Сплочение детского коллектива как важная педагогическая задача
Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Сплочение детского коллектива как важная педагогическая задача
Аннотация. В статье рассмотрена проблема сплочения детского коллектива в первом классе. Автор обосновывает актуальность воспитания детей на принципах толерантности и уважения друг к другу. Приводится анализ ситуации сплочения детского коллектива первоклассников. Выделены методы работы по развитию культуры общения в начальной школе.
Ключевые слова: дети, первоклассники, начальная школа, коллектив, сотрудничество, первый класс
Отсутствие сплоченности и непонимания между младшими школьниками на протяжении всех этапов исторического развития человеческой цивилизации характеризовались определенными противоречиями: стремлением к сотрудничеству и взаимодействию, с одной стороны, и периодическим возникновением конфликтов, с другой.
Проблемы сплочения детского коллектива приобретают особенно острый характер. Возрастанию напряженности в этой области способствует ряд причин, в числе которых многообразие национального состава населения страны, неуважения друг к другу, нестабильная экономическая ситуация, личная неприязнь и антипатия.
Важную роль в утверждении в общественном сознании идей справедливости, миролюбия и гуманизма играет система образования, как один из основных институтов воспитания молодежи. В образовательных стандартах нового поколения ведущая роль отводится формированию развитию терпимости, уважения друг друга. Так, в ФГОС НОО в качестве одной из задач духовно-нравственного развития учащихся российских школ закреплено «формирование толерантности и основ культуры общения, уважения к личности, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни сверстника» [4, c. 140].
Работу в данном направлении следует начинать уже в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы личностных качеств, главных черт характера и особенностей поведения. Рассмотрим, как происходит работа по формированию сплочения учащихся начальной школы в первом классе.
Антон Семенович Макаров, известный писатель, воспитатель и педагог определяет ведущим компонентом развития сплочённости младших школьников актив класса и школы. Активист должен обладать рядом качеств, среди которых, пунктуальность, коммуникабельность, умение слышать и слушать сверстника, а так же находить общий язык абсолютно с каждым учеников класса. То же самое можно сказать и про умение совместно работать как в парах, так и в группах. Помимо этого, представитель актива должен уметь находить способы сплочения коллектива и оказания взаимопомощи.
Работа всего актива строиться на работе каждого члена команды. В случае прекращения работы кого-то одного, работа всего коллектива приостанавливается. В том случае можно говорить, что организация самоуправления подобрана правильно и работа будет являться более продуктивной и эффективной. Развитие коллектива, сплочение команды начнется раньше, если педагог займется вопросом создания органов самоуправления и участниками, которые будут входить в их состав.
В обозначенных условиях приоритетной целью системы начального образования становится формирование у младших школьников толерантности. Толерантностью называют готовность учащегося к сознательной личностной деятельности, направленной на установление мирных, гуманистических взаимоотношений между людьми и группами людей, имеющими различия в мировоззрении, ценностных ориентациях, поведенческих стереотипах [2, c. 97].
В силу своих психолого-педагогических особенностей, дети младшего школьного возраста предрасположены к формированию поликультурных ценностей. Во-первых, детям свойственно проявлять живой интерес ко всему новому, отличающемуся, что может побуждать к изучению обычаев и традиций представителей иной культуры. Во-вторых, младшие школьники достигли того уровня развития, когда приходит осознание ответственности за свое поведение, отношение к окружающим людям; детям этого возраста возможно объяснить, что будущее этого мира зависит от наших совместных усилий в борьбе с конфликтами.
Детям 6-10 лет не свойственны предубеждения в отношении представителей других религий и народностей, у них нет сложившихся стереотипов о социальных группах. Дружеские отношения со сверстниками в этом возрасте формируются скорее по принципу сходства, а не различия. Эмоциональные предпочтения в отношении людей определенной конфессии или национальности, а впоследствии и устойчивые стереотипы, развиваются у ребенка только под влиянием окружающих взрослых [1, c. 474]. Поэтому очень важно создание благоприятных условий для развития уважения друг к другу и к его обычаям и традициям в семье и школе, как важнейших институтах социализации индивида.
В школьном классе, где ежедневно находятся в тесном взаимодействии дети со значительными интересами, семейными воспитаниями, с индивидуальными особенностями характера и поведения, возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Проявления шовинизма, непринятия представителей других культур, неуважительного отношения и высмеивания их особенностей, обычаев и традиций в младшем школьном возрасте носит наивный, в большинстве своем неосознанный характер.
Среди факторов, под воздействием которых может формироваться подобное интолерантное поведение, можно выделить поведение окружающих взрослых и более старших детей, умения и желания ребенка понимать и принимать тех, кто отличается от него, копирование поведения более агрессивных одноклассников, отсутствие в образовательном учреждении воспитательной работы по развитию веротерпимости и поликультурности [4, c. 277].
Еще в советский период была разработана стратегия сплочения первоклассников, которая успешно реализовывается и в наши дни. Выделим ее основные направления:
- работа по формированию толерантности младших школьников. Она производится по следующему алгоритму. На первом этапе учащиеся усваивают некоторые теоретические знания: знакомятся друг с другом, с их интересами и взглядами на жизнь. На втором этапе школьники усваивают эти знания на эмоциональном уровне, переводят их в разряд личных убеждений, делают важной составляющей собственного мировоззрения. На третьем этапе происходит организация непосредственного общения коллектива; в процессе тренингов, спортивных и творческих мероприятий дети развивают позитивные взаимоотношения, учатся основам взаимодействия. На четвертом этапе происходит формирование устойчивой поведенческой мотивации к коммуникации, основанной на привитых принципах толерантности;
- работа по развитию самосознания учащихся. Уважение к представителям других религиозных культур невозможно без знания своей истории, ощущения национальной самобытности. Преподавание в начальной школе предмета «Родной язык», изучение истории народов, издавна живших в отношении мира и сотрудничества, организация национальных объединений, театров, музыкальных и творческих объединений, выпуска периодических изданий малого этноса будет способствовать ощущению его значимости, полноправности в масштабах многонациональной страны, и снижению межкультурного напряжения;
- организация и проведение различных мероприятий: спортивных состязаний, праздников, концертов, театральных постановок. Такая деятельность формирует эмоционально-позитивное отношение к окружающим. Подобные мероприятия являются прекрасным средством устранения шовинистических предубеждений и стереотипов, развитию высокой культуры общения [3, c. 100].
Таким образом, формирование сплоченности младших школьников является педагогической задачей немалого масштаба. От ее успешного решения в значительной степени зависит дальнейшее отношение к своим сверстникам, а так же умение вступать в диалог, общаться и сотрудничать.