Статья:

Инновационная модель управления персоналом профессионального колледжа

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ягофаров М.Н. Инновационная модель управления персоналом профессионального колледжа // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 13.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Инновационная модель управления персоналом профессионального колледжа

Ягофаров Марат Назипович
магистрант, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Кузнецов Владимир Викторович
научный руководитель, д-р пед. наук, проф., Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

Важнейшей задачей руководителя образовательной организации выступает определение перспектив и ресурсов её развития, в особенности, человеческих ресурсов, кадров, персонала. Персонал образовательной организации создает ее продукт, формирует культуру, внутренний климат, это тот элемент, от которого в первую очередь зависит ее социальная миссия. В этой связи, руководство выстраивает свою работу с персоналом таким образом, чтобы обеспечить развитие положительных результатов деятельности каждого педагога, поскольку от этого в значительной степени зависит успех всей образовательной организации [2].

В своем исследовании И.С. Констман [3] отмечает, что наиболее существенным и важным ресурсом, обеспечивающим высокий уровень знаний обучающихся, является персонал образовательной организации. От его квалификации, профессионально-педагогического мастерства, владения приемами коммуникации, вклада в развитие науки зависит качество и эффективность профессиональной подготовки выпускников. Вот почему руководству образовательных организаций так важно осуществлять грамотное и эффективное управление персоналом, так как от этого во многом зависит деятельность всей образовательной организации.

Поскольку каждая образовательная организация уникальна, единой, универсальной модели управления персоналом не существует. К факторам, определяющим выбор управленческой модели, относятся следующие: тип образовательной организации, набор реализуемых образовательных программ, характер среды, в которой она функционирует и развивается.

Понятие «модель управления» является одним из базовых в науке и практике управления. Моделью управления – это теоретически выстроенная целостная совокупность представлений о том, что собой представляет система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объекты управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы обеспечивать управляемой организации достижение поставленных целей, устойчивое развиватие и функционирование.

В настоящее время в педагогической науке и практике не выстроен и требует корректив механизм разработки и реализации инновационной модели управления образовательным учреждением, из чего следует актуальность темы нашего исследования, которая заключается в необходимости разработки и реализации инновационной модели управления персоналом профессионального колледжа; определении педагогических условий, обеспечивающих педагогическое сопровождение и взаимодействие субъектов педагогического процесса; создании единого образовательного пространства колледжа для успешной подготовки выпускников.

Т.Ф. Палей отмечает, что главными качествами инновационной модели управления являются простота и гибкость. Главным ее критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности деятельности организации в динамично развивающейся среде. Ориентированная на инновации концепция управления требует формирования и развития новых специальных видов и технологий менеджмента, новых установок персоналу, новой управленческой культуры [5].

Инновационная модель управления персоналом профессионального колледжа, по мнению З.Г. Даниловой [1], – это тот механизм, который позволяет колледжу осуществлять свою деятельность в режиме инновационного развития, обеспечивая следующее:

1.  Способность не только транслировать, но и генерировать новые знания. Эффективным механизмом достижения этой цели являются психолого-педагогические и экспериментальные исследования в колледже.

2.  Использование новых знаний не только для подготовки квалифицированных выпускников, конкурентоспособных на рынке труда, но и превращение таких знаний в коммерческий продукт.

3.  Активное развитие инновационной деятельности, удовлетворение потребностей людей, экономики и социальной сферы области в инновационных продуктах.

4.  Реализация многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования и промышленности.

Работающий в инновационном режиме профессиональный колледж – это многоуровневая система, которая нуждается в управлении и регулировании, обеспечивающими ее эффективное функционирование и развитие. С позиции системного подхода управление колледжем, работающим в инновационном режиме, рассматривается как специфическим образом организованная подсистема, характеризующаяся наличием цели, специализированных структур, постоянными информационно-коммуникативными каналами, регулярным взаимодействием субъектов и объектов управления при достижении целей.

Инновационная деятельность является реально фиксируемой и диагностируемой формой инновационного развития колледжа, которое определяется как системное, качественное изменение учреждения среднего профессионального образования в результате целенаправленной разработки и внедрения новшеств во все процессы, происходящие в его структуре.

Как отмечает И.С. Констман, в инновационной модели формирования системы качества управления персоналом образовательной организации можно выделить ряд элементов: маркетинг окружающей среды, анализ интересов, мотивов и потребностей сотрудников организации, анализ ресурсов (в том числе и материально-технических), разработка и внедрение инновационных методов управления персоналом, оценка эффективности внедренных методов, обеспечение эффективности методов. Реализация такой модели базируется на использовании человеческих, материально-технических и информационных ресурсов, обеспечивающих посредством повышения качества профессиональной деятельности персонала достигать более высокого уровня качества подготовки выпускников [3].

Таким образом, анализ научной литературы позволиляет уточнить следующее. Модель управления персоналом профессионального колледжа – это теоретически выстроенная целостная совокупность представлений о том, что собой представляет система управления персоналом, как эта система воздействует на субъекты и объекты управления, как адаптируется к изменениям внешней среды, чтобы обеспечить колледжу достижение поставленных целей, устойчивое функционирование и развивитие.

Инновационная модель управления персоналом профессионального колледжа – это целенаправленно разработанная модель создания условий для успешного функционирования образовательной организации, для достижения ключевой цели – формирования общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа. Основой инновационной модели управления персоналом профессионального колледжа является мобильная педагогическая система, способная оперативно реагировать на изменения социокультурной среды.

Инновационная модель управления персоналом профессионального колледжа – это тот механизм, который позволяет колледжу функционировать в режиме инновационного развития, обеспечивая:

· способность транслировать и генерировать новые знания;

· возможность использования новых знаний для подготовки квалифицированных выпускников, конкурентоспособных на рынке труда, и превращение этих знаний в коммерческий продукт;

· активное развитие инновационной деятельности, удовлетворение потребностей людей, экономики и социальной сферы региона в инновационных продуктах;

· реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования и промышленности.

 

Список литературы:
1. Данилова З.Г. Управление инновационным развитием колледжа // Среднее профессиональное образование, 2012. – № 7. – С. 12–15.
2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 214 с.
3. Констман И.С. Модель системы качества управления персоналом и критерии оценки качества управления персоналом высшего учебного заведения // Вестник Саратовского государственного технического университета, 2009. – № 1. – С. 196–200.
4. Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами. – М.: Народное образование, 2009. – 416 с.
5. Палей Т.Ф. Инновационная модель управления // Вестник КГФЭИ. – 2008. – № 1. – С. 56–59. 
6. Поташник М. М. Управление инновационными процессами в образовании. – М., 1994. – 180 с.