Статья:

ВКЛАД ДРЕВНЕРУССКИХ КНИЖНИКОВ В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КИЕВСКОЙ РУСИ

Конференция: CCLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Янюк Г.Н. ВКЛАД ДРЕВНЕРУССКИХ КНИЖНИКОВ В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КИЕВСКОЙ РУСИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 27(259). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/27(259).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВКЛАД ДРЕВНЕРУССКИХ КНИЖНИКОВ В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КИЕВСКОЙ РУСИ

Янюк Галина Николаевна
студент, Московский педагогический государственный университет, РФ, г. Москва
Джуринский Александр Наумович
научный руководитель, Московский педагогический государственный университет, РФ, г. Москва

 

Педагогическая мысль рассматриваемой эпохи развивалась, прежде всего, под влиянием текстов Священного писания, творений отцов церкви, произведений византийских ученых, идеи которых были переосмыслены и включены в традиционную духовную культуру Руси.

Сильнейшее воздействие на формирование педагогических взглядов той эпохи оказали такие произведения, как «Премудрость Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Сирахова», «Псалтырь».

В поэтической, образной форме, так любимой книжниками того времени, Псалтырь содержит назидательные наставления и афористические высказывания о воспитании человека в «страхе Божием». Заученная в детстве и закрепляемая в зрелости, Псалтырь должна была воздействовать на умы учителей и их учеников.

Следствием этого можно считать сложившееся тогда представление об обучении детей не как о простом процессе передачи определенного круга знаний, а как о выработке у них целостного религиозного мировоззрения.

В «Слове о законе и благодати» (1049—1051) митрополита Илариона намечены исходные идеи православного взгляда на воспитание человека. Посредством символического описания детства, отрочества, юности и зрелости князя Владимира Святославича он показал важность в деле формирования человека опоры на отеческие традиции, несмотря на их явно языческие корни. Иларион подчеркивал важную роль в воспитании унаследованных от предков, родителей личностных качеств. Первый этап образования, по Илариону, должен был осуществляться на основе традиционного, «ветхого» порядка: в раннем детстве закаливание и укрепление физических сил, в отрочестве — воинское воспитание, затем — формирование волевых качеств и общее умственное развитие.

Однако все это должно было являться лишь подготовительным этапом к собственно христианскому просвещению, связанному с личным подвижничеством, деятельностью по усвоению евангельских истин.

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона было почитаемо всеми просвещенными людьми Руси и оказало сильнейшее влияние на таких мыслителей, как Кирилл Туровский (XII в.), Епифаний Премудрый (XIV в.), Нил Сорский (XV—XVI вв.) и др.

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Князь Владимир Мономах (1053-1125) неоднократно повторяет советы не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться. Достойными подражания Мономах называл тех, кто «владел учением книжным». Он приводит в пример своего отца - князя Всеволода, изучившего пять языков. Сам Мономах, судя по «Поучению», был весьма начитан и образован для своего времени [3]. 

Основным методом воспитания он считал пример, особенно отца, которому следует подражать как образцу. Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, способности исполнять все мужские дела, быть воином. Основные качества человека, которые необходимо формировать у детей, — религиозность, уважение к старшим, братское отношение к ровесникам, милостливость по отношению к бедным, осторожность, самообладание, находчивость и хладнокровие в опасных ситуациях. Одно из основных умений, которое должен выработать отец в сыне, — это умение рачительно управлять своим домом.

Суждения Владимира Мономаха, несмотря на то, что были оформлены в религиозные тексты, побуждали к практическому мышлению, деятельности. Такую же направленность имели и философско-педагогические идеи киевского митрополита Климента Смолятича (XII в.), который полагал, что объектом познания должно быть не только "Священное писание", но и природа – творение божественной мудрости.

Поучения детям стали одним из любимейших жанров на Руси. Их составляли даже образованные женщины, например «Поучение»- княгини Марии, супруги князя Всеволода III Юрьевича (1176—1212), они входили в «Изборники» и «Златоусты», влияние их ощутимо в «Домострое» XVI в.

Среди мыслителей киевского периода нашей истории, касавшихся проблем педагогического характера, особое место принадлежит монаху и писателю Кириллу Туровскому, которого называли на Руси вторым Златоустом. По его представлениям, человека созидает личный духовный труд по усвоению книжного знания, которое являет собой некий вход в мир божественной мудрости. Сочинения предназначались высокообразованным людям. Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в Бога. Будучи сенсуалистом, Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств. В «Притче о душе и теле» он говорил о сущности обучения; телесность человека сравнивалась им с «незатвореннымивратами» города, сотворенного Богом, ум же является царем этого города.

По Кириллу Туровскому, в основе методики обучения должен лежать принцип соревнования, состязания в добродетелях и знаниях. Лишь таким путем можно взять из книг духовную пищу. Способ обучения, который он всячески отстаивал, был дедуктивным — ход от абстрактного книжного знания к жизни, к практической деятельности. В основных чертах он был близок как византийской, так и западноевропейской схоластической традиции школьного обучения.

В русле древнерусской традиции, опираясь на принципы православного мировосприятия, Кириллом Туровским разработаны вопросы, которые легли в основу отечественной этико-педагогической мысли. Фундамент совершенствования духовного мира каждой личности и общества в целом виделся ему в развитии грамотности, просвещения. В то далекое время учителя волновало то, что грамотность, образование становились привилегией только отдельных сословий. В связи с этим он замечал, что на пути общественного обустройства знания одинаково нужны всем без исключения людям. В первую очередь Кирилл Туровский видел в книгах средство нравственно-духовного усовершенствования личности. Именно они являются одним из главнейших источников «сердечного разума» (добродетели). Как человеческое тело не может жить без еды, так и его душа должна постоянно питаться «душеполезными словесами». Основное предназначение человеческой мудрости, на взгляд Кирилла, — спасение души, которое возможно только с приближением к Богу. Творец точно знает пути, которые ведут к совершенствованию личности. Познать эти пути можно, только познав сущность Бога. Но, по убеждениям Кирилла, Всевышний бесконечен, безграничен, бесплотен, невидим и поэтому, конечно же, непознаваем для человека. По этой причине, как идеал, он недосягаем для людей. В то же время земной человек может познать определенные качества Бога через отдельные его творения, что позволяет каждому в определенной степени приблизиться к божественным нравственным ценностям. По Кириллу Туровскому, это происходит через постижение богомудрости, совершенствование собственного ума и укрепление веры. Основные препятствия на этом пути возводятся суетностью мира, на преодоление которой должен направлять силу своего ума человек. Общество приблизится к совершенству, если каждый человек свои знания, разум и мудрость направит на нравственно-духовное развитие. Просветитель стремился убедить людей в том, что безнравственный, бездуховный человек не может быть мудрым. Несовершенный разум, по мнению Кирилла, — прямой путь к духовной нищете, порочной жизни. Книжник твердо верил в безграничную силу разума. Повествуя о природе человека, он заострял внимание на том, что кроме души и тела есть еще разумная душа — ум. Это давало ему основание утверждать, что «душа умородительна». Вот почему благодаря уму человек может возвыситься до вершин духовного совершенства, организовать жизнь в строгом соответствии с важнейшим нравственным законом, избавиться от искушающих его порочных действий и поступков. Он тесно связывал человеческую мудрость с исполнением основных постулатов христианской этики. Он всемерно стремился растолковать людям необходимость обретения соответствующих знаний как обязательного условия на пути их нравственно-духовного совершенствования. Проповедник предостерегал, что незнание этических требований не только не может быть оправданием, но, наоборот, отягощает ответственность каждого за собственные поступки. По его мнению, люди, которые понимают порочность своего поведения, имеют возможность покаяться и не повторять подобного в дальнейшем. Те же, кто свои поступки даже перед собой оправдывают собственной неосведомленностью, не могут прийти к покаянию. Таким образом, Кирилл убедительно показывал, что непросвещенность есть основной источник греха. В своих произведениях он обращал внимание и на то, что, с одной стороны, недостаток ума приводит к порокам, а с другой — его развитие с отрывом от веры может соблазнить человека к самоволию, гордыне и иной нравственно-духовной хвори. Разум, опирающийся на веру, является основой этико-религиозных идей святителя. Мирская мудрость, по глубокому убеждению восточнославянского Златоуста, имеет право на существование, но она обязательно должна быть морально христианизирована. Источником истины служит Библия, но до конца понять ее содержание может не каждый. Поэтому архипастырь-проповедник подходил к необходимости толкования и комментирования Священного Писания, что предостерегает, на его взгляд, от неправильного понимания молитв и покаяний, чтобы добиться спасения души [1]. «Будь славен не светлой одеждой, но добрыми поступками», — утверждал Кирилл. Туровский книжник подчеркивал, что, сотворив человека. Бог дал ему свободу воли. Благодаря этому каждый может сам выбрать свой путь в жизни, поступать по своим убеждениям, желаниям, прихотям, но в то же время нести личную ответственность за их последствия. Ради испытания людей, по мнению мыслителя. Творец мироздания специально позволил, чтобы сатана к каждому человеку послал ангелов губителей, которые на каждом шагу искушают и верующих и грешных к «злым» делам. В представлении Кирилла, все это делается с Божьего соизволения, чтоб испытать духовные силы каждого. «Познающий разум», по его мнению, — свободный разум. Кирилл хотел, чтобы он был направлен на свободный выбор определенных путей, которые ведут только к добру. В противостоянии сил добра и зла проявляется значительность роли каждого человека в сфере самосовершенствования и гармонизации общественных отношений. На взгляд туровскогокнижника, стремление к нему должно иметь всеобщий характер. Каждый индивид обязан осознавать свою значительность и высокую миссию в земной жизни. Кирилл был убежден в том, что каждый, кто достиг определенных вершин на пути нравственно-духовного развития, обязан содействовать умственному и духовному росту других.

Как высоко ни ценил Кирилл мудрость и ум в определении степени совершенства личности, однако на первое место он ставил смиренность. В его трактовке «кротость» как результат покаяния включает в себя терпеливость, доброжелательность, покладистость, рассудительность и другие нравственные качества. Не столько в духе самоунижения личности, а прежде всего ради противопоставления гордыни, высокомерию, чванству, кичливости, спесивости он во многих своих произведениях восхваляет смиренность как основной из даров благодати. Значительное место в его произведениях занимает выявление отрицательных нравственных качеств. Одним из наихудших пороков святитель считал гордыню. Опираясь на основные постулаты христианской этики, туровский книжник считал, что гордыня является необыкновенно благоприятной почвой для развития духовных недугов, которые, в свою очередь, дают начало и телесным болезням человека. Таким образом, человек одновременно слабеет душой и телом. Непосредственно из гордыни развивается «непокоренье», «прекословье», «тщеславие», «кичение», «немилосердие» и другое зло. Согласно христианскому учению, Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством является любовь. Именно она возвышает человека над другими живыми существами и очищает душу каждого. Важнейшим проявлением любви является милосердие. Приобретение этих качеств помогает человеку возвыситься к вершинам добродетели и духовного совершенства.

Заметный след в истории педагогических и научных знаний не только в оставил учёный и религиозный мыслитель Кирик Новгородец. С его именем связывают уникальный во многих отношениях трактат «Учение имже ведати числа всех лет». Он посвящен вопросам расчёта и составления хронологии календаря и по своей сути является старейшим из известных сегодня древнерусских математических трудов. В нем автор запросто оперирует дробными числами, а также числовыми значениями, достигающими десятков миллионов. Благодаря данному сочинению, и российские, и зарубежные исследователи называют новгородского учёного и первым русским математиком, ни в чём не уступавшим лучшим византийским и западноевропейским мыслителям, и основоположником русской научной теории календаря и хронологии, и древнерусским астрономом, знакомым с античными взглядами, и талантливым литератором [9].

 

Список литературы:
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV-XVII вв. / под ред. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. — М.: Педагогика, 1985. —367 с. 
2. Бабишин, С.Д. Основные тенденции развития школы и просвещения в Древней Руси: Автореф. дис. доктора пед. наук / С.Д. Бабишин — К., 1985. — 25 с. 
3. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 675 с. 
4. Егоров, С.Ф. История педагогики в России. Хрестоматия / С.Ф. Егоров - М.: Высшая школа, 2009. — 143 с.
5. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 507 с. — Серия :Бакалавр. Академический курс.
6. Зеньковский, В.В. Педагогика / В.В. Зеньковский.— М.: Православный Свято-Тихоновский институт, 1996. — 153 с.
7. Лихачев, Д.С. Исторические предпосылки возникновения русской письменности и русской литературы  / Д.С. Лихачев // Вопросы истории , 1951. — № 12.
8. Львов, A.C. К вопросу о происхождении русской письменности / А.С. Лихачев // Русский язык в школе,  1953. — № 6. — С.53-58
9. Уханова, Г.В. У истоков славянской письменности языка / Г.В. Уханова. — М.: Наука, 1998. — С. 78
10. Чурсина, Э. А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: дис. .канд. пед. наук / Э.А. Чурсина.— Елец, 2001. — 150 с.
11. Захарченко М.Е История школ и книжного дела в Древней Руси: [Электронный ресурс] / М.Е.Захарченко — Режим доступа://http://www.mgarsky-monastery/org/kolokol=2579(Дата обращения: 23.03.2024)
12. Ключевский, В.О. Курс русской истории: [Электронный ресурс] / О.В. Ключевский. — Режим доступа: http://rtunes.ru/content/ vasily_klyuchevsky/ course_of_lectures/a4.pdf (Дата обращения: 12.04.2024)