Статья:

К вопросу о преподавании русского языка за рубежом.

Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Петрова А.Ю. К вопросу о преподавании русского языка за рубежом. // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(15).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о преподавании русского языка за рубежом.

Петрова Анастасия Юрьевна
студент, Старооскольский филиал НИУ «БелГУ» РФ, г. Старый Оскол
Самарин Александр Викторович
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Старооскольский филиал НИУ «БелГУ» РФ, г. Старый Оскол

 

Русский язык является мировым, за пределами России им владеют около 20 миллионов человек, его изучают в более 90 стран мира. В современном мире популярность русского языка возрастает  благодаря научному и техническому прогрессу и темпу развития научной среды во всём мире. Русский язык занимает первое место по распространённости в Европе, шестое место по числу владеющих им людей на Земле, он является самым популярным славянским языком на Земле, а так же это один из официальных языков ООН, язык международного общения. Изучение русского языка позволит свободно общаться с жителями как минимум 17 стран планеты, в которых данный язык является официальным. Все приведенные выше факты доказывают популярность русского языка среди международного сообщества и показывают актуальность его изучения и преподавания, как в России, так и за рубежом.

Повышение роли русского языка в мире привело к усовершенствованию методов его преподавания: в образовательный процесс внедрены игровые технологии, усовершенствуются межпредметные связи, расширяется ассортимент методик преподавания, увеличивается выбор пособий и учебников по русскому языку. Залог успешного преподавания русского языка за рубежом заключается не только в наличии хорошего преподавателя, в совершенстве владеющего русским языком или даже являющимся носителем языка, но и в заинтересованности детей в изучении предмета. На первых занятиях важно оценить готовность к изучению языка, выяснить мотивы и побуждения, оценить потенциал возможностей человека. Не маловажным фактором в обучении русскому языку как иностранному является общественная среда, в которой находится человек: есть среди его родных и знакомых носители языка или люди, владеющие им, возможно у человека присутствует естественный или искусственный билингвизм, билингвизм-это практика попеременного использования двух языков в процессе коммуникации. Присутствие билингвизма в коммуникации человека значительно облегчает задачу учителя.

Преподавателю русского языка за рубежом важно не забывать о роли семьи в процессе изучения предмета, важно провести беседу с родителями и выяснить причины изучения языка. Немало важно определить тип семьи ребенка:

- смешанная с одним носителем языка;

-оба родителя носители языка;

-оба родителя не владеют изучаемым языком.

Выяснить, как родители относятся к изучению их ребёнка данного языка и, в случае если кто-то из семьи против, устранить негативное влияние на ребёнка.  Необходимо объяснить родителям, как важна актуализация изучения языка внутри семьи. Это повысит эффективность обучения в связи с ростом заинтересованности ребёнка в процессе. Не стоит забывать об актуализации изучения предмета на уроке, среди мотивирующих факторов можно выделить следующие:

-русский язык способствует расширению кругозора и диапазона возможностей ученика;

-знание языка приведет к появлению возможности обретения профессии, связанной с языком и культурой;

-возможность понимания носителей русского языка среди родных, знакомых или во время путешествий. 

-расширение коммуникативности, знакомство с русскоговорящими друзьями.

Современный исследователь Алла Исааковна Баркан, автор книг и статей, пишет о том, что помимо мотивационных факторов в изучении языка, есть и демотивиционные факторы влияющие на отторжение изучения языка (дислексия и дисграфия). Данные явления замедляют процесс обучения, а так же способствуют снижение самооценки ребёнка.

1.Дислексия – нарушение чтения текста с отсутствием понимания прочитанного, а так же фонетические искажения.

2.Дисграфия – невозможность правильно писать, повторяющиеся ошибки и замена букв.

А.И. Баркан утверждает, что даже при использовании педагогом прогрессивных методов обучения языку, не обнаружение и не устранение данных факторов на раннем этапе изучения языка приведет к негативному опыту в изучении иностранных языков в целом. Так же автор акцентирует внимание на том, что ученику должен нравиться преподаватель, в противном случае негативные эмоции к обучающему человеку подсознательно будут проецироваться на изучение языка, что впоследствии приведет к спаду эффективности занятий [Баркан, 2009,с.38].

Преподаватель должен выстроить процесс изучения языка таким образом, чтобы равномерно развивались навыки чтения, говорения, слушания и письма. Готовясь к проведению урока, учитель должен чётко представлять себе план занятия. Важно не только обеспечивать содержательную сторону урока, но и не забывать про языковой аспект. Ученики должны из урока в урок чему-то учиться, а не только получать информацию на русском языке. Рекомендуется использовать следующие приёмы преподавания, при этом необходимо помнить, что урок ведётся на иностранном языке для учеников, что повышает сложность восприятия:

-показ;

-объяснение;

-организация тренировки;

-организация применения;

-коррекция;

-оценка.

Изучение русского языка должно идти по трём параметрам личности:

1. Ценность. Данный параметр отвечает за развитие человека как личности на основе усвоения особенностей своей и чужих культур.

2. Знания. Этот параметр обучения отвечает за развитие интеллектуальных возможностей ученика и за выстраивание межпредметных парадигм.

3. Эстетичность. Последний параметр, который отвечает за понимание специфики правильной и красивой речи.

Таким образом, опираясь на вышеизложенные факты, учитель русского языка за рубежом, должен обращать внимание не только на лингвистику и методику преподавания языка, но и на такую науку как психолингвистика и перед началом обучения каждого ученика проводить тщательный анализ внутренних и внешних  факторов, влияющих на успешность обучения русскому языка как иностранному.

 

Список литературы:
1. Баркан, А.И. Мотивирующие или демотивирующие факторы, влияющие на изучение русского языка у детей из русскоязычных или смешанных семей, проживающих за рубежом [Текст] / А.И.Баркан // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. –  2009. – № 4. – С.36–40
2. Депонян, К.А. Национально ориентированный подход к преподаванию  русского языка как иностранного за рубежом (на примере Корейских университетов) [Текст] / К.А. Депонян // Теория и практика общественного развития. –2015. – №4. –С.140 –143.
3. Иванян, Е. П. Изучение русского языка и литературы за рубежом (по итогам научно-методологических онлайн-конференций)[Текст] / Е. П. Иванян, О. И. Кальнова, Р. Р. Шайхуллова //Научный диалог. — 2017. — № 3. — С. 290—292.
4. Чеснокова, М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие / М.П. Чеснокова. – 2 изд., перераб. – М.: МАДИ. —2015. – 132 с.