Статья:

КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Табанова А.Ж. КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(75). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(75).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Табанова Аруна Жумахановна
студент, Костанайский региональный университет имени Ахмета Байтурсынова, Казахстан, г. Костанай
Соловьева Наталья Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, ассоциированный профессор, Костанайский региональный университет имени Ахмета Байтурсынова, Казахстан, г. Костанай

 

Аннотация. Современные методы преподавания иностранных языков на старшей ступени образования постепенно включают когнитивные и коммуникативные технологии. Эти подходы включают в себя ряд приемов и стратегий, направленных на стимулирование познавательной активности учащихся и развитие их устойчивых коммуникативных способностей. В данной статье рассматривается эффективность когнитивно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в старших классах, а также исследуются основные принципы и методики их применения в образовательной практике.

 

Ключевые слова: Обучение иностранного языка, старший этап образования, методика преподавания, критическое мышление, коммуникативные подходы, комплексная стратегия

 

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы исследования: Когнитивные технологии - это инструменты и методы, предназначенные для улучшения процессов обучения мозга. В контексте обучения иностранным языкам эти технологии направлены на улучшение памяти, внимания и навыков решения проблем, которые имеют решающее значение для овладения новым языком.

Улучшение памяти

Одной из ключевых проблем при изучении иностранного языка является сохранение словарного запаса и грамматических правил. Когнитивные технологии, такие как системы разнесенного повторения (SRS) и мнемонические устройства, помогают учащимся более эффективно запоминать информацию. Инструменты SRS, такие как Anki, предоставляют информацию с увеличивающимися интервалами, что способствует долговременному запоминанию.

Внимание и сосредоточенность

Интерактивные приложения и игры для изучения языка, такие как Duolingo и Memrise, предназначены для привлечения и поддержания внимания учащихся. Эти платформы используют методы геймификации, включая начисление баллов, уровней и поощрений, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и захватывающим. Поддерживая активное участие студентов, эти инструменты повышают их концентрацию, что приводит к улучшению результатов обучения.глобализированного мира и усиленного межкультурного взаимодействия способность эффективно общаться на иностранных языках становится критически важным навыком. Это требует от образовательных систем разработки и внедрения методик, которые могут обеспечить высокую коммуникативную компетенцию.

Научная новизна исследования: Исследование демонстрирует интеграцию современных цифровых инструментов и ресурсов в изучение иностранного языка, направленную на содействие когнитивному развитию студентов и их коммуникативным навыкам.

Цель исследования: является изучение эффективности и преимуществ использования когнитивно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку на высшем этапе обучения, а также определение их роли в развитии коммуникативных навыков учащихся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Сочетание когнитивного и коммуникативного подходов в обучении иностранным языкам направлено как на теоретические, так и на практические аспекты изучения языка. Эта двойная направленность не только помогает учащимся понять структурные аспекты языка, но и дает им навыки эффективного использования языка в реальных ситуациях. Такой комплексный подход приводит к более эффективным и устойчивым результатам изучения языка.

Обучение иностранному языку на основе когнитивно-коммуникационных технологий является одной из наиболее широких развивающихся областей методологии. Эти методы представляют собой взаимосвязанное направление обучения, в котором происходит намеренное закрепление и систематизация языковых знаний и формирование ценностно-смысловых установок при использовании различных языковых форм и средств в процессе реального общения. При этом следует учитывать, что коммуникативная направленность обучения напрямую связана с развитием у учащихся правил и особенностей использования конкретных языковых форм в зависимости от ситуации общения.

Внедрение коммуникативно-когнитивного подхода в образовательную практику требует от преподавателей переосмысления своей роли в учебном процессе: они выступают в качестве наставников и координаторов, в отличие от традиционных преподавателей, которые передают знания. Это обучение включает в себя создание среды, в которой обучение осуществляется посредством открытий, исследований и совместной работы, и поощряется критическое мышление и активное участие студентов в диалоге. Учитывая быстро меняющееся информационное общество и необходимость постоянного обновления знаний и навыков, этот подход к обучению становится особенно актуальным. Это позволяет обучающимся не только адаптироваться к новым условиям, но и эффективно действовать в них, что является ценным качеством в современном мире. Таким образом, коммуникативно-когнитивный подход способствует формированию не только знаний и умений, но и личностных качеств, необходимых для успешной жизни в обществе.

Когнитивный подход к изучению языка исходит из того, что человек, обладающий определенным опытом и знаниями, играет ключевую роль в формировании языковых значений. Основной принцип когнитивного подхода заключается в том, что процесс обучения фокусируется на таких задачах, как восприятие, усвоение, обработка, организация, сохранение и использование информации, а также развитие воображения и логического мышления.

Выводы:

Интеграция когнитивного и коммуникативного подходов в обучении иностранным языкам обеспечивает надежную основу для эффективного овладения языком. Благодаря использованию как ментальных процессов, участвующих в обучении, так и практического применения языковых навыков, эти подходы создают всесторонний и эффективный опыт обучения. Эта комплексная стратегия не только повышает уровень владения языком, но и подготавливает учащихся к общению в реальном мире, способствуя как их академическому, так и личностному росту.

Таким образом, когнитивно-коммуникативный подход к обучению является теоретическим обоснованием коммуникативной методики обучения иностранным языкам, т. е. с учетом коммуникативных потребностей и условий обучения учащихся определенного возраста способствует решению таких методических задач, как выбор языкового и речевого материала, организация, последовательность и способы его представления и обучения. Кроме того, когнитивно-коммуникативный подход обеспечивает осознанное усвоение знаний и информации языкового, страноведческого и культурно-эстетического характера, удовлетворяет и развивает познавательные интересы и запросы формирующейся личности студента, овладевает иностранным языком на минимальном уровне.

 

Список литературы:
1. Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень): Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2008. – 157 с. 
2. Атутов П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов// Педагогика. – 1996. – № 2. – С. 11-14. 
3. Барабанова Г.В. Когнитивно-коммуникативные аспекты обучения профессионально-ориентированному чтению в неязыковом вузе /Барабанова Г.В. – Симферополь: Таврия, 2003. – 256 с. 
4. Белкин А.С. Витагенное обучение с голографическим методомпроекций / А.С. Белкин // Школьные технологии. – 1998. – № 3. – С. 3-26. 
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологииобучения / В.П. Беспалько. – М., 1995. – 412 с. 
6. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языком как наука ипроблемы школьного учебника. – М., 1997. – 278 с. 
7. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьногоязыкового образования (ИЯ) // Иностранные языки в школе. 2005. №8. – С. 2-6.
8. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. «Enjoy English» –Учебник англ., языка для 10 класса. – Обнинск: Титул, 2009. – 215 с.
9. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. «Enjoy English» –Учебник англ., языка для 11 класса. – Обнинск: Титул, 2009. – 200 с. 
10. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Рабочая программа поанглийскому языку для 2-11 кл. общеобразовательных учреждений. –Обнинск: Титул, 2009 г. – 216 с.