Инновационная модель управления персоналом профессионального колледжа
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Инновационная модель управления персоналом профессионального колледжа
Важнейшей задачей руководителя образовательной организации выступает определение перспектив и ресурсов её развития, в особенности, человеческих ресурсов, кадров, персонала. Персонал образовательной организации создает ее продукт, формирует культуру, внутренний климат, это тот элемент, от которого в первую очередь зависит ее социальная миссия. В этой связи, руководство выстраивает свою работу с персоналом таким образом, чтобы обеспечить развитие положительных результатов деятельности каждого педагога, поскольку от этого в значительной степени зависит успех всей образовательной организации [2].
В своем исследовании И.С. Констман [3] отмечает, что наиболее существенным и важным ресурсом, обеспечивающим высокий уровень знаний обучающихся, является персонал образовательной организации. От его квалификации, профессионально-педагогического мастерства, владения приемами коммуникации, вклада в развитие науки зависит качество и эффективность профессиональной подготовки выпускников. Вот почему руководству образовательных организаций так важно осуществлять грамотное и эффективное управление персоналом, так как от этого во многом зависит деятельность всей образовательной организации.
Поскольку каждая образовательная организация уникальна, единой, универсальной модели управления персоналом не существует. К факторам, определяющим выбор управленческой модели, относятся следующие: тип образовательной организации, набор реализуемых образовательных программ, характер среды, в которой она функционирует и развивается.
Понятие «модель управления» является одним из базовых в науке и практике управления. Моделью управления – это теоретически выстроенная целостная совокупность представлений о том, что собой представляет система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объекты управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы обеспечивать управляемой организации достижение поставленных целей, устойчивое развиватие и функционирование.
В настоящее время в педагогической науке и практике не выстроен и требует корректив механизм разработки и реализации инновационной модели управления образовательным учреждением, из чего следует актуальность темы нашего исследования, которая заключается в необходимости разработки и реализации инновационной модели управления персоналом профессионального колледжа; определении педагогических условий, обеспечивающих педагогическое сопровождение и взаимодействие субъектов педагогического процесса; создании единого образовательного пространства колледжа для успешной подготовки выпускников.
Т.Ф. Палей отмечает, что главными качествами инновационной модели управления являются простота и гибкость. Главным ее критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности деятельности организации в динамично развивающейся среде. Ориентированная на инновации концепция управления требует формирования и развития новых специальных видов и технологий менеджмента, новых установок персоналу, новой управленческой культуры [5].
Инновационная модель управления персоналом профессионального колледжа, по мнению З.Г. Даниловой [1], – это тот механизм, который позволяет колледжу осуществлять свою деятельность в режиме инновационного развития, обеспечивая следующее:
1. Способность не только транслировать, но и генерировать новые знания. Эффективным механизмом достижения этой цели являются психолого-педагогические и экспериментальные исследования в колледже.
2. Использование новых знаний не только для подготовки квалифицированных выпускников, конкурентоспособных на рынке труда, но и превращение таких знаний в коммерческий продукт.
3. Активное развитие инновационной деятельности, удовлетворение потребностей людей, экономики и социальной сферы области в инновационных продуктах.
4. Реализация многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования и промышленности.
Работающий в инновационном режиме профессиональный колледж – это многоуровневая система, которая нуждается в управлении и регулировании, обеспечивающими ее эффективное функционирование и развитие. С позиции системного подхода управление колледжем, работающим в инновационном режиме, рассматривается как специфическим образом организованная подсистема, характеризующаяся наличием цели, специализированных структур, постоянными информационно-коммуникативными каналами, регулярным взаимодействием субъектов и объектов управления при достижении целей.
Инновационная деятельность является реально фиксируемой и диагностируемой формой инновационного развития колледжа, которое определяется как системное, качественное изменение учреждения среднего профессионального образования в результате целенаправленной разработки и внедрения новшеств во все процессы, происходящие в его структуре.
Как отмечает И.С. Констман, в инновационной модели формирования системы качества управления персоналом образовательной организации можно выделить ряд элементов: маркетинг окружающей среды, анализ интересов, мотивов и потребностей сотрудников организации, анализ ресурсов (в том числе и материально-технических), разработка и внедрение инновационных методов управления персоналом, оценка эффективности внедренных методов, обеспечение эффективности методов. Реализация такой модели базируется на использовании человеческих, материально-технических и информационных ресурсов, обеспечивающих посредством повышения качества профессиональной деятельности персонала достигать более высокого уровня качества подготовки выпускников [3].
Таким образом, анализ научной литературы позволиляет уточнить следующее. Модель управления персоналом профессионального колледжа – это теоретически выстроенная целостная совокупность представлений о том, что собой представляет система управления персоналом, как эта система воздействует на субъекты и объекты управления, как адаптируется к изменениям внешней среды, чтобы обеспечить колледжу достижение поставленных целей, устойчивое функционирование и развивитие.
Инновационная модель управления персоналом профессионального колледжа – это целенаправленно разработанная модель создания условий для успешного функционирования образовательной организации, для достижения ключевой цели – формирования общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа. Основой инновационной модели управления персоналом профессионального колледжа является мобильная педагогическая система, способная оперативно реагировать на изменения социокультурной среды.
Инновационная модель управления персоналом профессионального колледжа – это тот механизм, который позволяет колледжу функционировать в режиме инновационного развития, обеспечивая:
· способность транслировать и генерировать новые знания;
· возможность использования новых знаний для подготовки квалифицированных выпускников, конкурентоспособных на рынке труда, и превращение этих знаний в коммерческий продукт;
· активное развитие инновационной деятельности, удовлетворение потребностей людей, экономики и социальной сферы региона в инновационных продуктах;
· реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования и промышленности.