Статья:

Проблема патриотического воспитания современных школьников

Конференция: VIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Грекова Д.М., Петрущенкова К.Ю. Проблема патриотического воспитания современных школьников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/8(8).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема патриотического воспитания современных школьников

Грекова Дарья Михайловна
студент Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Петрущенкова Ксения Юрьевна
студент Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Кувырталова Марина Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников, главной задачей которого является формирование и развитие  гармоничной личности, способной успешно исполнять свои гражданские обязанности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание; патриотизм; гражданственность; патриотическая работа.

 

Патриотизм — понятие, споры вокруг которого ведутся столетиями. Одни, как Чернышевский, уверены: «Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит человечеству». Другие, как Толстой, возражают: «Патриотизм — чувство безнравственное», ведь под его влиянием человек признает себя «рабом правительства и совершает поступки, противные своему разуму и совести». 

Изменения, происходящие не только в нашей стране, но и в мире обостряют социальную, экономическую и политическую обстановки, что приводит к потере нравственных ориентиров у подрастающего поколения. На сегодняшний день, проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения –одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В таких нормативно- правовых документах, как Закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определена не только государственная политика в области образования, но и дан своеобразный социальный заказ на воспитание личности с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции других народов.  В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.

Рассмотрим основные понятие патриотического воспитания:

Патриотизм – чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины [2]. Патриотизм включает в себя: заботу об интересах своей страны; верность Родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; сочувствие к страданиям своего народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (области, городу, деревне).

Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества [2]. Гражданственность включает в себя: чувство собственного достоинства; уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти; способность воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права. Российская идентичность – понятие довольно-таки сложное, ибо каждый воспринимает ее по-разному. В каждой стране своё восприятие идентичности.

Однако следует сказать, что, во-первых, идентичность не создается раз и навсегда, она постоянно меняется в рамках процесса социальных трансформаций и взаимодействий. Во-вторых, мы несем сегодня целый «портфель идентичностей», которые могут и совмещаться, и не совмещаться друг с другом. Один и тот же человек, находясь в отдаленном районе Татарстана, ассоциируется с жителем Казани; приезжая в Москву, он – «татарин»; в Берлине он – русский, а в Африке – белый. В-третьих, идентичность очень нестабильна. Обычно она слабеет в периоды мира и укрепляется (либо распадается) в периоды конфликтов и войн.

Говоря о патриотическом воспитании, ученые имеют в виду последовательную и целенаправленную деятельность педагогов по формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Вопрос патриотического воспитания рассматривался и в работах таких педагогов К. Д. Ушинский, который в основу патриотического воспитания положил идею народности. Совершенно иную трактовку имело рассматриваемое понятие в XX веке. Во времена Советского государства патриотизм имел идеологический оттенок и предполагал формирование определенного отношения к государству, к нации, к другим народам и странам. В педагогике советского периода вопросам воспитания патриотизма были посвящены работы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Педагогические идеи А. С. Макаренко связаны с вопросами воспитания не только патриота, но и гражданина, человека, который способен поставить интересы коллектива выше своих собственных, заниматься продуктивной деятельностью на благо Отечества.

В. А. Сухомлинский в своих педагогических трудах рассматривал центральное понятие патриотического воспитания – «Родина». Он считал, что патриотизм, любовь к Родине является основой человеческой жизни, личностной гражданской позиции. Ученый писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. …Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье» [5, с. 14]. Следует отметить, что значительную роль в патриотическом воспитании школьников В. А. Сухомлинский отводит родному языку, родной природе и труду.

Сегодня проблемами патриотического воспитания школьников занимаются А. И. Попова, Ю. В. Савин, Е. С. Троицкий и другие ученые. А. И. Попова считает, что, реализуя задачи патриотического воспитания учащихся, учителю следует применять такие методы, которые способствовали бы накоплению системы знаний и умений в сфере формирования патриотических чувств, собственной позиции воспитанников, оценки явлений окружающей действительности, действий, поступков, имеющих патриотическую направленность [1].

К педагогическим условиям, способствующим организации патриотической работы со школьниками, с точки зрения Ю. В. Савина, можно отнести объединение и координацию усилий органов местного самоуправления, ветеранских, творческих, научных, общественных, молодежных организаций, русской православной церкви и других религиозных конфессий [3].

Таким образом можно сказать, что проблема патриотического воспитания школьников – это одна из самых актуальных проблем на данный момент. Результатом эффективной патриотической работы со школьниками может вы- ступать, например, любовь к Родине, желание защищать ее интересы на разных уровнях, добросовестно трудиться, отстаивать собственную гражданскую позицию, поддерживать ее статус, национальную идентичность и т. д. Говоря о перспективах нашего исследования, мы хотели бы отметить, что в дальнейшем сосредоточим свое внимание на обобщении существующих и, возможно, обосновании новых способов и приемов патриотического воспитания школьников, которые может использовать учитель иностранного языка.

 

Список литературы:
1. Попова, А. И. Воспитание патриота России / А. И. Попова // Нач. школа.– 2007.
2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.– М., 1998.– Т. 2.
3. Савин, Ю. В. Учить школьников на традициях патриотизма / Ю. В. Савин // Дидакт.– 2002.– № 5.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года [Электронный ресурс].– URL: http://council.gov.ru/media/files/ (дата
обращения: 26.03.2016).
5. Сухомлинский, В. А. Родина в сердце / В. А. Сухомлинский.– М.: Молодая гвардия, 1980.
6. Циулина, М. В. К вопросу о воспитании патриотизма [Электронный ресурс] / М. В. Циулина.– Челябинск: ЧГПУ.– URL: htpp://www.stolpedagog.ru