «при подготовке, хранении и совместном использовании учителями своих разработок к каждому занятию, а также презентаций, заданий и других учебно-методических материалов» [1, с. 62]. Педагог также готовит информацию для наполнения сайта, состоящую из материалов для занятий, входящих в учебную программу.
Ресурсы IT помогают создавать условия и для методической и исследовательской работы педагогов: создание и пополнение базы учебно-методических материалов, поиск новых организационных форм и методов работы.
Для непрерывного профессионального образования через Интернет предоставляются курсы профессиональной подготовки ведущими педагогическими центрами, которые современный педагог проходит наряду с конференциями и семинарами.
Но в полной ли мере IT-ресурсы используются педагогическими работниками? По определению зарубежного американского исследователя М. Пренски, пользователей новых технологий можно поделить на «цифровых аборигенов» и «цифровых мигрантов» [5]. Ко вторым относится старшее поколение, которое чувствует себя обособленно в цифровом пространстве. В сравнении с молодым поколением педагоги не родились и не выросли во время повсеместного распространения информационных технологий и сети Интернет. У старшего поколения педагогических работников менее развита цифровая грамотность, поэтому использование ресурсов IT не эффективно. Они не уделяют внимание развитию в области информационных технологий, вследствие чего в пользовании и освоении педагогами и учениками возникает «цифровой разрыв».
Так инструмент или барьер в профессиональном развитии ресурсы IT? Ответить на этот вопрос сложно из-за неоднородности цифрового неравенства среди молодых и старших педагогов. Ясно одно – педагог должен повышать уровень цифровой компетентности в независимости от своего возраста и преподаваемой дисциплины.