Статья:

Роль внеурочной деятельности при изучении комбинаторных задач в начальной школе

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Макулова Н.А. Роль внеурочной деятельности при изучении комбинаторных задач в начальной школе // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль внеурочной деятельности при изучении комбинаторных задач в начальной школе

Макулова Надежда Андреевна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, внеурочная деятельность представляет собой  неотъемлемую часть образовательного процесса и организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах.

Внеурочная деятельность ориентирована на помощь учителю в реализации способностей каждого ученика и создании условий для индивидуального развития младших школьников. Проделанная работа поможет осуществить развитие познавательной деятельности учащихся; содействует развитию и формированию творческих способностей у учащихся; позволяет детям глубже понять роль математики в жизни людей; способствует воспитанию у детей культуры чувств: справедливости, чести, долга, ответственности, удовольствия или неудовольствия, радости или скорби, гордости или огорчения.

В начальной школе внеурочная работа занимает важное место.

Актуальность проблемы внеурочной работы заключается в ориентировании на расширение и углубление базовых знаний и умений, развитии способностей и познавательного интереса, организации социальной деятельности школьников.

Особое место в образовательном процессе занимает внеурочная деятельность по математике.

Учащиеся начальной школы больше всего нуждаются в том, чтобы их первоначальное и дальнейшее знакомство с математическими понятиями носило не сухой характер, а содействовало бы  возникновению интереса и любви к предмету, а также развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, формировало острый ум и смекалку и, тем самым, вносило бы оживление в преподавание предмета.

В ходе занятий во внеурочной деятельности по математике решаются следующие основные дидактические задачи:

  • развитие интереса к изучению математики;
  • углубление и расширение математических знаний, умений и навыков;
  • формирование логического мышления, математической зоркости;
  • выявление наиболее одаренных детей, развитие их способностей;
  • создание условий по применению полученных знаний, умений и навыков.

Необходимость массовой внеурочной работы по математике с младшими  школьниками вызвана тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Без формирования интереса к математике, без образования и воспитания учащихся средствами математики, начиная с младшего школьного возраста, без взаимосвязи классной и внеклассной работы школа не сможет с надлежащей полнотой выполнить этот заказ общества.

Внеурочную работу по математике следует рассматривать как одно из важных средств, направленных на совершенствования математических знаний в начальной школе.

Значение внеурочной деятельности по математике с младшими школьниками состоит в следующем:

1. Разнообразные виды этой работы в своей совокупности помогают развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, представлений, памяти, мышления, речи, воображения.

2. Внеурочная деятельность направлена на формирование творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке.

3. Позволяет младшим школьникам осознать роль математики в жизни человека.

Формы внеурочной деятельности по математике у детей многообразны.

Можно провести:

  • творческие исследовательские проекты;
  • математические кружки, спецкурсы;
  • математические игры, конкурсы, викторины и олимпиады;
  • математические вечера;
  • математические экскурсии;
  • школьная математическая печать;

Именно из вышесказанного вытекает значимость внеурочной деятельности при решении комбинаторных задач.

«В повседневной жизни мы нередко встречаем задачи, имеющие несколько различных способов решения. Чтобы сделать верный выбор, важно не упустить ни один из них. Для этого надо уметь осуществлять перебор всех возможных вариантов или подсчитывать их число. Задачи, которые требуют такого решения, называют комбинаторными» [1, с. 141].

Решение комбинаторных задач требует специальных методов. Они довольно сильно отличаются друг от друга, но все-таки имеют место быть в деятельности школьника для получения ответа.

К ведущим методам решения комбинаторных задач в начальной школе относятся следующие:

  • метод перебора;
  • метод построения древа возможных вариантов решений;
  • табличный метод;
  • метод построения граф-схем

Особое место среди внеурочной деятельности по математике занимает  кружковая работа.

Кружковая работа - одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности.

Посещая кружки и спецкурсы, ученики прекрасно адаптируются в среде сверстников и, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучают материал. Эта деятельность позволит младшим школьникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о комбинаторике. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Кружковая деятельность, посвященная решению комбинаторных задач, преследует следующие цели:

  • сформировать умение рассуждать как компонента логической грамотности;
  • сформировать интеллектуальные умения, которые связаны с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развить познавательную активность и самостоятельность учащихся;
  • сформировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить строить гипотезы;
  • сформировать пространственные представления и воображения;

Однако недостаточно только привлечь школьников и включить их в определенную внеурочную деятельность. Прежде чем создать кружок, учитель  должен разработать его программу, структуру и содержание. Всё это должно отвечать общеизвестным дидактическим принципам, необходимо присутствие связи теории с практикой, а также должны браться во внимание возрастные и индивидуальные особенностей детей .

Для того, чтобы внеурочная деятельность стимулировала творческие формы общения детей, необходимо, чтобы школьники как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Ученики начальных классов нуждаются в помощи взрослых. Поэтому важно организовывать полноценную внеурочную деятельность, в которой учащиеся смогут получать ответы на интересующие их вопросы для стимулирования активной учебной деятельности в будущем.

Таким образом, правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося в решении комбинаторных задач.

 

Список литературы:
1. Математика: учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений/ Л.П. Стойлова.-3-е издание, стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005.424 с