Проблема патриотического воспитания современных школьников
Конференция: VIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
VIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Проблема патриотического воспитания современных школьников
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников, главной задачей которого является формирование и развитие гармоничной личности, способной успешно исполнять свои гражданские обязанности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание; патриотизм; гражданственность; патриотическая работа.
Патриотизм — понятие, споры вокруг которого ведутся столетиями. Одни, как Чернышевский, уверены: «Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит человечеству». Другие, как Толстой, возражают: «Патриотизм — чувство безнравственное», ведь под его влиянием человек признает себя «рабом правительства и совершает поступки, противные своему разуму и совести».
Изменения, происходящие не только в нашей стране, но и в мире обостряют социальную, экономическую и политическую обстановки, что приводит к потере нравственных ориентиров у подрастающего поколения. На сегодняшний день, проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения –одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
В таких нормативно- правовых документах, как Закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определена не только государственная политика в области образования, но и дан своеобразный социальный заказ на воспитание личности с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции других народов. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.
Рассмотрим основные понятие патриотического воспитания:
Патриотизм – чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины [2]. Патриотизм включает в себя: заботу об интересах своей страны; верность Родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; сочувствие к страданиям своего народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (области, городу, деревне).
Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества [2]. Гражданственность включает в себя: чувство собственного достоинства; уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти; способность воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права. Российская идентичность – понятие довольно-таки сложное, ибо каждый воспринимает ее по-разному. В каждой стране своё восприятие идентичности.
Однако следует сказать, что, во-первых, идентичность не создается раз и навсегда, она постоянно меняется в рамках процесса социальных трансформаций и взаимодействий. Во-вторых, мы несем сегодня целый «портфель идентичностей», которые могут и совмещаться, и не совмещаться друг с другом. Один и тот же человек, находясь в отдаленном районе Татарстана, ассоциируется с жителем Казани; приезжая в Москву, он – «татарин»; в Берлине он – русский, а в Африке – белый. В-третьих, идентичность очень нестабильна. Обычно она слабеет в периоды мира и укрепляется (либо распадается) в периоды конфликтов и войн.
Говоря о патриотическом воспитании, ученые имеют в виду последовательную и целенаправленную деятельность педагогов по формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Вопрос патриотического воспитания рассматривался и в работах таких педагогов К. Д. Ушинский, который в основу патриотического воспитания положил идею народности. Совершенно иную трактовку имело рассматриваемое понятие в XX веке. Во времена Советского государства патриотизм имел идеологический оттенок и предполагал формирование определенного отношения к государству, к нации, к другим народам и странам. В педагогике советского периода вопросам воспитания патриотизма были посвящены работы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Педагогические идеи А. С. Макаренко связаны с вопросами воспитания не только патриота, но и гражданина, человека, который способен поставить интересы коллектива выше своих собственных, заниматься продуктивной деятельностью на благо Отечества.
В. А. Сухомлинский в своих педагогических трудах рассматривал центральное понятие патриотического воспитания – «Родина». Он считал, что патриотизм, любовь к Родине является основой человеческой жизни, личностной гражданской позиции. Ученый писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. …Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье» [5, с. 14]. Следует отметить, что значительную роль в патриотическом воспитании школьников В. А. Сухомлинский отводит родному языку, родной природе и труду.
Сегодня проблемами патриотического воспитания школьников занимаются А. И. Попова, Ю. В. Савин, Е. С. Троицкий и другие ученые. А. И. Попова считает, что, реализуя задачи патриотического воспитания учащихся, учителю следует применять такие методы, которые способствовали бы накоплению системы знаний и умений в сфере формирования патриотических чувств, собственной позиции воспитанников, оценки явлений окружающей действительности, действий, поступков, имеющих патриотическую направленность [1].
К педагогическим условиям, способствующим организации патриотической работы со школьниками, с точки зрения Ю. В. Савина, можно отнести объединение и координацию усилий органов местного самоуправления, ветеранских, творческих, научных, общественных, молодежных организаций, русской православной церкви и других религиозных конфессий [3].
Таким образом можно сказать, что проблема патриотического воспитания школьников – это одна из самых актуальных проблем на данный момент. Результатом эффективной патриотической работы со школьниками может вы- ступать, например, любовь к Родине, желание защищать ее интересы на разных уровнях, добросовестно трудиться, отстаивать собственную гражданскую позицию, поддерживать ее статус, национальную идентичность и т. д. Говоря о перспективах нашего исследования, мы хотели бы отметить, что в дальнейшем сосредоточим свое внимание на обобщении существующих и, возможно, обосновании новых способов и приемов патриотического воспитания школьников, которые может использовать учитель иностранного языка.