Статья:

Проблемы инклюзивного образования в современном мире

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Котова В.В. Проблемы инклюзивного образования в современном мире // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(17).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы инклюзивного образования в современном мире

Котова Виктория Вячеславовна
студент, ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец
Гринченко Наталья Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец

«Берегите в себе человека».

 

Аннотация. В статье рассматривается инклюзивное образование в современном контексте, а также проблемы на пути его реализации. Приводятся примеры особенных людей из реальной жизни.

Abstract. The article deals with inclusive education in the modern context, as well as problems in the way of its implementation. Examples of special people from real life are given.

 

Ключевые понятия: инклюзивное образование; "особенные" дети; экспериментальный характер; принципы инклюзивного образования; дети-инвалиды.

Keywords: inclusive education; "special" children; experimental character; principles of inclusive education; disabled children.

 

Мы живем в современном информационном мире, где постоянно происходит движение – движение вперед. Образование дает нам возможности для всестороннего развития, и довольно недавно появилось такое понятие как инклюзивное образование. Это - образование, которое дает возможность всем учащимся, вне зависимости от ограничений по состоянию здоровья, в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Вот ряд документов, которые положили начало развитию инклюзии:

  • Декларация ООН о правах инвалидов (1975)
  • Всемирная программа действий в защиту инвалидов (1982)
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995)
  • Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов в России (без разработки реального механизма выполнения государством обязательств перед инвалидами) (1996) [1].

Сегодня на территории РФ инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также «Конвенцией о правах ребенка» и «Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод».

Инклюзивное образование основывается на таких принципах как:

  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге.

Инклюзивное образование на данном этапе в России носит экспериментальный характер и имеет множество недоработок и проблем. [2]. Видимо, самой острой проблемой в данной сфере является психологическая незрелость общества в принятии особенных детей. В каждом учреждении, где реализуется инклюзивное образование, должны работать психологи, которые в свою очередь будут проводить беседы со всеми участниками образовательного процесса. Ведь, обычным детям тяжело принять в свой круг общения детей, отличающихся от них, особенно в школьном возрасте. Прежде всего, это должен показывать учитель на своем примере, он должен воспринимать всех детей одинаково вне зависимости от их особенностей.

Недостаточная подготовленность преподавателей – еще одна проблема, которая требует скорейшего решения. Сегодня профессия учителя является востребованной, но выпускники школ не спешат связать себя с ней, потому что понимают все «за» и «против». А те, кто все-таки решился, не спешат к саморазвитию и повышению квалификации.

Как отметил президент В.В. Путин, наше общество пока не готово к инклюзивному образованию [4]. Но государство должно развивать данное образование. Нужно работать в данном направлении, что помогать особым детям быть вовлеченными в социум.

Возможно, кто-то задумается: «А зачем детям-инвалидам учиться со здоровыми детьми?! Пусть ими занимаются в специализированных учреждениях …». Но это не так просто. Вот слова детей из таких специализированных учреждений:

Настя Е, 19 лет. С 1998 по 2011 год жила в специализированном учреждении Псковской области: «Меня били и за волосы таскали. Таблетки давали, чтобы успокоить. Они меня били, когда на работу приходили и видели, что я с другими детьми ссорюсь. Когда напьются – часто и других, и меня били. Помню, как-то напилась одна (из персонала. – Ред.). Спрашивает меня, где ключ от её кабинета. Я ответила, что не знаю, тогда она меня в комнату затащила и побила.

Если плохо себя ведёшь – дают таблетки, чтобы заснула, или в Богданова отвозят. Это психушка такая, с решётками на окнах. Там детям руки связывают, таблетки дают и уколы колют. Мне там очень плохо было».

Антон К, 21 год. С 2000 по 2011 год жил в специализированном учреждении на северо-западе России: «Как-то я видел, как доктор сильно побил одного мальчишку. Потом ему руки связали ремнём и сунули голову под кран. С тех пор я только доктора видел – сразу тихо сидел, чтобы не заметили». [3].

Существует множество примеров инвалидов, которые доказывают нам, что они тоже могут многого добиться в этой жизни. Ярким примером считается Сильвестр Сталлоне. При рождении ему повредили лицевые нервы, в результате чего у него произошел частичный паралич нижней лицевой части лица и невнятная речь. Но не смотря на это, его недостаток не помешал ему стать всемирно-известным актером [5].

Дети-инвалиды – такие же люди, как и все остальные, только у каждого из них есть свои особенности. Уважительное отношение друг к другу – это залог продуктивного сотрудничества. Нельзя изолировать человека в специализированное учреждение, только потому что он не такой как ты. “Особенные” дети нуждаются в социализации, внимании. Должны быть созданы условия не только для их эффективного образования, но и для счастливой жизни.

 

Список литературы:
1. Инклюзивное образование. Выпуск 1 / С.В. Алёхина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С. 78–99.
2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. – М.: Владос, 2006. – С. 322.АО «Газета.Ру» 
3. Ремн К. Приют концлагерь. Версия №19 от 27.05.2019//
URL: https://versia.ru/pravozashhitniki-prosyat-perestat-izdevatsya-nad-detmi-invalidami (Дата обращения: 1.06.2019)
4. Деловая газета ВЗГЛЯД,  Путин: Общество не готово к инклюзивному образованию// https://vz.ru/news/2016/4/14/805386.html (Дата обращения: 31.05.2019)
5. Хухарев Е., Известные инвалиды, которые чего-то добились// 
URL: https://doorinorld.ru/lyudi-silnye-duxom/izvestnye-invalidy-kotorye-chego-to-dobilis (Дата обращения: 1.06.2019)