Статья:

НАРУШЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Конференция: CLXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Фролова А.Н. НАРУШЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(168). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(168).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАРУШЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Фролова Анастасия Николаевна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Сазанова Татьяна Винальевна
научный руководитель, доцент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

Аннотация. В статье описаны проблемы формирования речи детей с нарушением интеллекта, особенности их фонематического развития и влиянии, оказываемом на речевое развитие детей данной категории.

 

Ключевые слова: фонематический слух, фонематическое восприятие, дети с интеллектуальными нарушениями, речевое развитие, фонематический анализ и синтез.

 

Развитие фонематического слуха у детей с интеллектуальными нарушениями занимает значительную роль в успешном обучении чтению и письму. Учащиеся с умственной отсталостью путают сходные по звучанию фонемы, что в большинстве случаях замедляет развитие связной речи. Нарушения фонематического слуха в значительной степени проявляют себя в школе при обучении чтения и письма, что в дальнейшем окажет значимую роль в продуктивном протекание процесса любого обучения в целом.

С. Я. Рубинштейн, считал основополагающими признаками недоразвития речи у детей с нарушением интеллекта является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных связей всех анализаторов». [7,с.106]. Вследствие замедленного развития дифференцированных условных связей речеслуховых анализаторов дети с дефектами интеллектуального развития долгое время не способен распознавать звуки речи, не дифференцирует слова, которые произносят окружающие, таким образом, недостаточно корректно воспринимает звуки речи.

Э. Сеген, описывал характерные особенности для развития   умственно отсталого ребенка, указывая, что «он только развивается медленнее, нежели нормальные дети его возраста, а эта медлительность вызывает то, что расстояние между отстающим ребенком и нормальным с течением времени все более и более растет; следовательно, между детьми данных категорий устанавливается значительная пропасть» [1, с. 58].

Развитие вербальной коммуникации у детей с интеллектуальными нарушениями еще в дошкольном возрасте длится не пять-шесть лет, а примерно три-четыре года. Задержка речевого развития не благоприятно влияет на формирование фонематической стороны речи на момент школьного периода.

Данные подтверждаются исследованиями В. Г. Петровой, которая указывала, что в начале обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями обучающийся «имеет речевой опыт, исчисляемый тремя-четырьмя годами» [3, с. 16].

По мнению Д.Б. Эльконина, «способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем родного языка» называют фонематическим слухом [3, с. 37].

В дифференциации фонем центральным звеном является слухоречевая зона коры больших полушарий головного мозга, расположенной в задней трети верхней височной извилины левого полушария (Вернике центр). Поражение или недоразвитие указанной зоны головного мозга может повлечь за собой   неспособность человека различать звуки речи (к сенсорной афазии или алалии).

Фонематический слух к родному языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов — важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти.

В норме речевой слух развивается с младенчества. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию. Лепет ребенка – активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонематического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некоторых детей, а у детей с интеллектуальными нарушениями значительно позднее.

А. А. Катаева и Е. А. Стребелева указывают на отставание в развитии речи у детей с нарушением интеллектуальной деятельности. отставание «начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу к дошкольному возрасту у них нет готовности к усвоению речи» [2, с. 33].

У норматипичного ребенка своевременно проявляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений. Но данная характеристика развития речи не соответствует речи детей с нормальным развитием. У детей с дефектами интеллектуального развития по причине общей патологической инертности в младенческом и раннем периоде отсутствует интерес к неречевым звукам, дети данной категории вяло реагируют на звуки и почти не различают их. Вследствие, реакция на звуки разного характера может не отличаться. Таким образом, своевременного развития фонематического слуха не происходит. Отмечается отсутствие лепета или появление с запозданием.

Дети с умственной отсталостью плохо дифференцируют слова на слух. Зачастую детей с интеллектуальными нарушениями принимают за слабослышащих. Но у умственно отсталых детей в отличие от слабослышащих или детей с локальными нарушениями речи данное нарушение является вторичным, и при корректной системе обучения нарушение фонематического слуха поддается коррекции.

В работе по развитию фонематического слуха логопед, смежные специалисты, и родители уделяют значительное внимание. Зачастую работа над фонематическими процессами у детей с интеллектуальными нарушениями протекает не легко, быстро и продуктивно. Неблагоприятный результат может указывать, что недостаточное развитие неречевого слуха.

Неречевой слух предполагает восприятие ребенком различного шума, например ветра, воды, различных бытовых шумов, звуков музыки. При формировании сложные психические процессы развиваются на основе более простых функций, которые заложены в их основе и составляющих для их развития основу. Способность говорить и мыслить предполагает качественное фонематическое восприятие у ребенка, чем дети с интеллектуальными нарушениями не «отличаются». Формирование фонематического восприятия берет начало с распознавания неречевых звуков (природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей).

Для качественного усвоения звуков родного языка важное значение имеет развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие — это процесс выявления нужного звука из слова, умение дифференцировать различные звуки и выстраивать их в линейную последовательность для корректного произнесения. В случае, если фонематическое восприятие сформировано недостаточно, то звуковой анализ становится для детей недоступным.

По данным исследования Д. И. Орловой дети с интеллектуальными нарушениями в значительной степени не готовы к обучению в школе. «Неполное представление о звуковом составе слова, неточность в дифференциации звуков и очень низком уровне навыков звукового анализа, выявленных в ходе проведенного исследования, указывают на отсутствие готовности школьников интеллектуальными дефектами к усвоению грамоты» [4, с. 72].

Нарушение фонематического восприятия является вторичным нарушением и оказывает значительно неблагоприятное влияние на последующее развитие мыслительных операций и речи умственно отсталого ребенка. В связи с тем, что дети с умственной отсталостью не владеют способностью четко воспринимать слова целиком, особенно их сходно звучащие фонемы, флективные окончания и т. п., вследствие, ребёнок не способен отличать значения значительного количества  слов. Что в свою очередь затормаживает овладение словарным составом и грамматическим строем языка и замедляет общее развитие речи.

Таким образом, совокупность вышеуказанных нарушений ведёт за собой отягощающие трудности при овладении грамотой и грамматикой умственно отсталыми детьми.

Последовательно рассмотрим фонематический анализ. Это процесс разделения слова, на составляющие его фонемы, слоги, и их анализ. Возникающие при фонематическом недоразвитии сложности связаны в первую очередь с тем, что для конкретного ребенка восприятие звучания некоторых звуков близких между собой [с-ц, ш-щ...] или далеких не различается, то есть он слышит эти звуки как одинаковые. Для того чтобы эту специфику понять, следует представить четырех друзей с одинаковыми лицами. И задачей логопеда является научить ребенка их дифференцировать, т.е. узнавать и различать друг от друга.

Фонематический синтез является более сложной мыслительной операцией, которая опирается на сформированных навыков фонематического анализа, которые являются базой. Составление слов разной звуко-слоговой структуры это и есть реализация фонематического синтеза в устной, а затем и письменной речи.

Фонематические представления у дошкольников, на которые опирается учитель начальных классов в своей работе, составляют тот необходимый базис для усвоения письменной речи. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. выявили сочетание нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим нарушением прослеживается связь с задержкой в формировании словаря и грамматического строя речи [2, с. 36].

Таким образом, вышеперечисленное доказывает важность преодоления недостаточности фонематического развития у детей с интеллектуальными дефектами.

 

Список литературы:
1. Пузанов Б. П., Коняева Н. П., Горскин Б. Б. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2013. 272 с.
2. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жиз-ни). М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский инсти-тут дефектологии АПН СССР, 1986 г. 68 с.
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
4. Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухово-го восприятия, внимания и памяти). СПб.: «Паритет», 2003. 
5. Развитие фонематического анализа и синтеза // Лалаева Р. И. Логопе-дическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2004. С. 112-129.
6. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 2010. 560 с.
7. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста. СПб.: СпецЛит, 2001. 463 с.4. Шипицына Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребенка СПБ.: Владос, 2010. 279 с.
8. Лалаева Р. И., Шаховская С. Н. Логопатопсихология. М.: Владос, 2011. 464 с