Статья:

СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XXXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Никифорова Т. СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(35).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Никифорова ТатьянаАлександровна
Никифорова ТатьянаАлександровна студент 6 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан

Художественно-творческая деятельность старших дошкольников может различаться по своему содержанию: театральные игры, устное творчество, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Н.А. Ветлугина пишет, что различные виды искусства выступают как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях, являют собой синтетическую художественную деятельность. При анализе трудов А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Н.А. Ветлугиной можно увидеть, что данные авторы определяют творческую художественную деятельность дошкольников как выражение отношения ребенка к всевозможным видам искусства, а также как некое звено, связывающее субъект (ребенка) и объект (искусство).

Процесс обучения самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников представлен во многих педагогических работах, и как отмечает Г.Г. Григорьева [1], различные аспекты данного процесса в основном рассматриваются применительно к изобразительной деятельности. В некоторых ситуациях изобразительная деятельность возникает в качестве игры, которую инициирует ребенок. Дети сами в таком случае определяют тему и цель, выбирают изобразительные средства, осуществляют работу и получают конечный результат. Автор указывает на то, что суть такой деятельности заключается в выработке у дошкольников навыков самостоятельного отображения своих впечатлений.

При анализе развития самостоятельной художественной деятельности Н.А. Ветлугина замечает ее сходство с игровой деятельностью, потому что обе возникают по инициативе ребенка в соответствии с его интересами, творческая и игровая деятельности детей реализуются в соответствии с самостоятельными замыслами, обе отображают непосредственные детские впечатления. Однако мы можем увидеть и различия между игрой и художественно-творческой деятельностью. Например, мотивами художественной деятельности, по мнению Н.А. Ветлугиной, нередко является стремление ребенка к усовершенствованию полученных умений.

Побуждающим мотивом к действию могут послужить впечатления от окружающего мира. В художественных работах дети выражают свои чувства, стремления, какие-то представления или интересы. Опыт, полученный в результате занятий, а также усвоенные навыки и умения, дети перемещают в новые условия, где выявляются интересы или их склонности к деятельности определенного вида, определяется любимая тематика. Произведения искусства также становятся источником и побудительным мотивом к самостоятельной творческой деятельности. Различные виды искусства: декоративно-прикладное, музыка, живопись, поэзия, кино и другие, насыщают детей сильными впечатлениями, что способствует внутренней мотивации к созданию собственных образов.

Н.П. Сакулина пишет, что в результате самостоятельной художественной деятельности выявляются различные наклонности ребенка. Склонность к изобразительной деятельности свидетельствует о наличии разнообразных по своим качествам способностей, которые при дальнейшем развитии найдут различные полезные применения. Например, в изобразительной деятельности дошкольников могут проявляться следующие художественные склонности – любовь к цветосочетаниям, к созданию ритма узоров, выражение сказочных образов, картин природы [5, с. 67-68].

Итак, возникающая по детской инициативе, самостоятельная художественная деятельность осуществляется без какого-либо непосредственного участия или помощи взрослого. Однако, некоторые исследователи данной сферы, как, например, Н.А. Ветлугина и др. убеждены, что этот процесс не является спонтанным, а педагогически закономерным, зависящим от установления правильного соотношения субъектных и объектных причин.

Художественные предпочтения и интересы детей могут формироваться при помощи воспитателя. Имеющиеся впечатления и желания по их закреплению способствует инициативе и самостоятельности в детской творческой деятельности.

В процессе изобразительной деятельности дети испытывают всевозможные чувства: радость от красивого изображения, которое ребенок увидел или создал сам, огорчение, если работа не получается. Но главное, что создавая произведение, ребенок приобретает различные знания и углубляет представления об окружающем мире. Побудительными мотивами к самостоятельной творческой деятельности ребенка могут стать впечатления, получаемые от окружающего мира, необычные и интересные жизненные ситуации (поход в театр или цирк, прогулка по лесу, разглядывание картинок) которые способны оставить след в памяти ребенка и вызывать положительные эмоции.

В процессе творческой деятельности дети начинают осмысливать различные качества объектов и среды, запоминая какие-то их характерные особенности и детали, конечно, овладевать изобразительными навыками и осознанно их использовать. Поэтому невозможно переоценить важность обеспечения самостоятельной художественно-творческой деятельности детей, в результате которой каждый ребенок сможет в наиболее полной мере проявить себя.

Г.Г. Григорьева выявляет значительный уровень развития самостоятельности в детской изобразительной деятельности посредством следующих понятий:

Специфические мотивы:

·     Ребенок движим стремлением выразить свои впечатления, мысли, чувства, желает в своем творчестве быть понятым и принятым окружающими, стремиться получить одобрение, адресует им свою работу, таким образом деятельность вызывается общественно-направленными мотивами.

·     Склонность к определенной деятельности является важным и часто встречающейся мотивацией к самостоятельной деятельности, которая, в свою очередь, определяется различными причинами: ощущением успеха, формирующейся потребностью в творчестве. Эти особые мотивы деятельности необходимы для формирования в целом личности ребенка, так как они входят в общую структуру мотивационно-потребностной сферы дошкольника и влияют на его поведение в целом [1, с.76].

Целеполагание. Данное понятие выражается в способности ребенка ставить для себя более разнообразные цели в соответствии с впечатлениями, которые его волнуют. Для формирования личности необходимо, что бы у ребенка появились самостоятельные способности по определению темы и цели изображения.

Способность эффективно искать и определять средства для достижения цели проявляется в деятельности, когда ребенок достаточно свободно овладевает различными способами изображения, эффективно осуществляет поиск при отсутствии лежащих на поверхности изобразительных решений, когда осмысленное «хочу» соответствует «могу» ребенок испытывает радость от своей деятельности.

Г.Г. Григорьева отмечает, что «очень важно, чтобы операционально-техническая сторона деятельности, реализующее это «могу», выполнялась не на чисто репродуктивном, а на творческом уровне». Творческий поиск, по мнению Г.Г. Григорьевой, характеризуется яркими впечатлениями, осмысленным, то есть основанным на анализе, восприятием действительности, способностью к вариативности, и в конечном итоге способностью сравнивать получаемый результат с имеющимся в представлении образом и, при необходимости, вносить своевременные корректировки. Таким образом, целеполагание проявляется в самостоятельном отборе материала, ярком представлении образа и определении способов изображения посредством комбинирования, видоизменения, дополнения освоенных и новых изобразительных приемов.

Получение удовлетворяющего ребенка результата. Данное понятие выражается в отношении ребенка к результату своего творчества: стремление использовать продукт своей деятельности в соответствии с исходным замыслом: порадовать подарком, привлечь зрителей к сопереживанию, вызвать восхищение своим произведением.

При формировании мотивационно-потребностной сферы личности в самостоятельном художественном творчестве у ребенка появляется инициатива в выборе тем произведений, самостоятельная разработка замысла, творческий поиск различных способов изображения и самооценка соответствия итогового результата замыслу и предназначению работы [2, 127].

При этом, как пишет Т.Г. Казакова, возможен и более низкий уровень самостоятельности, при котором ребенок не смог освоить необходимых действий при планово организованной или совместной со взрослым деятельности. Таким образом, чтобы дети в соответствии со своими желаниями и интересами имели возможность выбирать различные виды художественной деятельности, предварительно нужно предоставить им необходимые знания, сформировать навыки и умения [4, с. 34].

Изобразительное искусство является мощным источником вдохновения и самостоятельной деятельности для ребенка. На детей, имеющих достаточный запас знаний и представлений о мире, творчество оказывает достаточно сильное влияние на развитие индивидуальных способностей, значительно обогащает самостоятельную художественно-творческую деятельность дошкольников.

Развивают художественную деятельность детей также праздничные утренники, проведенные по необычным интересным сценариям. Участие дошкольников в театрализованных мероприятиях отражается в их самостоятельной художественно-творческой деятельности. Дети с радостью передают переполняющие их живые и непосредственные впечатления изобразительными средствами на основе своего опыта и умений.

Однако, по мнению Т.Г. Казаковой, наиболее сильным мотивом к творческой деятельности является художественный опыт, получаемый дошкольниками в процессе занятий. Систематическое художественное обучение детей в каждой возрастной группе дает возможность постепенно накопить и увеличить объем навыков, знаний и умений в сфере изобразительной деятельности. Желание продолжить творческий процесс, используя способы действий, освоенные в результате занятий, нередко возникает у детей. Разумеется, изображают дети то, что им особенно знакомо, интересно и близко [3, с.13].

Таким образом, педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении должен обеспечивать возможность самостоятельного развития ребенка посредством свободного выбора деятельности, отвечающей его способностям и интересам. В процессе самостоятельной работы у дошкольника формируется творческая активность и интерес к познавательной деятельности, развивается самостоятельность при выборе тем изображения, наиболее полно отвечающих его внутреннему миру. При правильных самостоятельных действиях, ребенок правильно самоутверждается в коллективе и в самом себе, что имеет важное значение для развития полноценной личности.

 

Список литературы:
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 300 с.
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. – М.: Просвещение, 1999. – 220 с.
3. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983. – 206 с.
4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
5. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Педагогика, 1982. – 283 с.