Статья:

Диалоговое обучение в начальной школе

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шило В.В. Диалоговое обучение в начальной школе // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(2).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Диалоговое обучение в начальной школе

Шило Виктория Владимировна
студент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, доцент кафедры математики и информатики, ГБОУ ВО «Ставропольский Государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

В последнее время в педагогической среде всё чаще актуализируют внимание на использовании таких технологий, которые чрезвычайно положительно способны сказаться на учебно-воспитательном процессе. Во многом именно от того, какой подход будет избран учителем применительно к организации собственной и ученической деятельности, зависят результаты обучения.

В работе современного педагога основным ориентиром является развитие личности ребёнка. Образовательные стандарты нынешнего поколения диктуют необходимость расширения возможностей школьников через развитие у них свободного, творческого, критического, ответственного перед собой и миром мышления, стремления к духовному развитию и интеграции в общество. Формирование личностного компонента – способности к социализации – развивается уже в начальной школе, поскольку детсадовские элементарные представления о взаимоотношениях между людьми претерпевают в пределах данной возрастной группы достаточно серьёзные изменения, равно как и все другие.

С целью эффективного осуществления педагогического труда в современную теорию и практику преподавания активно внедряются новые формы взаимодействия с обучающимися. Крайне востребованы интерактивный и проблемный подходы, нередко педагоги прибегают к опоре на самоуправление и лидерство в среде обучающихся, вырабатывают у школьников способность к самооцениванию и взаимооцениванию. Однако одним из самых результативных подходов к обучению по праву считается диалоговый, использование которого действенно в контексте организации труда, в особенности обучающихся младших классов.

В содержании профессиональной подготовки учителя начальных классов диалоговое обучение занимает значимое место. Не удивительно, ведь результаты научных исследований показывают, что диалог в контексте учебно-воспитательного процесса считается едва ли не определяющим средством обучения, его движущей силой.

Взаимодействие между учителем и обучающимися начальной школы строится в основном на диалоге, поскольку азы письма и чтения только начинают ими постигаться. Диалог легко вписывается в учебный процесс при традиционной классно-урочной системе занятий и может использоваться при изучении разных школьных предметов.

Л.С. Выготский, в свою очередь, указывал на то, что младшие школьники познают окружающую действительность благодаря социальному взаимодействию. Через диалог с более способными учениками, культурной или информационной средой происходит обучение детей более взрослым способам мышления. Общение, т.е. диалог, по мнению выдающегося психолога, является главным инструментом обучения, а на начальной ступени образования – особенно [2, с. 143].

Организация диалогового обучения позволяется в разы повысить познавательную активность обучающихся и сделать учебно-воспитательным процесс для младших школьников в достаточной мере интересным, способствующим мотивационному отклику [1, с. 168].

Обычно взаимодействие на основе диалога в начальной школе имеет следующие три разновидности: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик -  учитель.

Традиционная форма обучения практически не предполагает диалогового взаимодействия между обучающим и обучаемым. Однако в некоторых учебных ситуациях обойтись без него просто невозможно

Цель нынешнего педагога с позиций диалогового обучения состоит в правильной организации учебно-воспитательной деятельности. Важно создать условия не столько для общения обучающихся между собой, сколько для взаимодействия с целью обмена полученной информацией. Если способствовать совместному изучению младшими школьниками учебного материала, ведущему к взаимопомощи, коммуникации, обмену мыслями и идеями, то тогда можно будет говорить о реализации диалогового взаимодействия. В результате такого подхода к обучению сам учебный процесс становится для детей чрезвычайно увлекательным, когда они свободно могут работать в группе, взаимодействуя между собой и решая задачи, с которыми они, возможно, не смогли бы справиться в одиночку.

Работа в команде, способствующая диалоговому взаимодействию, формирует самостоятельность школьников, исключает состояние тревожности, возникающее под предлогом общения с учителем, что стабилизирует положительную мотивацию учения.

Диалоговое общение в группах положительно влияет на вовлеченность учеников в процессе обучения, на их эмоциональное состояние и поведение, определяющие результативность самого учебно-воспитательного процесса.

В контексте диалогового обучения не последняя роль отводится умению учителем грамотно задавать обучающимся вопросы. Критериями верно составленного вопроса следует считать появление у младших школьников стимула к обсуждению, дискуссии, поиску или исследованию. Вопросы открытого типа побуждаются детей к взаимодействию в отличие от вопросов закрытого типа, нередко вызывающих непонимание, тормозящих учебно-воспитательный процесс. Грамотно составленный вопрос всегда вызывает ряд ответов, способствует углублённому обдумыванию темы, стремлению конструировать свои знания в процессе ответа на вопрос [4, с. 15].

Чтобы правильно ставить цели в диалоговом обучении, правильно формулировать проблемы и задания для учащихся, чтобы правильно проводить рефлексию по результатам такой формы обучения, полезно воспользоваться таксономией Б. Блума. Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий, до самых сложных. Для того, чтобы развивать у учеников мышление высокого уровня нужно самостоятельно готовить задания и вопросы открытого типа, используя в том числе различные источники, поскольку некоторые учебные пособия школьного курса содержат вопросы, с трудом воспринимаемые детьми младшего школьного возраста. Самостоятельное составление вопросов открытого типа, если они отсутствуют в учебнике, занимает достаточно много времени и усилий. Однако, как показывает практика, на результативность процесса обучения влияние оказывается незамедлительно [3, с. 210].

Эффективность использования диалогового обучения во многом зависит от персональных умений учителя и тех педагогических разработок, которые проверены внедрением в учебно-воспитательный процесс и временем. В педагогической практике на сегодняшний день допускаются ещё достаточно неточностей, ведущих к снижению уровня мотивации у детей младшего школьного возраста. Так, нередки такие учебные ситуации, когда учитель задаёт вопрос, но сам на него не отвечает, или упускает из виду ответ ученика, обращается за ответом только к обучающимся, имеющим высокий уровень успеваемости, задаёт однотипные вопросы, не отражающие сути учебной темы. Избежание таких ошибок способно повысить продуктивность младших школьников на уроке, и диалог имеет ключевое значение в осуществлении этого замысла, поскольку при грамотной организации способствует выходу на личностное развитие обучающихся и высокую результативность обучения как такового.

 

Список литературы:
1. Коротаева, Е.В., Зайцева, Е.А. Возможности учебного диалога в обучении и развитии младшего школьника // Педагогическое образование в России. 2014. – № 12. – С. 166-170.
2. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998.
3. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2008.
4. Поздеева, С.Н. Как организовать учебный диалог в начальной школе // Начальная школа. 2003. – №4. – С. 14-15.