Статья:

Организация деятельности литературно-музыкального клуба выходного дня в условиях работы детской библиотеки

Конференция: XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Федорова Д.С. Организация деятельности литературно-музыкального клуба выходного дня в условиях работы детской библиотеки // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(36).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 73 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация деятельности литературно-музыкального клуба выходного дня в условиях работы детской библиотеки

Федорова Дарья Сергеевна
магистрант, Московский Педагогический Государственный Университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье автор разбирает проблему организации работы литературно-музыкального клуба выходного дня при детской библиотеке.

 

Ключевые слова: клубы выходного дня, детская библиотека, дошкольное воспитание.

 

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящей, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто привел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» - писал В.А.Сухомлинский. [6, с.94]. Советский педагог-новаторзаявлял, что «уже в дошкольном возрасте среди детей можно выделить «теоретиков» и «мечтателей», «у каждого ребенка мысль развивается своеобразными путями, каждый умен и талантлив по-своему» [7, с.89]. Сухомлинский рассматривал чтение в сочетании с другими важными средствами образования, обучения и развития -  работой, игрой, искусством, творчеством.

В современных социально-экономических условиях функциональная деятельность библиотек становится многогранной, динамичной и разнообразной за счет новых направлений и форм удовлетворения потребностей пользователей в обслуживаемом регионе. Библиотеки все чаще становятся центром общественной и культурной жизни. В библиотеках стали практиковаться новые интересные формы обслуживания, изменилась стратегия и тактика их деятельности. [5]

Деятельность клубов по интересам в российских библиотеках имеет почти вековую историю, начиная с 1920-х годов, когда в публичных библиотеках было создано большое количество кружков, различных студий и клубов. Библиотеки в силу своих характеристик - открытости, доступности и свободного доступа - взяли на себя функции по организации досуга населения, открывая свои помещения для различных клубов и ассоциаций по интересам.

В «Словаре библиотечных терминов» (М.: «Книга», 1976), сказано: «Клуб читателей - объединение читателей при библиотеке на основе единства читательских интересов». [1] Клуб - это место общения, обмена мнениями, что способствует совершенствованию и развитию поливалентных знаний в различных сферах деятельности, формированию личности. В основе различных клубов лежит интерес человека к чему-либо, его увлечение, его призвание, заложенное в его творческом потенциале. Клубы по интересам так же могут носить название клубов выходного дня, если осуществляют свою деятельность в нерабочие дни. [2, 4]

В условиях работы детского отдела библиотеки может быть  реализована идея организации литературно-музыкального клуба выходного дня. Деятельность клуба основывается на идее положительного влияния взаимодействия видов искусств, а именно, литературы и музыки, на развитие детей дошкольного возраста. [3] Опыт работы клуба выходного дня нам помог лучше понять, как свободная досуговая деятельность детей способствует усилению потребности детей в восприятии художественных произведений (музыки и литературы)

При создании музыкально-литературного клуба выходного дня мы предлагаем делать это поэтапно.

Первый этап. Принятие решения о создании клуба.

При создании клуба по интересам инициатива может исходить не только от библиотекаря, но и от читателей. В любом случае библиотекарь организует клуб в соответствии со своими интересами и предпочтениями. Например, в библиотеке могут быть и другие уже существующие клубы выходного дня: «Квартирник» - инициированный специалистом, любящим молодежные движения и культуру авторской песни; "Посиделки" - клуб для пожилых людей, увлекающихся поэзией и искусством, организованный библиотекарем, который сам пишет стихи. Одним из положительных аспектов профессии библиотекаря, несомненно, является возможность создания клуба досуга. Развивая эту деятельность, человек может не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и вносить в свой распорядок дня элемент творчества, интересного занятия, с удовольствием выполнять свои хобби и увлечения, вкладывать в это душу. Человек, искренне интересующийся своим творчеством, сможет не только организовать деятельность клуба таким образом, чтобы привлечь всех его членов, но и привлечь новых читателей в библиотеку.

Второй этап.

Организация творческих контактов, установление связей с учреждениями, которые могут поучаствовать в деятельности клуба.

Многие библиотеки на протяжении последних лет плодотворно сотрудничают с дошкольными образовательными организациями. Библиотекари приходят к ребятам на занятия, знакомят с новыми книгами, проводят образовательно-развлекательные мероприятия для малышей.

Можно предложить администрации ДОУ новый этап сотрудничества - посещение дошкольниками литературно-музыкального клуба выходного дня в рамках работы библиотеки.

Третий этап. Планирование работы клуба.

Как известно, планы бывают долгосрочные (годовые, перспективные) и оперативные (месячные, квартальные). Планирование любой работы – важный показатель культуры труда.

Четвёртый этап. Материально-техническое обеспечение работы клуба.

В связи со спецификой деятельности нашего объединения, для полноценного функционирования и работы нашего клуба нужно было организовать и обеспечить хорошую материально-техническую базу.

Необходимо:

  • подготовить литературу по темам исходя из требований годового плана;
  • подобрать иллюстрационный материал - портреты писателей и поэтов;
  • подготовить технические средства:
  1. ноутбук,
  2. проектор,
  3. экран для проектора.
  • создать презентации к каждому занятию при использовании программы MicrosoftPowerPoint;
  • настроить и подготовить к эксплуатации фортепиано, находящееся в библиотеке.

Пятый этап: Пропаганда литературы, стимулирование читательской и познавательной деятельности.

Это обязательное условие функционирования библиотечных клубов по интересам – то, что определяет его специфику. Идея создания литературно-музыкального клуба выходного дня базируется на понимании того, что используя синтез искусств, а именно литературу и музыку, дети дошкольного возраста станут не только лучше понимать музыкальную ткань, но и с большим рвением потянутся к чтению, ещё больше полюбят книги, станут постоянными посетителями детской библиотеки.

 

Список литературы:
1. Библиотечная энциклопедия [Текст] / Рос. гос. б-ка.- М: Пашков дом, 2007.-1299 с.
2. Клубы по интересам.// Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек. Учеб.-метод. пособие / Г.К. Олзоева. – М.,2016. – С.70-78
3. Методические рекомендации по работе с детьми шестилетнего возраста в библиотеке [Текст] / С.И.Полежаева.- М.: МОГДБ, 1988.- 10с.
4. Организация досуга в библиотеке.// Домаренко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: Науч.-практич. пособие / Е.В. Домаренко. – М.,2006. – С.48-59.
5. Суслова, И.М. Проектная деятельность библиотек [Текст]: научно- практическое пособие / И. М. Суслова, З.И. Злотникова. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 2005.- 176 с.
6. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 3 т. / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979.- Т.1- С. 94
7. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 3 т./В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1980.- Т.2.- С. 360.