Статья:

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Конференция: CLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Маликова Н.О. РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(169). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(169).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Маликова Наталья Олеговна
студент ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Хасанова Рита Фандависовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей развития когнитивных способностей на уроках иностранного языка. В статье раскрыто понятие когнитивных способностей, их влияние на процесс изучения учащимися иностранных языков, выявлены основные приемы их развития на уроках иностранного языка.

  

Ключевые слова: когнитивные способности, память, мышление, уроки иностранного языка, воображение, дети, обучающиеся, процесс.

   

В современных условиях особую значимость приобретает развитие когнитивных способностей на уроках иностранного языка. Актуальность темы статьи обусловлена рядом факторов. Во-первых, когнитивные способности – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни, в т. ч. в сфере иностранного языка.

Во-вторых, предмет «иностранный язык» выступает инструментом, который с одной стороны способствует развитию когнитивных способностей учащихся, а с другой стороны, позволяет формировать мыслительные операции при помощи иностранного языка. Следует, однако, отметить, что школьники не всегда справляются с такими заданиями, как написание планов текстов, тезауруса. Задача выделения основного содержания и подведения итогов прочитанного также создает определенные трудности. Учащиеся не всегда могут задавать вопросы и сравнивать.

Проблема развития когнитивных способностей на уроках иностранного языка привлекала внимание многих ученых. В частности, вопросы развития когнитивных способностей для повышения эффективности изучения иностранных языков привлекали внимание В.С. Прилуцкой. Особенностями развития когнитивных способностей, как пути научного мышления и креативности занимались Б.Н. Брагин, О.Ю. Овчинникова. Следует также отметить, что Н.Х. Фролова, К.С. Русакова занимались разработкой проблемы эффективного использования метода «Modelling in English» на уроках английского языка в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: процесс развития когнитивных способностей.

Предмет исследования: особенности развития когнитивных способностей на уроках иностранного языка в школе на современном этапе.

Цель работы: проанализировать особенности развития когнитивных способностей на уроках иностранного языка в школе на современном этапе.

Исследование основывалось на методологии системного анализа. Кроме того, в работе были использованы следующие общетеоретические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.

В.С. Прилуцкая справедливо отмечает, что когнитивные способности (когнитивные навыки) – высшие функции мозга, которыми человек наделен от природы [2, с. 32].

По мнению Н.В. Сацук, когнитивные способности – это высшие функции мозга, позволяющие принимать, отбирать, накапливать, перерабатывать, создавать и восстанавливать информацию [3, с. 127].

На наш взгляд, когнитивные способности – это совокупность мыслительных процессов, используемых в человеческом мозгу для правильного восприятия действительности и принятия правильных решений. К ним относятся интеллект, логическое мышление, способность рассуждать, пространственная ориентация, понимание и другие.

Преподаватели иностранных языков находятся в постоянном поиске приемов по развитию когнитивных способностей, которые докажут свою эффективность для конкретной категории обучающихся.

Б.Н. Брагин, О.Ю. Овчинникова отмечают, что для развития памяти можно использовать тренировку мозговой деятельности, вследствие регулярного нагружения мозга разнообразными задачами создаются новые нейронные связи, которые носят название синапсы [1, с. 13].

Н.Х. Фролова, К.С. Русакова отмечают, что эффективным методом развития когнитивных способностей на уроках английского языка в младшем школьном возрасте выступает «Modelling in English» (позволяет включать элементы лепки из пластилина в образовательную деятельность, тем самым делая обучение иностранному языку интересным, увлекательным и развивающим) [4, с. 147].

Анализ возможностей развития когнитивных способностей на уроках иностранного языка с детьми среднего школьного возраста на базе частного общеобразовательного учрждения центраобразования «Новошкола» г.Уфы Республики Башкортостан  (далее ЧОУ ЦО «Новошкола») показал, что эффективным средством развития когнитивных способностей у детей на уроках иностранного языка выступают такие дидактические игры как: «Не называй слово» (педагог просит ребенка описать какой-то предмет, не называя его, эта игра развивают сразу несколько когнитивных функций: креативность, память, умение пользоваться информацией); «Что общего?» (берутся два предмета, и между ними ищется нечто общее, игра развивает воображение, скорость мышления и речь), «На что похоже?» (задача играющего: отрешиться от имеющейся информации о предмете и представить его по-новому, например, на что похожи деревья, цветы, эта игра развивает образность и пластичность мышления).

В последние годы такие науки и технологии, как неврология, мышление, скорочтение и мнемоника, стали популяризироваться в области развития когнитивных способностей на уроках иностранного языка и доказали свою эффективность. Применение нейрофизиологических исследований на практике оказывает положительное влияние на процесс обучения личности.

Использование данных приемов в процессе развития когнитивных способностей на уроках иностранного языка у детей среднего школьного возраста на базе ЧОУ ЦО «Новошкола», также оказало положительное влияние на процесс изучения учащимися иностранных языков. У детей среднего школьного возраста на базе ЧОУ ЦО «Новошкола» нами применялись следующие приемы по развитию когнитивных способностей на уроках иностранного языка: таблицы Шульте, запоминание чисел, расширение кругозора, упражнения на поиск различий, запоминание некоторых слов, математические упражнения, судоку, упражнения на сопоставление цветов, ассиметричная гимнастика и т. д.

Таким образом, в настоящее время особую значимость приобретает развитие когнитивных способностей на уроках иностранного языка. Хорошо развитая когнитивная база является бесспорной основой для изучения иностранного языка. Развитие таких когнитивных способностей, как концентрация, память, сосредоточенность, скорость реакции и др., приведет к повышению эффективности в овладении изучаемым иностранным языком и ускорит этот процесс.

   

Список литературы:
1. Брагин Б.Н., Овчинникова О.Ю. Развитие когнитивных способностей – путь научного мышления и креативности // Научный форум: инновационная наука. сборник статей по материалам III международной заочной научно-практической конференции. – М.: ООО МЦНиО, 2017. – 9-15.  
2. Прилуцкая В.С.К вопросу развития когнитивных способностей для повышения эффективности изучения иностранных языков // Студенческий. – 2021. – № 4-2 (132). – С. 32-34.
3. Сацук Н.В. Влияние когнитивных способностей человека на успех и профессиональное развитие // Мир человека. Материалы ежегодной конференции / Под общей редакцией В. В. Игнатовой. Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2021. – С. 127-129.
4. Фролова Н.Х., Русакова К.С. Эффективное использование метода «Modelling in English» на уроках английского языка в младшем школьном возрасте // Международный научно-исследоват ельский журнал. 2021. № 5-4 (107). С. 146-151.