Статья:

Ресурсы IT: инструмент или барьер в профессиональном развитии педагога

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бобрикова Т.А. Ресурсы IT: инструмент или барьер в профессиональном развитии педагога // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(9).pdf (дата обращения: 08.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Ресурсы IT: инструмент или барьер в профессиональном развитии педагога

Бобрикова Татьяна Анатольевна
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

В соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования одним из основных метапредметных результатов освоения образовательной программы является «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий» [4]. Процесс модернизации в системе российского образования и в целом социально-экономические преобразования предполагают сочетание традиционного обучения с использованием цифровых ресурсов, которые должны обеспечивать оптимизацию учебного процесса. Нынешние условия требуют высокий уровень профессионального развития педагогически работников и диктуют правила педагогической деятельности: постоянное самосовершенствование, активное взаимодействие с коллегами и непрекращающееся получение знаний. [2] Креативность наряду с мобильностью являются необходимыми качествами современного педагога. Но готовы ли педагоги к быстро меняющимся тенденциям и способны ли адекватно воспринимать условия цифровой эпохи? К чему ведёт низкая информационная грамотность?

Затрагиваемую нами проблему можно сформулировать следующим образом: стремительно развивающиеся ресурсы информационных технологий (далее – IT) не осваиваются в полной мере педагогическими работниками, вследствие чего низкий уровень IT-компетентности влечёт за собой недостаточно мобильную организацию образовательного процесса.

Под IT ("information technologies") мы понимаем комплекс наук или дисциплин, связанных с процессами создания, хранения и обработки информации с помощью вычислительной техники. Вслед за М. И. Шубинским [3] выделяем следующие группы ресурсов IT:

– данные (информационные объекты: структурированные и неструктурированные, графические и звуковые и т. п.);

– прикладные системы включают в себя автоматизированные и ручные процедуры;

– технологии (операционные системы, системы управления данными, технические средства, сетевое оборудование и программы, мультимедиа и др.);

– средства поддержки (вспомогательные ресурсы, оборудование, помещения, необходимые для поддержки функционирования информационных систем).

Таким образом, к ресурсам IT относятся и технические средства, и информационные данные.

В целях повышения эффективности работы школы информатизация образования и, в частности, школы основывается на внедрении ресурсов IT. Это подобно тому, как в сфере производства повышается производительность труда за счёт средств автоматизации и механизации. Средства IT относятся к новому поколению технических средств, а «их использование повышает культуру и результативность педагогического труда» [1, с. 22].

Какие изменения в течение последнего десятилетия можно было заметить в образовательных организациях? Школы оснащались компьютерными классами и соответственно компьютерами. Уже ставшие традиционными технические средства (магнитофоны, слайд-проектор и др.) заменялись на цифровые проекторы, интерактивные доски, документ-камеры и другое оборудование. Постепенно в школах происходило подключение к сети Интернет. Со временем информационная среда стала создаваться не только в пределах кабинетах информатики. Возможности IT применяются и для активизации освоениями учащимися естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

В преподавательской работе IT используется «при подготовке, хранении и совместном использовании учителями своих разработок к каждому занятию, а также презентаций, заданий и других учебно-методических материалов» [1, с. 62]. Педагог также готовит информацию для наполнения сайта, состоящую из материалов для занятий, входящих в учебную программу.

Ресурсы IT помогают создавать условия и для методической и исследовательской работы педагогов: создание и пополнение базы учебно-методических материалов, поиск новых организационных форм и методов работы.

Для непрерывного профессионального образования через Интернет предоставляются курсы профессиональной подготовки ведущими педагогическими центрами, которые современный педагог проходит наряду с конференциями и семинарами.

Но в полной ли мере IT-ресурсы используются педагогическими работниками? По определению зарубежного американского исследователя М. Пренски, пользователей новых технологий можно поделить на «цифровых аборигенов» и «цифровых мигрантов» [5]. Ко вторым относится старшее поколение, которое чувствует себя обособленно в цифровом пространстве. В сравнении с молодым поколением педагоги не родились и не выросли во время повсеместного распространения информационных технологий и сети Интернет. У старшего поколения педагогических работников менее развита цифровая грамотность, поэтому использование ресурсов IT не эффективно. Они не уделяют внимание развитию в области информационных технологий, вследствие чего в пользовании и освоении педагогами и учениками возникает «цифровой разрыв».

Так инструмент или барьер в профессиональном развитии ресурсы IT? Ответить на этот вопрос сложно из-за неоднородности цифрового неравенства среди молодых и старших педагогов. Ясно одно – педагог должен повышать уровень цифровой компетентности в независимости от своего возраста и преподаваемой дисциплины.

 

Список литературы:
1. Асмолов А. Г., Семёнов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. – М.: Изд-во «НексПринт», 2010. – 95 с.
2. Симонова Е. Г. Исследование психологических барьеров профессионального развития педагогов образовательных организаций // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 6. – С. 198–203.
3. Шубинский М. И. Оценка качества информатизации образовательных учреждений // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Том 2. Секция: Педагогические и психологические науки / СПб.: – Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего», 2013.– С. 129–133.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // URL:  https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 16.10.2018).
5. Prensky, M. Digital Natives, Digital Immigrants: a new way to look at ourselves and our kids / M. Prensky // On the Horizon. – 2001. – Vol. 9,№5. – P. 1–6.