НАРОДНАЯ ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Конференция: LX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
НАРОДНАЯ ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Загадка как универсальное средство обучения давно доказала свою эффективность и активно используется на разных этапах урока. Игровая природа загадки, ее парадоксальность и образность помогают привлечь внимание обучающихся к объекту изучения, замотивировать их на дальнейшую работу.
Чаще всего предпочтение отдается авторским (литературным) загадкам, что обусловлено их культурной близостью к обучающимся. Действительно, стихотворная форма, современность языка, подробное описание признаков предмета заметно упрощают процесс поиска денотата. В то же время лаконичность народной загадки, обусловленная ее преимущественно устным способом передачи, ограниченность средств художественной выразительности обеспечивают сложность в восприятии паремии.
Народная загадка чаще всего изучается на уроках литературы и вызывает интерес исключительно как фольклорный жанр, в то время как её особая структура и тесная связь с метафорой заключают в себе неисчерпаемый потенциал в формировании логического и образного мышлений, развитии устной речи. Народная загадка тесно связана с бытом и культурой русского народа. Нечастое обращение к данному фольклорному жанру также можно объяснить специфичностью лексики – в качестве денотатов и замещающих образов используются историзмы и архаизмы. Из этого следует, что работа над народной загадкой даёт возможность расширить словарный запас и обогатить историко-культурные представления обучающихся.
Однако прежде всего народная загадка – это средство развития словесно-логического мышления, осуществляющегося не только в процессе непосредственного отгадывания. Чаще всего поиск ребенком денотата хаотичен, ограничивается анализом только части названных признаков, иногда сводится к беспорядочному перечислению потенциальных денотатов. Для повышения эффективности поиска следует определить алгоритм работы, представляющий собой последовательный детальный анализ текста загадки. Первый шаг включает в себя определение объекта поиска и ответ на вопрос «что искать?» (ответ может быть представлен в виде некоторых родовых характеристик («явление природы», «предмет обихода», «праздник»). Далее следует ограничить круг денотатов ответами на вопросы «где искать предмет?», «какими признаками он обладает?» и «какой из этих признаков является ключевым?» Такая работа приводит учеников к пониманию того, что фольклорном тексте (как и в художественном) значима каждая используемая единица, начиная с морфемы, заканчивая синтаксической конструкцией.
Однако все же в большей части случаев нахождение денотата связано с внезапной догадкой, неожиданной ассоциацией, что исключает возможность предварительной работы с текстом. Так, актуальной задачей обучающегося становится анализ полученного денотата на соответствие всем признакам и построение речи-доказательства.
Технология ПОПС (Позиция, Объяснение, Пример, Следствие), изначально созданная для написания научных и публицистических статей, может послужить основой для построения доказательной речи. Внедрить прием поможет шаблон структуры, калька высказывания, с которыми следует ознакомить обучающихся. Приведем пример применения данной технологии на основе следующей загадки:
Поле там, где светляки –
не дотянешь к ним руки,
а один большой светляк
изогнулся, как червяк.
(Звёзды и месяц).
Ответом на данную загадку являются «месяц и звёзды» (позиция). Поле и светляки – это ночное небо и звёзды (объяснение) («поле там, где светляки») (пример), до них нельзя дотянуться рукой (объяснение) («не дотянешь к ним руки»)» (пример); червяк – это месяц, потому что тоже изогнутый (объяснение) («один большой светляк изогнулся, как червяк») – (пример). Отметим, что технология ПОПС применительно к работе с загадкой объединяет элементы Позиция и Следствие, так как они представляют собой одно и тоже суждение.
Построение речи-доказательства представляет собой особо сложную мыслительную и речевую работу, поскольку связано с использованием конструкций, нехарактерных для повседневной разговорной речи. Речь-доказательство включает в себя придаточные обстоятельственные («поэтому…», «потому что…», «следовательно…», «таким образом…»), сравнительные обороты («как и…»). Таким образом, обучающийся получает возможность оперировать различными смысловыми отношениями между частями предложений.
Немаловажно помнить, что любая работа ученика должна предваряться примером педагога, а также поддерживаться наличием образцов ответа или фраз-клише.
Народная загадка – многофункциональное средство развития обучающихся. Национально-культурная специфика, предельное внимание к средствам речевой выразительности и неожиданные ассоциативные связи между предметами способствуют всестороннему развитию мышления ученика. При должном внимании практической части работы над текстом можно повысить уровень познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков, что делает данный фольклорный жанр наиболее актуальным в условиях реализации обновленного ФГОС.