Статья:

Ментальные карты: роль и особенности применения в образовательном процессе

Конференция: LXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Соловьева Д.С. Ментальные карты: роль и особенности применения в образовательном процессе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(80). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(80).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Ментальные карты: роль и особенности применения в образовательном процессе

Соловьева Дарья Сергеевна
студент, Иркутский государственный университет, Институт социальных наук РФ, г. Иркутск

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности ментальных карт и их роль образовательном процессе. Приводятся основные принципы, а также области применения ментальных карт в ходе обучения.

 

Ключевые слова: ментальные карты, образовательный процесс, информация, визуализация.

 

В настоящее время вопросы, касающиеся усвоения больших массивов информации, становятся всё более значимыми. Мобильность, критическое мышление, способность к анализу и синтезу информации представляют собой качества, которые во многом определяют степень востребованности и успешность современного человека. Именно поэтому в системе образования большое внимание уделяется развитию качеств обучающихся, отражающих реалии информационного общества.

С целью развития мышления, пространственного воображения, памяти, аналитических способностей обучающихся, в рамках учебного процесса, широкое распространение получает использование ментальных карт. Под ментальными картами понимается техника фиксации информации посредством визуализации материала и построения логических взаимосвязей между ключевыми понятиями изучаемой темы [1].

Ментальные карты обладают рядом полезных свойств. За счет того, что они помогают визуальному восприятию материала, упрощается процесс запоминания и усвоения материала. Процесс создания ментальных карт представляет собой своеобразную арт-терапию – терапию посредством творчества. Человек, таким образом, раскрывает внутренний творческий потенциал, выражает свои идеи [2].

Применение ментальных карт в образовательном процессе базируется на следующих принципах [3]:

  • Принцип достаточного уровня доступности воспринимаемой информации;
  • Принцип  визуального восприятия информации;
  • Принцип формирования тезауруса (комплекса терминов);
  • Принцип полного извлечения нужной информации;

Как правило, в ходе учебного занятия  используются тексты, графики, таблицы для отражения мыслей обучающихся. Такие методы дают возможность структурировать материал, но вникнуть в него проблематично за счет монотонности и заграможденности. Отличительной особенностью ментальных карт является нелинейное представление информации. Суть состоит в том, что в центе листа бумаги пишется тема, от которых строятся ветви с ключевыми понятиями или идеями, лежащими в основе рассматриваемой тематики. Таким образом, происходит углубление в изучаемую проблему за счёт выстраивания расходящихся «ассоциативных ветвей». Радиальная форма записи, являющаяся по своей сути неформальной, позволяет вычленить второстепенную информацию и сконцентрировать внимание на категориальном аппарате изучаемой темы и быстрее запомнить за счет сопровождения небольшими рисунками и ассоциативными рядами. В первое время обучающимся целесообразно пользоваться готовыми ментальными картами, а с приобретением необходимого опыта создавать собственные карты с учетом выработанного стиля и творческого подхода.

Стоит заметить, что области применения ментальных карт в образовательном процессе довольно разнообразны [1]:

  • Подготовка учебных конспектов;
  • Планирование этапов образовательного процесса;
  • Обобщение изучаемого материала;
  • Создание проектов;
  • Систематизация материала для подготовки к проверочным работам, экзаменам, для упрощения процесса запоминания и пр.

В первую очередь при создании ментальных карт рекомендуется использовать, канцелярские принадлежности (бумагу, карандаши, мелки, ножницы и пр.). Далее необходимо рассказать учащимся о возможности разработки электронных ментальных карт. Электронные ментальные карты имеют ряд преимуществ: возможность автоматической настройки расположения ветвей; могут быть скорректированы параметры (размеры) карты; при необходимости можно реструктурировать данные путём выбора дизайна.

В настоящее время создание электронных ментальных карт становится возможным благодаря наличию различных интернет-ресурсов. В качестве примера таких ресурсов можно привести MindMeis-ter, Сасоо, Bubbl.us, Mindomo, Mind42.com и др. Для их использования не требуется установка. Важным является наличие доступа к сети Интернет. Таким образом, обучающиеся смогут  в любое время создавать электронные ментальные карты, кроме того, у них появится возможность создавать рабочие группы, чтобы обсуждать проделываемую работу и вносить коррективы с учетом мнения коллектива [3].

Обобщая всё выше сказанное, стоит отметить, что технология создания ментальных карт является в настоящее время актуальной и востребованной в рамках образовательной среды. Благодаря ней учебный процесс значительно упрощается, и информация усваивается качественней и эффективней. Видится, что данная технология представляет собой достойную альтернативу привычным для нас способам фиксации материала (конспектам, текстам, таблицам и пр.) и обладает перспективой для дальнейшего изучения.

 

Список литературы:
1. Дронова Е. Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки / Е. Н Дронова // Проблемы современного образования. – 2017. – №2. – С. 118 – 124. 
2. Петрова И. А. Методические аспекты использования ментальных карт в процессе обучения / И. А Петрова, П. А. Егармин // Решетневские чтения. –  2014. –  №18. 
3. Хакимов Д. Р. Применение в учебном процессе ментальных карт / Д. Р. Хакимов // Образовательные ресурсы и технологии. – 2016. – №1 (13).