Статья:

Особенности применения природного материала в развитии детей старшего дошкольного возраста

Конференция: XLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Курашкина Д.А. Особенности применения природного материала в развитии детей старшего дошкольного возраста // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(42).pdf (дата обращения: 27.05.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 13 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности применения природного материала в развитии детей старшего дошкольного возраста

Курашкина Дария Анатольевна
студент, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск
Котлякова Татьяна Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск

 

Природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает детей, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а природный материал является отличным стимулом для развития фантазии и воображения. Важную роль природы и природных материалов в развитии образного и логического мышления подчеркивал еще К. Д. Ушинский [6]. В развитии наглядно-образного мышления, применение природного материала дает новый чувственный опыт, который дети получают от восприятия природы. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности, сближая ребёнка с родной природой.

Для того чтобы организовать работу из природного материала целесообразным и эффективным способом, необходимо четко определить ее примерное содержание и требования для старших дошкольников. Содержание творческого воспитания должно быть направлено на формирование и развитие восприятия, воображения, памяти, развитие интересов и склонностей, способствующих возникновению активного отношения к жизни. Важное значение имеет задача последовательного, систематического и целенаправленного, ежедневного кропотливого труда, заинтересованного отношения к детям [2, с.48].

В начале занятия воспитатель должен сообщить детям, с какой целью и почему они будут делать ту или иную поделку, и использовать ее по назначению (например, в качестве подарка или игрушки для украшения елки).

Успех занятия зависит от предварительной подготовки. Воспитатель заранее должен продумать, что дети будут делать и какой материал потребуется. Для этого воспитатель вместе с детьми на прогулке могут собрать материал (желуди, мох, веточки и др.), обговорив заранее свои будущие поделки, активно обсуждая его соответствие конструктивному замыслу: желуди, мелкие – для головы, крупные – для туловища, веточки – для рук, ног, лап. С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к реке камушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые. На прогулке дети расширяют свое представление об окружающем мире, учатся внимательно присматриваться к различным явлениям, сохранять целостность восприятия при создании игрушек из природного материала [5].

Весь природный материал делится на две группы:

• Растительный (листья деревьев, цветы, кора, шишки и другое)

• Минеральный (песок, камешки, ракушки)

При сборе природного материала сложно предусмотреть, что именно подойдет на изготовление конкретной поделки, так как создание поделки - процесс творческий. Она создается импровизировано, поэтому материал нужно собирать больше, чем требуется для проведения одного занятия. Для создания поделки требуется большой выбор разного материала [4].

Природный материал обладает огромным потенциалом для различных видов деятельности детей, его использование помогает активно усваивать и использовать полученные знания. Более того, некоторые природные материалы имеют оздоровительное значение. Чаще всего, большими возможностями обладает работа с песком, которая называется «песочная терапия» или «терапия песком». Работа с природным материалом эмоционально разгружает дошкольников и повышает их жизненный тонус.

Сбор и оформление гербария является одним из интересных и полезных форм работы с природным материалом. Собирание коллекции гербария может стать увлекательной и объединяющей деятельностью детей и родителей, ведь ее можно собирать в совместных дальних поездках и постоянно пополнять свою коллекцию. Подготовленные сухие листья можно приклеивать по одному образцу, а ниже делать подписи – из какого дерева этот лист. Это будет не только увлекательным занятием, но и расширит кругозор дошкольников. [1, c.56].

Создание композиций из природного материала не просто вооружает дошкольников умениями и навыками, но будит их интеллектуальную и творческую активность, учит их планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей старшего дошкольного возраста формируются умения анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты. В процессе составления композиций из природного материала совершенствуются умения пользоваться такими инструментами как шило, стеки, игла и т. д.

Работа над различными композициями формирует коммуникативные навыки и обогащает эмоциональную сферу дошкольников. Кроме того, работа с природными материалами сближает детей с родной природой, формирует навыки экологической культуры и воспитывает бережное отношение к окружающей среде. В наше время все это особенно актуально, поскольку нынешняя экологическая ситуация во всем мире диктует изменения потребительского мировоззрения по отношению к природе и ставит перед педагогами задачу воспитания у дошкольников глубоких знаний о природе и определенных нравственных позиций по отношению ко всему живому на Земле.

И.В. Новикова отмечает, что важно то, что в конструировании из природного материала дети при создании образа из природного материала, не столько отображают их структуру, сколько передают характер и выражают свое отношение. В силу этого конструирование из природного материала по своему характеру схоже с художественным типом, оно является эффективным средством развития интереса детей к художественно-эстетической стороне действительности, к творчеству [3, с.8].

Конструирование из природного материала в детском саду развивает все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, а также наблюдательность, фантазия и творчество. Следовательно, предпочтение следует отдавать таким видам детской деятельности, которые позволяют дошкольникам осваивать свойства различных материалов, активно действовать с ними.

Ф. Фребель разработал методику работы по конструированию на основании образца. Суть методики заключается в том, чтобы детям дать образец постройки, который выполнен из природного материала. Дальше нужно продемонстрировать изготовление поделки. Эта форма дает возможность напрямую передать детям новые знания, которые остается лишь понять, запомнить и воспроизвести на практике. Этот вид конструирования легко усваивается детьми, но он не развивает их творческие способности [7].

При организации занятия по изготовлению поделок из природного материала, воспитатель учит детей использовать естественную форму желудей, шишек, веток, плодов каштана и т.д.; учит придавать фигуркам выразительность в соответствии задуманной композицией, скрепляя отдельные части различными способами (клеем, пластилином, спичками и т.д.). Дети делают разнообразные фигурки людей (из желудей), фигурки птиц, рыб, бабочек (из сосновых и еловых шишек) и т.п. по заданию воспитателя и по собственному замыслу. Благодаря этому у детей развивается фантазия, изобразительность, выдумка. Поделки из природного материала удовлетворяют любознательность детей. Важными факторами общего развития дошкольников является хорошее эмоциональное настроение и удовольствие испытываемое в процессе создания красивой композиции.

В играх с природным материалом дети знакомятся с его свойствами, учатся занимать свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, то, что из сырого песка можно лепить.

Таким образом, можно сделать вывод, что при организации занятия из природного материала необходимо учитывать условия, формы и методы. Только при их соблюдении дети будут развиваться, у них будет мотивация к данной деятельности. Они с большим интересом будут стараться, когда перед ними поставлена определенная задача, требующая умственного напряжения. Особое удовлетворение и радость вызывает у них успешно выполненная задача.

 

Список литературы:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Аппликация. – М.: Лада, 2009. – 192 с.
2. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с разными материалами – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 144 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М.: Просвещение, 1997. – 336 с.
4. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов – М.: Просвещение, 1985 – 112 с.
5. Петровская, Л.А. Поделки из природного материала – М.: Дошкольное воспитание. – 1983. - №8. – с. 96.
6. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. 9. – М.: Просвещение, 2001. - 775 с.
7. https://podrastu.ru/deyatelnost/detskoe-konstruirovanie.html (дата обращения: 24.03.2019)