Статья:

БАЛАНС МЕЖДУ УЧЕБОЙ И ЗДОРОВЬЕМ: КАК ИЗБЕГАТЬ СТРЕССА

Конференция: CCXXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бычков К.В., Кирчева А.С., Мамедов И.В. БАЛАНС МЕЖДУ УЧЕБОЙ И ЗДОРОВЬЕМ: КАК ИЗБЕГАТЬ СТРЕССА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 40(231). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/40(231).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

БАЛАНС МЕЖДУ УЧЕБОЙ И ЗДОРОВЬЕМ: КАК ИЗБЕГАТЬ СТРЕССА

Бычков Кирилл Вячеславович
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Кирчева Алина Сергеевна
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Мамедов Илькин Вахид оглы
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Лебеденко Татьяна Петровна
научный руководитель, старший преподаватель, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк

 

Современные студенты сталкиваются с более высокой учебной нагрузкой, чем когда-либо. Курсовые работы, экзамены, проекты и исследования требуют огромного количества времени и усилий. Очень важно следить за своим физическим и психическим здоровьем для долгосрочного успеха и счастья, так как такая нагрузка может привести к выгоранию и стрессу, а они – к серьезным проблемам со здоровьем.

Обучение в высшем учебном заведении представляет собой один из самых интеллектуально и эмоционально требовательных видов деятельности, и для большинства студентов этот период, связанный с высоким уровнем стресса. Студенческий стресс – это состояние напряжения и давления, которое возникает у студента под воздействием эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с учебной деятельностью и жизнью в общежитии.

С самого начала учебы и до окончания университета стресс сопровождает студентов и может вызывать различные нарушения в их поведении, эмоциональной сфере, когнитивных функциях и мотивации. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 45% всех заболеваний связаны со стрессовыми ситуациями. В период учебы в вузе у студентов основной активностью является образовательная деятельность, которая сопровождается высоким уровнем стрессовых нагрузок. Основной причиной возникновения стресса является важность учебной ситуации и ее составляющих элементов. Причиной стресса у студентов, особенно у тех, кто только поступил, может стать значительные изменения в их жизни. Этот период, чаще всего, является наиболее сложным во всем процессе обучения в вузе. Именно на первом курсе студенты переживают изменение своего статуса, приспосабливаются к новым отношениям, окружению и условиям жизни.

Учебная деятельность студентов связана с эмоциональными переживаниями, стремлением достичь установленных целей и преодолением сложных ситуаций, особенно во время периода экзаменов. Согласно К.В. Судакову, именно экзаменационная сессия оказывает наибольшее давление на студентов [2]. Нагрузка на учащихся в это время, безусловно, очень высока. В период сессии настроение студентов, их общее самочувствие, психическое состояние и эмоциональное равновесие зависят от проведения зачетов и экзаменов.

Для студентов вузов стресс может быть вызван следующими неблагоприятными факторами, которые могут привести к нагрузке на вегетативную нервную систему, отвечающую за регуляцию нормальных функций организма [3]:

  1. недостаток сна и неспособность эффективно управлять рабочим временем и временем для отдыха;
  2. высокая учебная нагрузка и неудовлетворенность результатами;
  3. низкая успеваемость в отдельных дисциплинах;
  4. невыполненные или выполненные неправильно задания;
  5. пропуски занятий по различным причинам, включая долгосрочные болезни или пропуски по неуважительным причинам;
  6. несданные в срок практические и лабораторные работы, курсовые проекты;
  7. отсутствие интереса к предлагаемой работе или учебной дисциплине;
  8. межличностные конфликты с однокурсниками или преподавателями;
  9. неблагоприятные физические условия, такие как шум, недостаточное освещение и нестабильная температура в помещении;
  10. разочарование в выбранной профессии.

Эти факторы могут оказать серьезное воздействие на студентов и вызвать стрессовые реакции в их жизни во время учебы. Спорт может быть эффективным средством для борьбы со стрессом по нескольким причинам:

1. Физическая активность, такая как бег, плавание, йога или даже занятия в тренажерном зале, способствует выделению эндорфинов – естественных анальгетиков и антистрессоров организма. Эти химические вещества помогают улучшить настроение и снизить чувство боли и дискомфорта [1].

2. Регулярная физическая активность может помочь снизить уровень стрессовых гормонов, таких как кортизол и адреналин, что способствует уменьшению физиологических проявлений стресса.

3. Улучшение физического здоровья. Регулярные занятия спортом способствуют укреплению иммунной системы, снижению риска развития заболеваний и улучшению общего физического состояния, что помогает организму лучше справляться со стрессом.

4. Расслабление и медитативный эффект. Некоторые виды спорта, такие как йога и тай-чи, сочетают физическую активность с элементами расслабления и медитации. Это помогает успокоить ум, улучшить концентрацию и снять напряжение.

5. Отвлечение от проблем. Занятия спортом могут предоставить структурированное время для фокусировки на физических задачах, отвлекая от повседневных проблем и забот, что может способствовать снижению уровня стресса.

6. Социальное взаимодействие. Участие в командных видах спорта или групповых тренировках способствует социальному взаимодействию и укреплению социальных связей, что может быть важным для поддержки в периоды стресса.

7. Улучшение сна. Регулярная физическая активность может способствовать лучшему качеству сна, что также помогает справляться со стрессом более эффективно.

Для анализа влияния стресса и физической культуры на жизнь студента было проведен опрос среди студентов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный индустриальный университет». В качестве опрошенных выступили студенты 2 и 3 курсов в возрасте от 18 до 21 года. Общее количество опрошенных составило 100 человек. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты проведенного опроса среди студентов

Вопрос

Положительный ответ

Отрицательный ответ

Другие ответы

Испытываете ли вы тревожность при учебном процессе?

70%

30%

-

Помогает ли вам спорт справиться со стрессом?

78%

22%

-

Испытываете ли вы тревожность после занятия спортом?

63%

21%

Без изменений (16%)

Часто вы занимаетесь физической культурой и спортом?

64%

36%

-

 

Исходя из таблицы 1 можно сделать следующие выводы:

  1. значительная часть студентов испытывают стресс и тревожность в учебном процессе (70%);
  2. значительная часть студентов утверждают об уменьшении тревожности после занятия спортом;
  3. 78% опрошенных согласились, что спорт уменьшает тревожность и помогает бороться со стрессом;
  4. 64% опрошенных часто занимаются физической культурой и спортом.

Для студентов важно поддерживать баланс между физическим и психологическим здоровьем. На начальном этапе обучения у студентов происходит формирование ритма его жизнедеятельности и адаптация к новым условиям обучения. Необходимо правильно выстраивать дневной режим, чтобы избежать высоких нагрузок и стрессовых ситуаций. Во избежание стрессов и выгораний рекомендуется следовать советам:

  1. Планирование и управление временем. Создание правильного расписания позволит студентам уделять время как учебе, так и отдыху. Также необходимо заранее планировать свои учебные задания и убедиться в том, что есть время для физической активности и развлечений. Тайм-трекеры – хороший инструмент для ведения учета рабочего времени и не только. Это такие программы, приложения, которые устанавливаются на компьютер и телефон, которые записывают время, отведенное на выполнение различных задач, , повышая производительность и эффективность труда студентов.
  2. Регулярная физическая активность. Каждый студент обязан включать в свой режим дня занятия физической культурой, это может быть утренние пробежки, занятия фитнесом или просто прогулки на свежем воздухе. Такая физическая активность помогает снять стресс, улучшить настроение, способствует повышению выносливости и улучшению кровообращения.
  3. Здоровое питание. Современный образ жизни студентов часто приводит к тому, что они употребляют пищу недостаточно сбалансированно, то есть часто перекусывают подходящими на ходу вариантами, такими как бутерброды или не самые полезные виды фастфуда. Данное питание может повысить риск различных заболеваний, связанных с пищеварительной системой, таких как гастрит, язва, избыточный вес и другие. Идеальное питание должно учитывать индивидуальные особенности каждого человека, такие как его вес, рост, пол и уровень физической активности в повседневной жизни.
  4. Сон. Правильный сон – неотъемлемая часть физического и психологического здоровья каждого человека. Его недостаток может привести к проблемам с иммунной системой и ухудшению концентрации, тем самым может негативно сказаться в учебе студента и его психическом здоровье.
  5. Социальные связи. Общение с друзьями и семьей играет важную роль в поддержании психологического здоровья. Следует уделять время общению с близкими людьми, даже если у студента очень много учебы, регулярно встречаться с друзьями или участвовать в общественных мероприятиях, чтобы не изолироваться.
  6. Саморазвитие. Человек должен развиваться как личность, чтобы укрепить свое психологическое здоровье. Поиск хобби и интересов, которые приносят удовольствие студентов, является хорошей идеей. Чтение книг, обогащение своих знаний и навыков в разных областях, участие в курсах и мероприятиях помогут в саморазвитии.
  7. Поиск профессиональной помощи. В случае если студент столкнулся с серьезными психологическими проблемами, такими как депрессия, эмоциональное выгорание и другие проблемы. Очень важно не откладывать решение таких проблем, поэтому необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или консультанту по психическому здоровью.

У каждого человека индивидуальные потребности и подходы к поддержанию баланса между физическим и психологическим здоровьем, поэтому важно находить те методы, которые наиболее эффективны и приятны именно студентам, и внимательно следовать им в повседневной жизни.

Важно понимать, что стресс является нормальной частью студенческой жизни. Как часто и насколько продолжительно он будет испытываться, какие формы он будет принимать, зависит от каждого студента.

Необходимо помнить, что баланс между физическим и психологическим здоровьем является ключом к успешной учебе и общему благополучию.

Избегание стресса и поддержание баланса между учебой и здоровьем требует немало усилий и самодисциплины. Данный баланс способствует не только академическому успеху, но укрепленному физическому и психическому здоровью студентов.

 

Список литературы:
1. Дзержинская Л. Б., Плешакова О. И. Физическая культура в жизни людей зрелого, пожилого и старческого возраста. – 2021. – С. 40-41.
2. Судаков К. В. Индивидуальность эмоционального стресса //Журнал неврологии и психиатрии им. CC Корсакова. – 2005. – Т. 105. – №. 2. – С. 4-12.
3. Шуклина Ю. В., Тетерин А. Ю. Причины стресса у студентов во время учебного процесса //Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе. – 2022. – С. 243-245.