Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РАС

Конференция: CLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Обарухина А.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РАС // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(171). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(171).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РАС

Обарухина Анастасия Романовна
магистрант, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород

 

Согласно статистике, задержка речевого развития наблюдается у 25% детей [1]. Задержка речевого развития – это замедленное приобретение навыков вербальной вокальной речи по сравнению со средевозрастными показателями. По данным Минздрава России, распространенность расстройств аутистического спектра (РАС) в России и мире составляет около 1% детской популяции [2].

У детей с РАС часто встречается задержка речевого развития, в связи с этим они сталкиваются со сложностями в обучении. Также есть риск возникновения нежелательного поведения (агрессии, самоагрессии, крика и т.д.) как способа влияния на окружающую среду, что будет мешать процессу социализации. В сложившейся ситуации для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть сложности, следует попробовать ввести систему альтернативной коммуникации.

Альтернативная коммуникация — это совокупность способов коммуникации, дополняющая или полностью заменяющая вокальную речь людям, у которых она не развита на таком уровне, который предполагает успешную коммуникацию с коммуникативным партнёром. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию [3, с. 5]. Встаёт вопрос выбора альтернативной системы коммуникации. Жестовая система требует от ученика сформированности моторных навыков, а также готовности всего окружения выучить язык жестов, чтобы ребёнок мог использовать его в любой среде. Жесты – это движения рук, каждое из которых обозначает одно слово или букву. В случае с ребенком с ЗРР стоит начать с системы «один жест=одно слово». При необходимости жесты можно максимально упростить, адаптировать под возможности ребёнка. От жестовой системы проще перейти на вокальную речь, так как в жестовой системе один жест означает одно слово, как и вокальной речи у каждого слова есть одно значение. «PECS» - система альтернативной коммуникации, разработанная в 1985 году в рамках Делавэрской программы по аутизму (Delaware Autism Program) под руководством доктора философии Энди Бонди, и магистра и сертифицированного логопеда (CCC-SLP) Лори Фрост, основана на обмене карточками с изображениями, требует от ученика навыков сопоставления предмета и картинки. Эта система предполагает постоянное ношение с собой коммуникативной книги, что не всегда может быть удобно, но преимущество системы в том, что она не требует предварительного обучения окружения ребёнка.

В моей практике введение альтернативной системы «PECS» позволило дать ребёнку попросить помощь, игру в догонялки и любимые сладости. Использовались карточки и в том случае, когда ребенок не мог попросить что-то, если он этого не видит или забыл наименование. В такой ситуации изготавливалось «меню поощрений», которое состояло из карточек с изображением того, что ребенок может попросить, оторвав карточку и отдав её коммуникативному партнеру. Использование «меню поощрений» позволило наладить сотрудничество с учеником, у которого наблюдалось агрессивное поведение при предъявлении ему требований. Когда он выбирал себе поощрение за занятие, это мотивировало его спокойно заниматься с педагогом. В меню поощрений могут быть игрушки, мультфильмы, зона отдыха, прогулка и т.д. в зависимости от предпочтений ребёнка.

Таким образом, если у ребёнка наблюдается задержка речевого развития, а обучение вокальной просьбе не приносит результат, можно ввести систему альтернативной коммуникации. Для того, чтобы выбрать систему альтернативной коммуникации, необходимо оценить навыки моторной имитации и навыки сопоставления предмета и картинки. Альтернативная коммуникация может стимулировать появление вокальной речи. Также систему альтернативной коммуникации можно использовать как дополнение к вокальной речи в том случае, когда она развита недостаточно.

 

Список литературы:
1. Около 25% детей в России страдают задержкой речевого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/2247952.html (дата обращения: 02.06.2022)
2. Число детей с расстройствами аутистического спектра в России занижено в десять раз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medvestnik.ru/content/news/Chislo-detei-s-rasstroistvami-autisticheskogo-spektra-v-Rossii-zanijeno-v-desyat-raz.html (дата обращения: 04.06.2022)
3. Штягинова Е. А. Альтернативная коммуникация: методический сборник. – Новосибирск, 2012. – 30 с.