Статья:

Актуальные проблемы управления внутренней системой оценки качества образования в школе

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Султанова И.С. Актуальные проблемы управления внутренней системой оценки качества образования в школе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы управления внутренней системой оценки качества образования в школе

Султанова Ирина Сергеевна
магистрант, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск

 

Вопросы качества образования во всем мире становятся актуальными в конце XX века, когда начинает осуществляться переход к информационному обществу, и соответственно изменяется миссия общеобразовательной школы. Если в индустриальном обществе целью образования была передача обучающимся необходимого и достаточного для успешной социализации объема информации, то информационное общество требует научить обучающихся самостоятельно работать с информационными потоками, отбирая необходимое, отсеивая недостоверное, структурируя полученные знания и самостоятельно осваивая новые способы действия. Наряду с этим успешная социализация выпускников школы обеспечивается умениями работать в команде, организовывать свою деятельность, в том числе учебную, сформированными гражданской позицией и моральными установками.

Вышеперечисленные цели легли в основу концепции федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования. При этом ФГОС сегодня определяет содержание понятия «качество образования» согласно положениям Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2, п. 29): «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [Н].

Требования ФГОС распространяются на содержание, условия образовательной деятельности и ее результаты. Следовательно, данное триединство и есть функционально-организационное ядро параметров ВСОКО. 

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) относит наличие и функционирование положения о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) к компетенции образовательной организации (далее – ОО) [Н]. Данный нормативно-правовой посыл означает, что каждая ОО разрабатывает свою систему современной оценки качества обучения, принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур.

Основными объектами внутренней системы оценки качества образования, исходя из структуры ФГОС общего образования, стали «планируемые результаты», «структура основной образовательной программы общеобразовательной организации», «условия реализации основной образовательной программы».

В силу особенностей образовательной среды ОО, ее миссии, ресурсного потенциала и т. д., единого (федерального или регионального) пакета результатов быть не может. Одни и те же требования ФГОС могут быть по-разному адаптированы к специфике образовательной деятельности разных ОО. Поэтому результаты планирует администрация и педагогический коллектив ОО. Поскольку результаты (целевые ориентиры) образования различны для каждой ОО, то и ВСОКО, как оценка достижения образовательных результатов и выполнения «дорожной карты» развития условий, тоже будет разной. В соответствии с Федеральным законом № 273 -  ВСОКО не может регламентироваться на федеральном уровне и даже в случае следования каким-то примерным порядкам регионального значения останется самостоятельной, оригинальной единицей образовательной практики современной ОО и социальной практики в школе.

Таким образом, каких-либо единых требований и рекомендаций на этот счет не существует и, по логике вышеозначенного положения закона, не предусмотрено. Тем самым возникает проблема в необходимости ориентиров, ссылаясь на которые, можно было бы должным образом обеспечить функционирование ВСОКО.

Таким образом под внутренней системой оценки качества образования (далее ВСОКО) понимается система мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством обеспечения полной, своевременной и объективной информации о качестве образовательных программ, которые реализует ОО, и результатах освоения программ обучающимися [Н, с. Н].

ВСОКО функционирует как единая система контроля и оценки качества образования в образовательной организации (далее ОО) и включает в себя:

– субъекты контрольно-оценочной деятельности;

– контрольно-оценочные процедуры;

– контрольно-измерительные материалы;

– аналитические документы для внутреннего потребления;

– информационно-аналитические продукты для трансляции в публичных источниках. Направления ВСОКО следующие:

– качество образовательных программ;

– качество условий реализации образовательных программ;

– качество образовательных результатов обучающихся;

– удовлетворенность потребителей качеством образования.

Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года; результаты обобщаются на этапе подготовки ОО отчета о самообследовании.

Основные мероприятия ВСОКО, в том числе мероприятия внутришкольного контроля [Н, с. Н]:

– оценка соответствия реализуемых в ОО образовательных программ федеральным требованиям;

– контроль реализации рабочих программ;

– оценка условий реализации ООП федеральным требованиям;

– контроль состояния условий реализации ООП и мониторинг реализации «дорожной карты» развития условий реализации ООП;

– мониторинг сформированности и развития метапредметных образовательных результатов.

– оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ;

– мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении предметных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ;

– мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у обучающихся личностных УУД;

– контроль реализации Программы воспитания;

– контроль реализации Программы коррекционной работы;

– оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования;

– систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитических документов по итогам ВСОКО;

– подготовка текста отчета о самообследовании, в том числе для размещения на официальном сайте ОО.

Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в годовой план работы ОО.

Таким образом, данная тема является актуальной, так как Федеральный закон № 273-ФЗ относит наличие и функционирование положения о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) к компетенции образовательной организации.

Несмотря на то, что единых требований и рекомендаций на этот счет нет, тем не менее существует необходимость ориентиров, ссылаясь на которые, можно было бы должным образом обеспечить функционирование ВСОКО.

Дальнейшая работа будет построена в этом направлении.

 

Список литературы:
1. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2009г № 351-п (в редакции от 10.12. 2010 № 339-п) «О региональной системе оценки качества образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры».
2. Попова Г.П, Размерова Г.А., Ремчукова И.Б. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование / автор – составитель Г.П. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2007 – 124с.
3. Распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 февраля 2010г № 91-рп «Стратегия развития образования Ханты – Мансийского автномного округа – Югры до 2020 года».
4. Третьяков П.И. Школа: Управление качеством образования по результатам. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «УЦ «Перспектива», 2009. – 492с.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации". - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=286908&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.006552694658643166#0 (Дата обращения: 08.01.2018).