Статья:

Исследовательская деятельность педагога в современном образовательном процессе

Конференция: XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Грекова Д.М. Исследовательская деятельность педагога в современном образовательном процессе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(13).pdf (дата обращения: 27.02.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследовательская деятельность педагога в современном образовательном процессе

Грекова Дарья Михайловна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Кувырталова Марина Александровна
научный руководитель, кан. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Аннотация. Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека, в том числе и для сферы образования. В данной статье рассматриваются основные концепции педагогической инноватики.

 

Ключевые слова: инновации; образование; педагогическая инноватика; образовательные организации.

 

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования урегулирована ст. 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Целью осуществления данных видов деятельности является обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Изучение и исследование педагогических инноваций в России ведется благодаря появлению новой отрасли - педагогической инноватики, изучающей процесс обновления педагогической деятельности, её принципы, закономерности, методы и средства.

Инновационные проекты в образовании призваны улучшить уровень качества образования и формировать современный облик образованной России.

Сегодня педагогические инновации находятся в стадии становления и эмпирического поиска.

В последние годы внимание ученых к инновациям в образовании стало буквально взрывоопасным. В то же время нельзя сказать, что на все вопросы, связанные с педагогическими инновациями, был дан исчерпывающий ответ. Здесь мы говорим не только про конкретные результаты обновлений, но и систему знаний, смежные виды деятельности, которые изучают, объясняют, оправдывают педагогические инновации, принципы, модели, концептуальный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты характерные для теоретических учений. Все это методологические аспекты изучения и построения педагогических инноваций.

Педагогические инновации и ее методологический аппарат могут быть эффективным инструментом для анализа, обоснования и разработки текущей модернизации образования. Государственное и научное обеспечение этого глобального инновационного процесса в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего. Многие нововведения не разработаны методологически, в процессах освоения и применения заявленных инноваций нет целостности и системы. Очевидно, что требуется специальная работа по научным обоснованиям инноваций в общем среднем образовании, принципам и технологиям для разработки крупномасштабного педагогического эксперимента.

Проясним наиболее важные концепции педагогической инновации.

Педагогические инновации - это учение о создании педагогических инно­ваций, их оценка и овладение педагогическим сообществом, использование и применение на практике. Создать педагогические инновации недостаточно: как бы привлекательныо они бы ни были разработаны, педагогические инновации не могут быть освоены без надлежащей организации инновационных процессов. Инициаторы инноваций неизбежно столкнутся с проблемами, создаваемыми инновациями, и им придется искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методов, педагогических технологий необходимо понять, как эти нововведения могут быть внедрены, освоены и соблюдены.

Ключевой концепцией инноваций является инновационный процесс. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономической, психолого-педагогической и организа­ционно-управленческой. Из этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых происходят процессы инноваций. Существующие условия могут способствовать или мешать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер, который спонтанно и сознательно управляется.

Мы подчеркиваем единство трех компонентов инновационного процесса: создание, освоение и применение инноваций. Именно этот трехкомпонентный инновационный процесс является объектом изучения педагогических инноваций, в отличие, например, от дидактики, где объектом научных исследований является учебный процесс.

Другой системной концепцией является инновационная деятельность, которая представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение инновационного процесса на определенном уровне образования, а также сам процесс.

Основные функции инновационной деятельности включают в себя изменения в компонентах педагогического процесса: значение, цели, содержание образования, формы, методы, технологии, учебные пособия, системы управления и т. д.

Особенностью инновационного процесса является его циклический характер, который выражается в следующей структуре этапов, которые проходят инновации: появление, быстрый рост в борьбе против противников, зрелость, развитие, распределение, насыщение, рутина, кризис, Конец.

Инновационный процесс представляет собой набор процедур и средств, посредством которых педагогическое открытие или идея превращается в социальную, в том числе образовательную, инновационную.

Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения индивидуальных инноваций.

Например, введение дополнительного факультативного курса в школе еще не делает его новаторским. Инновационная деятельность характеризуется систематической, интегрированной, целостностью.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает преобразование идей в инновации, а также формирует систему управления этим процессом, - это инновационная деятельность.

Педагогическая наука рассматривает следующие основные инновационные направления и объекты:

· концептуальные и стратегические изменения в сфере развития образовательного процесса в образовательных организациях;

· разработка новых и совершенствование сложившихся педагогических технологий обучения и воспитания обучающихся;

· совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

· повышение уровня педагогической подготовки и повышение квалификации педагогических работников;

· разработка новых современных архитектурных моделей образовательного процесса [4].

Касательно алгоритма реализации педагогических инноваций обратим внимание на положения, выделенныем П.И. Пидкасистым:

· всесторонний обзор и оценка качества образовательной системы, чтобы определить необходимость реформы с использованием социальных механизмов, экспертиза должна подвергнуть всю педагогическую систему, по результатам которой необходимо установить, что ее требуется реформировать как устаревшую, неэффективную, нерациональную;

· поиск упреждающих образцов педагогического решения, которые было бы возможно использовать для создания инновационных моделей, на основе изучения передовых педагогических технологий, для этой цели необходимо найти материал, который мог бы быть использован для создания новых педагогических конструкций;

· комплексный анализ научных исследований, содержащих творческое решение фактических проблем педагогики, для этой цели может быть использован мировой опыт в этой области;

· проектирование инновационной педагогической модели всей системы или ее части, создание проекта с конкретными инновационными заданными свойствами, имеющими отличие от традиционных вариантов;

· выполнение интеграционных реформ предполагает персонализирование проблемы, выявление виновных, установление необходимых средств решения проблемы, а также формы контроля;

· перед введением инноваций в практическое поле применения важно правильно понимать их эффективность и практическое значение;

· при построении механизма внедрения инновации в практическую деятельность необходимо использовать разработанные общие педагогические алгоритмы, предполагающие использование таких мероприятий, как: изучение тех участков практики, которые требуют обновления или замены; моделирование инновации, основанное на анализе опыта и научных данных; разработка и проведение эксперимента; оценка результатов; корректировка выявленных погрешностей; проведение итогового контроля;

· при введении в профессиональную лексику новых или переосмыслении прежних понятий, важно опираться на принципы теории отражения и диалектической логики;

· важно защитить педагогические инновации от псевдонаваторов, необхо­димо придерживаться принципа эффективности и обоснования инноваций [7].

Основные барьеры на пути реализации педагогических инноваций были представлены В.И. Андреевым:

· наличие консерватизма у определенной части педагогических работников, особенно опасен консерватизм в управлении образовательных организаций и органов управления образованием;

· дефицит творческих педагогических работников и денежных ресурсов для поддержки и стимулирования педагогических инноваций;

· неблагоприятные социальные и психологические условия в конкретной образовательной организации [1].

Организуя инновационную деятельность необходимо учитывать, что:

· педагогика передает не сам опыт (технологию), а ту мысль, которая выделяется из опыта;

· весь предшествующий опыт педагогический работник пропускает через свое сознание, сформировавшиеся отношения и взгляды, привычные стереотипы деятельности, чтобы выработать собственный метод, который бы соответствовал своему личностному и профессиональному развитию;

· инновации должны быть хорошо прописаны, убедительны и достаточно реальны для образовательных потребностей общества, они должны успешно вкладываться в реальные задачи, технологии и цели образования;

· инновации должны захватить сознание и ресурсы всех или большинства педагогических работников образовательной организации;

· инновации необходимо стимулировать морально и материально, необходимо юридическое сопровождение инновационной деятельности [2].

Исходя из вышесказанного следует, что вопрос о внедрении педагогических инноваций в образовательный процесс образовательных организаций является приоритетным направлением их деятельности.

Необходимы комплексные, целеустремленные и прогрессивные изменения, направленные на повышение профессионального уровня, как отдельных частей, так и всей системы образования в целом.

Инновации должны иметь четкие направления, быть убедительными и носить практический характер, они должны быть направлены на реализацию конкретных целей, задач и технологий.

Инновационный процесс, это совокупная деятельность, позволяющая создавать, осваивать, использовать и распространять новшества. Инновационный процесс в образовательной сфере, это процесс обновления и изменения образовательных концепций, содержания программ обучения, внедрения новых методов, способов и приемов обучения и воспитания обучающихся.

 

Список литературы:
1. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. № 3.
2. Виневская А.В. Педагогические технологии. Вопросы теории и практики внедрения. - Ростов н/Дону: Феникс, 2013. – 256 с.
3. Дутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Козачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии. Основная школа. - СПб.: КАРО, 2015. – 176 с.
4. Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник. - М.
5. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект) [Электронный ресурс] // Минобрнауки.рф: [сайт]. [2011]. URL: http://
минобрнауки.рф/документы/3871/файл/2676/Концепция поддержки развития педагогического образования 11 12 13.doc (Дата обращения 16.07.2015).
6. Профессиональный стандарт педагога (проект) [Электронный ресурс] // Минобрнауки.рф: [сайт]. [2011]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071 (Дата обращения 16.07.2015).
7. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. - М.: Академия, 2014. – 160 с.