Статья:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Конференция: CLXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сеитмуратова А.Э. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(166). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(166).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сеитмуратова Алина Эскендеровна
студент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Ляшенко Александр Николаевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

SOCIALIZATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH ZPR THROUGH GAMING TECHNOLOGIES

 

Alina Seitmuratova

Student of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol

Alexander Lyashenko

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol

 

Аннотация. Нозологические особенности детей с ЗПР дают основание полагать, что для более успешной интеграции главная задача дефектолога – социализировать дошкольника. Данная задача начинает решаться еще в старшем дошкольном возрасте в связи с переходом в новый социальный круг – школу. Для успешной социализации дефектологу необходимо продумать систему методов и технологий. В связи с учетом возрастных особенностей и ведущей деятельности дошкольника социализация происходит, подчиняясь технологиям игры. В данной статье речь идет о социализации детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.

Abstract. Nosological features of children with ASD give reason to believe that for more successful integration, the main task of a defectologist is to socialize a preschooler. This task begins to be solved at the senior preschool age in connection with the transition to a new social circle – school. For successful socialization, a defectologist needs to think through a system of methods and technologies. Due to the age characteristics and the leading activity of the preschooler, socialization takes place, obeying the technologies of the game. In this article we are talking about the socialization of older preschool children through gaming technologies.

 

Ключевые слова: дошкольник, игра, ведущая деятельность, ЗПР, особенности, развитие, участие, методы, приемы, технологии.

Keywords: preschooler, game, leading activity, ZPR, features, development, participation, methods, techniques, technologies.

 

В современных условиях и рамках общественной жизни в социуме наиболее важной задачей в воспитании дошкольника с ЗПР является его социализация. По данным различных исследований, дети с задержкой психического развития составляют почти четвертую часть среди своих сверстников [1, c. 202].

Задержка психического развития – это темповое отставание в различных сферах психической деятельности. ЗПР носит характер пограничности, и имеет обратимую форму. ЗПР отмечается слабовыраженным характером и находится между нормой и патологией. Дети с ЗПР не имеют таких выраженных нарушений в развитии как умственно отсталые, и чаще всего имеют сложности в социальной и школьной адаптации [1, c. 170].

Дети с ЗПР отмечаются импульсивностью, невозможностью сконцентрировать внимание на объектах, девиациями в поведении, неорганизованностью, быстрой переключаемостью видов деятельности, меньшей коммуникативной потребностью в общении со сверстниками.

Недоразвитие познавательной деятельности, бедность в проявлении эмоций, нарушения внимания, памяти, восприятия, мышления, отдельных анализаторных систем усложняют интеграционные процессы [2, c 12].

Проблемой социализации детей с ЗПР занимались еще в 50-60е годы XX века отечественные психологи и педагоги. Это объяснялось ростом количества детей с ЗПР, и возросшими образовательными потребностями с усложненными программами обучения. 

Различными дефектологами доказано, что качество жизни ребенка с ЗПР напрямую зависит не от его дефектных нарушений, а от качества социальной интеграции. Анализ причин затрудненной интеграции позволяет устранить их и воссоздать условия, ведущие к благоприятной социализации [4, c. 115].

Одной из важнейших задач в воспитании дошкольников с ЗПР является развитие такого личностного качества, как социальная компетентность. Социальная компетентность – это такое качество, которое формируется у ребенка в процессе овладения знаний о действительности жизни в окружающей среде. То есть это те знания умения и навыки, которые позволят дошкольнику ориентироваться в условиях повседневности, преодолевая различные проблемы через коммуникативное взаимодействие.  Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР подчиняется различным методам и приемам [6, c 110].

Социальная компетенция основывается на следующих составляющих:

- мотивационная;

- поведенческая;

- когнитивная;

- эмоциональная.

В связи с тем, что ведущая деятельность у детей выделяемых возрастных рамок является игра, развитие социальных компетенций происходит через ее условия.

Основное направление формирования социальной компетенции – эмоциональное. Дефектологу необходимо развить в детях:

- умение слушать и понимать;

- объяснять свою точку зрения;

- обращаться за помощью, советом:

- разрешать конфликтные ситуации;

- научится ориентироваться.

Все перечисленные выше направления достигаются дефектологом через игру. Игры в дошкольной среде делятся на:

- словесные

- игры манипуляции

- настольно печатные [5, c. 220].

К словесным играм относят игры без опоры на какой-либо наглядный материал. В словесных играх воздействие на анализаторную систему ребенка происходит посредством слова.

К  играм манипуляциям относят игры с использованием предметных основ. Это могут быть как предметы быта, так и природные материалы.

К настольно печатным относят игры по типу домино, лото, игра на классификации картинок и т.д [5, c. 225].

В дошкольном детстве игра выступает как основное средство социализации, так как через игру ребенок обучается, получает опыт, моделирует различные ситуации. Игра в дошкольном возрасте это маленькая виртуальная реальность, через которую ребенок получает опыт и самовыражается [3, c. 81].

Таким образом, социализация детей дошкольного возраста с ЗПР происходит с учетом ведущей деятельности, а именно – игры.

 

Список литературы:
1. Ворошнина, О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования : учебник / О. Р. Ворошнина. — Пермь : ПГГПУ, 2015. — 217 с. 
2. Донцов, Д. А. Возрастная психология и психология развития личности в макропериоде детства, в отрочестве и юности : учебное пособие / Д. А. Донцов, М. В. Донцова ; под редакцией Д. А. Донцов. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 308 с.
3. Казанцева, Е. А. Игровые технологии в образовании : учебное пособие / Е. А. Казанцева. — Курган : КГУ, 2021. — 112 с. 
4. Каменева, И. В. Психология и педагогика игровой деятельности : учебное пособие / И. В. Каменева. — Архангельск : САФУ, 2019. — 75 с.
5. Овчинникова, Т. С. Заикание: игры и  игровые упражнения для работы с дошкольниками. Методическое пособие для логопедов и воспитателей : учебное пособие / Т. С. Овчинникова, Н. В. Позднякова, М. О. Вайполина ; под редакцией Т. С. Овчинниковой. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. — 400 с.
6. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов.- Изд. 2-е, испр. и дополн. - М., 2003. - 152 с.