Организация деятельности литературно-музыкального клуба выходного дня в условиях работы детской библиотеки
Конференция: XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Организация деятельности литературно-музыкального клуба выходного дня в условиях работы детской библиотеки
Аннотация. В статье автор разбирает проблему организации работы литературно-музыкального клуба выходного дня при детской библиотеке.
Ключевые слова: клубы выходного дня, детская библиотека, дошкольное воспитание.
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящей, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто привел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» - писал В.А.Сухомлинский. [6, с.94]. Советский педагог-новаторзаявлял, что «уже в дошкольном возрасте среди детей можно выделить «теоретиков» и «мечтателей», «у каждого ребенка мысль развивается своеобразными путями, каждый умен и талантлив по-своему» [7, с.89]. Сухомлинский рассматривал чтение в сочетании с другими важными средствами образования, обучения и развития - работой, игрой, искусством, творчеством.
В современных социально-экономических условиях функциональная деятельность библиотек становится многогранной, динамичной и разнообразной за счет новых направлений и форм удовлетворения потребностей пользователей в обслуживаемом регионе. Библиотеки все чаще становятся центром общественной и культурной жизни. В библиотеках стали практиковаться новые интересные формы обслуживания, изменилась стратегия и тактика их деятельности. [5]
Деятельность клубов по интересам в российских библиотеках имеет почти вековую историю, начиная с 1920-х годов, когда в публичных библиотеках было создано большое количество кружков, различных студий и клубов. Библиотеки в силу своих характеристик - открытости, доступности и свободного доступа - взяли на себя функции по организации досуга населения, открывая свои помещения для различных клубов и ассоциаций по интересам.
В «Словаре библиотечных терминов» (М.: «Книга», 1976), сказано: «Клуб читателей - объединение читателей при библиотеке на основе единства читательских интересов». [1] Клуб - это место общения, обмена мнениями, что способствует совершенствованию и развитию поливалентных знаний в различных сферах деятельности, формированию личности. В основе различных клубов лежит интерес человека к чему-либо, его увлечение, его призвание, заложенное в его творческом потенциале. Клубы по интересам так же могут носить название клубов выходного дня, если осуществляют свою деятельность в нерабочие дни. [2, 4]
В условиях работы детского отдела библиотеки может быть реализована идея организации литературно-музыкального клуба выходного дня. Деятельность клуба основывается на идее положительного влияния взаимодействия видов искусств, а именно, литературы и музыки, на развитие детей дошкольного возраста. [3] Опыт работы клуба выходного дня нам помог лучше понять, как свободная досуговая деятельность детей способствует усилению потребности детей в восприятии художественных произведений (музыки и литературы)
При создании музыкально-литературного клуба выходного дня мы предлагаем делать это поэтапно.
Первый этап. Принятие решения о создании клуба.
При создании клуба по интересам инициатива может исходить не только от библиотекаря, но и от читателей. В любом случае библиотекарь организует клуб в соответствии со своими интересами и предпочтениями. Например, в библиотеке могут быть и другие уже существующие клубы выходного дня: «Квартирник» - инициированный специалистом, любящим молодежные движения и культуру авторской песни; "Посиделки" - клуб для пожилых людей, увлекающихся поэзией и искусством, организованный библиотекарем, который сам пишет стихи. Одним из положительных аспектов профессии библиотекаря, несомненно, является возможность создания клуба досуга. Развивая эту деятельность, человек может не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и вносить в свой распорядок дня элемент творчества, интересного занятия, с удовольствием выполнять свои хобби и увлечения, вкладывать в это душу. Человек, искренне интересующийся своим творчеством, сможет не только организовать деятельность клуба таким образом, чтобы привлечь всех его членов, но и привлечь новых читателей в библиотеку.
Второй этап.
Организация творческих контактов, установление связей с учреждениями, которые могут поучаствовать в деятельности клуба.
Многие библиотеки на протяжении последних лет плодотворно сотрудничают с дошкольными образовательными организациями. Библиотекари приходят к ребятам на занятия, знакомят с новыми книгами, проводят образовательно-развлекательные мероприятия для малышей.
Можно предложить администрации ДОУ новый этап сотрудничества - посещение дошкольниками литературно-музыкального клуба выходного дня в рамках работы библиотеки.
Третий этап. Планирование работы клуба.
Как известно, планы бывают долгосрочные (годовые, перспективные) и оперативные (месячные, квартальные). Планирование любой работы – важный показатель культуры труда.
Четвёртый этап. Материально-техническое обеспечение работы клуба.
В связи со спецификой деятельности нашего объединения, для полноценного функционирования и работы нашего клуба нужно было организовать и обеспечить хорошую материально-техническую базу.
Необходимо:
- подготовить литературу по темам исходя из требований годового плана;
- подобрать иллюстрационный материал - портреты писателей и поэтов;
- подготовить технические средства:
- ноутбук,
- проектор,
- экран для проектора.
- создать презентации к каждому занятию при использовании программы MicrosoftPowerPoint;
- настроить и подготовить к эксплуатации фортепиано, находящееся в библиотеке.
Пятый этап: Пропаганда литературы, стимулирование читательской и познавательной деятельности.
Это обязательное условие функционирования библиотечных клубов по интересам – то, что определяет его специфику. Идея создания литературно-музыкального клуба выходного дня базируется на понимании того, что используя синтез искусств, а именно литературу и музыку, дети дошкольного возраста станут не только лучше понимать музыкальную ткань, но и с большим рвением потянутся к чтению, ещё больше полюбят книги, станут постоянными посетителями детской библиотеки.