Статья:

РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Конференция: CLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Самохова П.О. РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(172). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(172).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Самохова Полина Олеговна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Хохлова Диана Александровна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и начального образования, РФ, г. Ставрополь

 

Так как в настоящее время основной задачей образования в России стоит не только, да и не столько, непосредственная передача накопленных знаний в какой-либо области, а прежде всего формирование у детей различных универсальных учебных действий, развитие умений анализировать материал, формулировать и высказывать свои мысли, адекватно оценивать свои возможности и результаты труда. Проще говоря, перед учеником уже на начальном этапе обучения стоит непростая цель –  ему необходимо овладеть навыком умения учиться [2].

Соответственно, сейчас невозможно представить дисциплину «Окружающий мир» как предмет, направленный исключительно на передачу общих знаний о нашей планете, живой и неживой природе, процессах, протекающих независимо от человека и о том, что человечеству все-таки подвластно изменить [4]. Окружающий мир –  это слияние множества дисциплин, которые впоследствии разделяются и предстают как отдельные области уже в средней и старшей школе. Объединенные биология, география, химия, физика, экология, история, краеведение, астрономия и еще многие другие науки позволяют учителю в рамках одного предмета сформировать у школьников основы понимания научной картины мира. В курсе «Окружающий мир» младшие школьники получают экологические и культурологические знания, осознают значение как всего человечества относительно природы в целом, так и значение отдельного человека, в частности себя [1].

Безусловно, как мы сказали ранее, современный курс окружающего мира в начальной школе состоит не только из естественнонаучных знаний о мире. Учителю необходимо воспитать гармоничную, всесторонне развитую личность, гражданина, который в будущем обеспечит мир не только своей родной стране, но и всей планете Земля, поэтому большую роль играет формирование нравственных и социально полезных качеств, ценностных ориентиров и оценок [3].

В настоящее время, вместе с развитием технологий, общим прогрессом человечества и постоянно меняющимися условиями социальной, политической и экономической сферами жизни, мы вынуждены столкнуться с глобальными экологическими проблемами. Знания о том, как сосуществовать с независимыми от нас факторами природы, не нарушая баланса жизни на нашей планете, являются необходимыми, если ребенку предстоит стать полноправным членом общества. Таким образом, одна из задач школы –  сформировать личность, экологически грамотную, осознающую свою роль небольшую, но такую важную роль [1].

Целостная культура личности невозможна без экологической грамотности, и чем раньше школа начнет закладывать ее основы у младших школьников, выносить для обсуждения проблемы экологического характера, тем более неотъемлемой эта тема будет восприниматься учениками в дальнейшем [5]. Современные учебные программы, такие как «Зеленый дом» А.А. Плешакова, «Мир и человек» А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, И.В. Потапова и Г.Г. Ивченковой, включают в себя блоки, посвященные как отдельным объектам и явлениям природы, так и их взаимосвязи. Поднимаются темы допустимого и неприемлемого влияния человека на окружающую среду, последствия этого взаимодействия, связей, возникающих между человеком и природой в повседневной жизни [3].

Необходимыми также являются знания о нормах и правилах поведения с природой, гуманного отношения к окружающему школьника миру. Экологическое воспитание сможет обеспечить ответственное отношение школьников как к природной, так и к социальной среде, они будут готовы активно действовать для ее сохранения и обогащения [3].

Школьники, находящиеся на начальном этапе своего обучения, в силу своего возраста очень восприимчивы, как говорят «впитывают информацию, как губки», поэтому включение экологического воспитания в курс окружающего мира в младшей школе является важной частью их развития. В ходе знакомства с темами, затрагиваемыми экологией, ребенок постепенно определяет свое место среди окружающих его природных процессов, происходит формирование его нравственного отношения к планете и обществу, проживающему на ней, а также, в ходе непосредственно практико-ориентированной деятельности школьники начинают осознанно взаимодействовать с природой. Учителю важно заняться формированием у детей неравнодушного отношения к проблемам, которые, затрагивая глобальные процессы, не могут не оказывать влияния на жизнь общества. Важно заставить ребенка почувствовать себя причастным к происходящему вокруг него, побудить его к активным действиям по решению экологических трудностей.

Экологическая образованность –  это важная компонента личности современного человека. Для того, чтобы правильно вписаться в общественный механизм, необходимо иметь знания о том, как сохранить мир, в котором этот механизм функционирует, и что, как не начальный курс «Окружающий мир», способно воспитать в ребенке тот уровень ответственности и справедливости по отношению к природе и обществу, неразрывно связанному с ней, который обеспечивает высокое развитие социальной активности [1].

Знакомя младших школьников с курсом «окружающего мира», подробного рассматривая красоты родных просторов и воспитывая в детях чувства прекрасного, педагог подготавливает основу для дальнейшего формирования у них патриотических взглядов, любви к Родине, своему народу и нации [4].

Курс «Окружающий мир» в начальной школе дает множество возможностей для воспитания качеств гражданина, его содержание, независимо от издательства, во многом направлено на побуждение школьников действовать соответственно своей гражданской позиции, на понимание и принятия своих прав и обязанностей. Знания, которые ученикам предлагается почерпнуть из курса, способны обеспечить им безопасное нахождение в жизни общества [4]. Главная задача педагога, воспитывающего социально-нравственные качества личности ребенка, сделать так, чтобы требования, предъявляемые обществом к ученику младшей школы, стали для школьника его собственными потребностями, стимулирующими его на активную социально-полезную деятельность [5].

Лихачев Б.Т. выделяет несколько, по его мнению, важных критериев, которые характеризуют развитую в социальном плане личность:

  1. Знание гимна, герба, традиций и обычаев своей страны. Любить и уважать историю и подвиги выдающихся личностей.
  2. Полезность деятельности как для дома, так и для школы. Борьба с отрицательными чертами в себе и помогать с исправлениями недостатков своих товарищей.
  3. Оказание помощи старшим, пенсионерам и ветеранам, а также своим товарищам.
  4. Оберегание окружающего мира и общественных ценностей.
  5. Трудолюбие, нахождение подхода в любой деятельности.

В начальной школе еще нет истории как отдельного предмета, поэтому самые первые знания о прошлом, настоящем и возможном будущем своей Родины ученики получают из курса «Окружающий мир». История –  это одна из самых обширных гуманитарных наук, которая вносит большой вклад в формирование личности ребенка, так как исторические знания, сознание людей, сложившееся на протяжении всего развития страны, являются главными компонентами сложившейся национальной культуры.

Истинным гражданином, действительно полезным обществу, способным активно действовать и защищать свои и чужие права может быть только патриот своей страны, поэтому невероятно важно воспитывать у школьников любовь и гордость к своей Родине.

Курс «Окружающий мир» имеет большой потенциал как один из первых источников знаний о подобных ценностях. Работая с учебниками, картами и прочими материалами, дети начинают ориентироваться в географии нашей страны, знакомятся с символикой, традициями и особенностями быта в прошлом и настоящем. Впервые затрагиваются правовые аспекты социальной жизни, что непосредственно связано с формированием гражданственности и ответственного отношения к своему поведению и деятельности [3].

Процесс формирования гражданской идентичности у школьников состоит из нескольких неразрывно связанных компонентов: когнитивного, ценностно-смыслового, эмоционального и деятельностного.

Первый компонент подразумевает знание школьников общего образа родной страны и осознание себя как гражданина. Сюда входит:

  1. Географическое положение, его особенности, границы, особо значимые события и личности в истории развития государства, его традиций и сложившейся культуры. Знание географии и истории родного края также важны для нормального взаимодействия ребенка с окружающими его людьми;
  2. Знание государственной символики, праздников, о культурном и историческом наследии, иметь представление о государственной организации страны;
  3. Знание о своих обязанностях и правах, а также учет прав и обязанностей других людей;
  4. Знание и принятие своей этнической и национальной принадлежности, уважать и не обесценивать культуру и ценности других этнических групп, проживающих на территории данной страны;
  5. Принятие правил поведения и морали, сохранение традиций, оберегание природных ресурсов.

Ценностно-смысловой и эмоциональный компоненты включают в себя эмоционально-положительное отношение к укрепившимся ценностям общества, толерантность по отношению к отличающимся культурам и народам, уважение моральным установкам во всех сферах социально-культурной жизни. Доброжелательность по отношению к окружающим, отзывчивость, сохранение семейных ценностей.

Деятельностный компонент отвечает за непосредственную реализацию выше перечисленного. Ученик должен не только знать правила, но и быть в состоянии осуществлять деятельность, соответствующую им. Активно участвуя в общественной жизни, школьники учатся проявлять свои гражданские обязанности и права. И хотя в младшем школьном возрасте ребенку еще недоступны многие виды деятельности, начавшееся в раннем возрасте формирование ответственного отношения к деятельности облегчит взаимодействие с обществом в будущем.

Формируемые на уроках окружающего мира понятия о гражданственных и культурных ценностях станут основой для дальнейшего образования в различных направлениях, поэтому мы считаем, что важность этого курса в процессе формирования социально активной личности не может быть недооценена [4].

Неразрывно с формированием гражданственности происходит развитие патриотического мышления школьников. Курс «Окружающий мир», как мы уже сказали, включает в себя элементы дисциплины «История», таким образом, ученики еще в начальных классах знакомятся с базовыми знаниями предмета. Материал, излагающийся в удобной, понятной форме, с использованием иллюстраций и прочих наглядных средств, включает в себя наиболее значимые события в истории нашей страны. Школьники постепенно начинают ориентироваться в государственной символике, изучают не только историю всей страны и наиболее играющих в ее развитии субъектов, но и в истории родного края и города [5].

Включение краеведения в процесс изучения окружающего мира, является средство облегчения усвоения учениками материала, так как они могут соотносить получаемые знания с действительностью, которая окружает их с малых лет [2].

Изучая природу своей Родины, историю образования и развития государства, получая знания о героях и их подвигах, ученик находит повод гордиться страной, в которой он живет. Формируемый патриотизм способствует мотивации школьника на совершение таких же благородных подвигов во имя родной земли. Осознание ее ценности является для ученика поводом охранять природные ресурсы, чтить память предков, передавать традиции в будущем из поколения к поколению. Таким образом, формируя гражданственность и патриотизм у младшеклассников, учитель закладывает в них ценностные установки, которыми они будут руководствоваться в своей деятельности, принося пользу обществу.

Таким образом, мы можем говорить о том, что курс «Окружающий мир» в начальной школе служит богатым источником форм и методов обучения и воспитания социально активной личности. Соединяя в себе множество дисциплин, курс позволяет педагогу в рамках одного предмета заложить основу всех необходимых современному гражданину компетенций. Возможность использования разнообразных методик, будь то дидактическая игра или поход в музей, обеспечивает педагогу несомненную эффективность проводимой работы по воспитанию того или иного социально важного качества.

 

Список литературы:
1. Багова, Л.Л. Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» / Л.Л. Багова // Концепт. – 2015. – №S25. – С. 6-10. 
2. Бурова, Н.В., Крец, И.Б., Соболева, И.В. Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир» / Н.В. Бурова, И.Б. Крец, И.В. Соболева // Молодой ученый. –  2016. –  № 5.6. – С. 16-19.
3. Дерябина, А.В. Формирование у младших школьников ценностей российского общества в процессе освоения курса «Окружающий мир» / А.В. Дерябина // Молодой ученый. –  2017. –  № 30. –  С. 75-78.
4. Панеш, Б.Х. Реализация этнорегионального компонента в курсе начальной школы «Окружающий мир» / Б.Х. Панеш // Концепт. – 2014. – № 8. – С. 71-75.
5. Сергеева, Б.В., Станина, А.С. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б.В. Сергеева, А.С. Станина // Молодой ученый. –  2016. –  № 9. –  С. 1181-1186.