Статья:

Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе

Конференция: LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Савицкая К.А. Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(72). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(72).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе

Савицкая Ксения Александровна
магистрант, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, РФ, г. Рязань

 

Анализ философской, исторической, социологической и психолого-педагогической литературы показывает, что проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества. Появление патриотизма как сложнейшего социально-психологического феномена, было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности, формированием привязанности к родной земле, языку, традициям.

Дошкольный возраст, отмечает А.А. Метечко, «как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма» [4, c.52]. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему - то, кому – то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен еще в детстве приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, тогда, когда ребёнок способен увидеть красоту вокруг себя.

Поэтому, считает З.Т. Гасанов, «дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладывается нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания» [1, с.60].

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Большой интерес представляют современные (последних десяти лет) трактовки понятия патриотизм, которые содержательно отличаются от определений предыдущих лет и отражают происходящие в обществе глубокие изменения.

В Диссертационном исследовании Н.М. Снопко подчеркивается, что «феномен патриотизма в социокультурном аспекте неразрывно связан с формированием нового образа Отечества — трансформацией российского общества, сменой ценностных ориентиров после раздела СССР в условиях как центробежных, так и центростремительных тенденций. В новых исторических условиях, отмечает автор, происходит становление нового Отечества; определяется и новое культурное явление — патриотизм российского общества, рождение которого представляет собой сложный и противоречивый процесс по причине того, что новый патриотизм является наследником патриотизма Российской империи и советского патриотизма и при этом представляет собой новый социокультурный феномен» [5, с.14].

Философы, педагоги, социологи обращались к концепции русской идеи как феномену русской духовности, неповторимости и самобытности русской культуры, наполненной содержанием культурно-исторических ценностей своего Отечества.

Русский ученый А.Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма  и считал, что «воспитание должно приготовить человека для общества, должно «взрастить» и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить». По мнению ученого, нравственное и умственное воспитание определяют чувство религиозного, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному» [6, с. 217].

По мнению Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова, «для патриотического воспитания гражданина необходимо предоставить молодым людям право нормально и свободно развиваться, внушать правильные взгляды на жизнь, представления о добре, правде, долге, воспитывать твердость воли и трудолюбие» [2, с. 198].

В послеоктябрьский период в России вопросы патриотического воспитания приобрели особую актуальность. Изменение идеологии воспитания патриотов подчинялось идеям коммунистического воспитания и задачам интернациональных отношений в обществе. Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания в советском периоде многочисленны и разнообразны.

Советскому обществу были присущи черты марксистко-ленинской идеологии, контроль государства над учебными  учреждениями, творческими союзами, содержанием культуры. Но необходимо отметить, что культура советского периода базировалась на наследии патриотизма, духовности, гуманизма, общинности, государственности, всегда жившем в народном сознании как высокий идеал и норма человеческого бытия. Сохранилось то, что русский народ создал за многовековую историю патриотического воспитания и подготовки ее к защите Отечества. Появились общественные организации и центры по подготовке молодежи допризывного возраста к службе в армии, организовывались военно-спортивные соревнования («Ворошиловский стрелок», «Готов к труду и обороне»).

Характеризуя цели воспитания в советской школе, А.С. Макаренко отмечал, что «каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». Ученый подчеркивал, что от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, напряженная работа, часто очень тяжелая, неинтересная и грязная. А.С. Макаренко считал, что удел школы – воспитание преданных родине патриотов, обладающих чувством долга и чести, имеющих организационные навыки, ответственных и жизнерадостных»  [2, с.199].

В конце XX – начале XXI века произошло изменение социальной ситуации в обществе. Россия переживает духовную деформацию самоопределения, пересматривает свое прошлое.  Данный  период в развитии России можно назвать переломным, так как особую значимость приобретают идеи, которые обращены к Отечеству и направлены на патриотическое воспитание молодежи.

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма , Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский:«В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, из никогда не воспитаешь» [3, с.24].

Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, что бы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д

 

Список литературы:
1. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания// Педагогика. – 2005. – № 6. – С. 59-63.
2. Калугина Н. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников// Дошкольное воспитание. – 2008. - № 4. – С. 66-70.
3. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа : метод.пособие / Л. В. Кокуева. — М.: АРКТИ, 2005. — 144 с.
4. Метечко А.А. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: опыт работы // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области.— Пермь, 2001.— С.52—62.
5. Смирнова Т.В., Фиилипова Т.Ю.  Дошкольникам о Москве и родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 104 с.
6. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. — М., 2007. — 47 с.