КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Современные методы преподавания иностранных языков на старшей ступени образования постепенно включают когнитивные и коммуникативные технологии. Эти подходы включают в себя ряд приемов и стратегий, направленных на стимулирование познавательной активности учащихся и развитие их устойчивых коммуникативных способностей. В данной статье рассматривается эффективность когнитивно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в старших классах, а также исследуются основные принципы и методики их применения в образовательной практике.
Ключевые слова: Обучение иностранного языка, старший этап образования, методика преподавания, критическое мышление, коммуникативные подходы, комплексная стратегия
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования: Когнитивные технологии - это инструменты и методы, предназначенные для улучшения процессов обучения мозга. В контексте обучения иностранным языкам эти технологии направлены на улучшение памяти, внимания и навыков решения проблем, которые имеют решающее значение для овладения новым языком.
Улучшение памяти
Одной из ключевых проблем при изучении иностранного языка является сохранение словарного запаса и грамматических правил. Когнитивные технологии, такие как системы разнесенного повторения (SRS) и мнемонические устройства, помогают учащимся более эффективно запоминать информацию. Инструменты SRS, такие как Anki, предоставляют информацию с увеличивающимися интервалами, что способствует долговременному запоминанию.
Внимание и сосредоточенность
Интерактивные приложения и игры для изучения языка, такие как Duolingo и Memrise, предназначены для привлечения и поддержания внимания учащихся. Эти платформы используют методы геймификации, включая начисление баллов, уровней и поощрений, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и захватывающим. Поддерживая активное участие студентов, эти инструменты повышают их концентрацию, что приводит к улучшению результатов обучения.глобализированного мира и усиленного межкультурного взаимодействия способность эффективно общаться на иностранных языках становится критически важным навыком. Это требует от образовательных систем разработки и внедрения методик, которые могут обеспечить высокую коммуникативную компетенцию.
Научная новизна исследования: Исследование демонстрирует интеграцию современных цифровых инструментов и ресурсов в изучение иностранного языка, направленную на содействие когнитивному развитию студентов и их коммуникативным навыкам.
Цель исследования: является изучение эффективности и преимуществ использования когнитивно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку на высшем этапе обучения, а также определение их роли в развитии коммуникативных навыков учащихся.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Сочетание когнитивного и коммуникативного подходов в обучении иностранным языкам направлено как на теоретические, так и на практические аспекты изучения языка. Эта двойная направленность не только помогает учащимся понять структурные аспекты языка, но и дает им навыки эффективного использования языка в реальных ситуациях. Такой комплексный подход приводит к более эффективным и устойчивым результатам изучения языка.
Обучение иностранному языку на основе когнитивно-коммуникационных технологий является одной из наиболее широких развивающихся областей методологии. Эти методы представляют собой взаимосвязанное направление обучения, в котором происходит намеренное закрепление и систематизация языковых знаний и формирование ценностно-смысловых установок при использовании различных языковых форм и средств в процессе реального общения. При этом следует учитывать, что коммуникативная направленность обучения напрямую связана с развитием у учащихся правил и особенностей использования конкретных языковых форм в зависимости от ситуации общения.
Внедрение коммуникативно-когнитивного подхода в образовательную практику требует от преподавателей переосмысления своей роли в учебном процессе: они выступают в качестве наставников и координаторов, в отличие от традиционных преподавателей, которые передают знания. Это обучение включает в себя создание среды, в которой обучение осуществляется посредством открытий, исследований и совместной работы, и поощряется критическое мышление и активное участие студентов в диалоге. Учитывая быстро меняющееся информационное общество и необходимость постоянного обновления знаний и навыков, этот подход к обучению становится особенно актуальным. Это позволяет обучающимся не только адаптироваться к новым условиям, но и эффективно действовать в них, что является ценным качеством в современном мире. Таким образом, коммуникативно-когнитивный подход способствует формированию не только знаний и умений, но и личностных качеств, необходимых для успешной жизни в обществе.
Когнитивный подход к изучению языка исходит из того, что человек, обладающий определенным опытом и знаниями, играет ключевую роль в формировании языковых значений. Основной принцип когнитивного подхода заключается в том, что процесс обучения фокусируется на таких задачах, как восприятие, усвоение, обработка, организация, сохранение и использование информации, а также развитие воображения и логического мышления.
Выводы:
Интеграция когнитивного и коммуникативного подходов в обучении иностранным языкам обеспечивает надежную основу для эффективного овладения языком. Благодаря использованию как ментальных процессов, участвующих в обучении, так и практического применения языковых навыков, эти подходы создают всесторонний и эффективный опыт обучения. Эта комплексная стратегия не только повышает уровень владения языком, но и подготавливает учащихся к общению в реальном мире, способствуя как их академическому, так и личностному росту.
Таким образом, когнитивно-коммуникативный подход к обучению является теоретическим обоснованием коммуникативной методики обучения иностранным языкам, т. е. с учетом коммуникативных потребностей и условий обучения учащихся определенного возраста способствует решению таких методических задач, как выбор языкового и речевого материала, организация, последовательность и способы его представления и обучения. Кроме того, когнитивно-коммуникативный подход обеспечивает осознанное усвоение знаний и информации языкового, страноведческого и культурно-эстетического характера, удовлетворяет и развивает познавательные интересы и запросы формирующейся личности студента, овладевает иностранным языком на минимальном уровне.