Статья:

Устав вуза: характеристика и принципы составления

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Яковленко А.Е. Устав вуза: характеристика и принципы составления // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 17.11.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Устав вуза: характеристика и принципы составления

Яковленко Анастасия Егоровна
студент, Краснодарский государственный институт культуры, РФ, г. Краснодар

 

Устав как отдельный вид документа в нашей стране возник на рубежах X–XI веков. Первым его видом являлась уставная грамота, которая закрепляла отношения феодалов и крестьян. В дальнейшем появились монастырские и церковные уставы, так как связь государства и церкви была в те времена довольно сильной. Постепенно стали зарождаться документы, регламентирующие нормы уголовного, семейного, гражданского права, внутренней и внешней торговли, а затем они распространились на все сферы общественной жизни. В настоящее время без устава невозможно существование организаций, предприятий и даже субъектов РФ. В каждой области присутствуют различные правила составления подобных документов, в них вкладывается разный смысл и содержание, отражающее основные положения деятельности того или иного учреждения или государственного образования. К примеру, высшее учебное заведение имеет свои особенности в создании устава, которые закреплены в соответствующих нормативных актах или просто выработались в практике. В данной статье мы рассмотрим основные положения, которые должны присутствовать в подобном организационном документе и определим его примерную структуру.

Для начала необходимо обратиться к определению самого понятия "устав", о котором уже неоднократно было сказано ранее. В разных источниках информации он имеет свою формулировку. Например, в Бизнес словаре мы можем увидеть такую трактовку: «устав – свод положений и правил, определяющих устройство, деятельность, права и обязанности юридического лица, утвержденный и зарегистрированный в установленном законом порядке» [2]. Ефремова определяет данный термин как написанный свод, собрание правил, положений, определяющих устройство и деятельность чего-либо, какой-либо организации [3]. В юридической литературе встречается следующая формулировка устава: понятие, означающее основополагающий нормативный акт, которым определяется: а) правовой статус государственного образования; б) правовой статус международной организации; в) правовой статус конкретных юридических лиц [8]. Таким образом, во всех этих определениях можно выделить одно общее свойство устава – это регулирование какой-либо сферы деятельности или работы организации, в нашем случае вуза.

Итак, в российском законодательстве отсутствуют специализированные нормативные документы, регламентирующие создание устава непосредственно высшей школы. Поэтому при его составлении учреждениям следует обращаться сразу к нескольким Федеральным законам и Гражданскому кодексу РФ. Только в этом случае получится создать устав, отвечающий всем требованиям законодательства и содержащий исчерпывающий перечень необходимых сведений для ознакомления с деятельностью вуза.

Основополагающим можно назвать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. В нем отражена информация, касающаяся обязательных положений устава любого образовательного учреждения. К ним относятся:

1)  тип образовательной организации;

2)  ее учредитель(ли);

3)  виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4)  структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий [5].

Основные требования к организационным документам разбросаны по всему Федеральному закону, и поэтому не нужно забывать о следующих его статьях:

часть 5 ст. 26, часть 1 статьи 30, часть 6 статьи 51 и часть 3 статьи 52 этого же закона, которые дополняют указанные выше требования. Помимо информации, указанной в ст. 25, в уставе необходимо отражать также следующие сведения:

1)  порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации;

2)  порядок принятия локальных нормативных актов;

3)  права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления учреждением;

4)  права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции [4].

Поскольку рассмотренный выше ФЗ не в полном объеме содержит перечень всех необходимых сведений, при составлении устава вуза, следует дополнительно пользоваться частью 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 14, частью 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», где представлены требования к содержанию учредительных документов любого юридического лица:

·     наименование юридического лица;

·     место нахождения;

·     сведения о филиалах и представительствах;

·     предмет и цели деятельности юридического лица;

·     права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее;

·     источники формирования имущества некоммерческой организации;

·     порядок внесения изменений в учредительные документы;

·     исчерпывающий перечень видов деятельности, которое учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями;

·     другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида [6; 1].

Итак, на основании вышеизложенных документов можно предложить следующую структуру устава вуза, которая разрабатывается учреждением самостоятельно, и поэтому каждый подобный документ во многом является уникальным:

1.  Общие положения (включается информация о наименовании образовательной организации, ее типе, месте нахождения, учредителях, имеющихся филиалах и представительствах);

2.  Предмет, цели и виды деятельности (сведения в соответствии с названием раздела);

3.  Образовательная деятельность вуза (виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, а также информация об организации учебного процесса и правилах приема в учреждение);

4.  Структура вуза и управление (указывается структура и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий, порядок принятия решений, избрания ректора, а также его права и обязанности);

5.  Права и обязанности участников образовательного процесса (сотрудников вуза, обучающихся и их законных представителей, правила замещения должностей педагогических работников);

6.  Имущество и финансовое обеспечение вуза (источники финансирования, использование имущества и контроль)

7.  Локальные нормативные акты вуза (виды, порядок их принятия и внесения изменений);

8.  Заключительные положения (порядок ликвидации и реорганизации вуза или иная информация, согласно действующему законодательству).

В связи с тем, что устав является внутренним законом вуза, в нем также можно описать общий порядок международного сотрудничества, непосредственно его права и обязанности, ввести дополнительные органы внутреннего контроля, положения, регламентирующие научную деятельность, и многие другие требования и предписания, позволяющие обеспечить максимальную эффективность функционирования образовательного учреждения [7].

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что, к сожалению, при составлении своего устава вузам приходится обращаться сразу к нескольким нормативным актам, дабы разработать собственную структуру, составить правильный текст, содержащий полный объем необходимой информации. На мой взгляд, в российском законодательстве должны существовать документы, которые будут четко регламентировать создание устава отдельно для школ, отдельно для средних учебных заведений и отдельно для вузов, как это действует по отношению к акционерным обществам или унитарным предприятиям. Это позволит упростить процесс составления организационного документа для данных учреждений, приведет к единообразию и упорядоченности уставов в указанной сфере.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 31.01.2016 № 7-ФЗ).
2. Бизнес словарь – [Электронный ресурс] – URL: http://enc-dic.com/business/Ustav-13153.html (дата обращения 29.01.2017).
3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2001. Т. 2: П-Я. С. 873.
4. Новые требования к уставу образовательной организации – [Электронный ресурс] – URL: http://mon95.ru/deyatelnost/podmenyu-22/113-2013-12-29-18-19-35-3/2556-957 (дата обращения 29.01.2017).
5. Об образовании в Российской Федерации – [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016). – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201647&f... (дата обращения 29.01.2017).
6. О некоммерческих организациях – [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ (в ред. от 19.12.2016). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения 29.01.2017).
7. Устав образовательного учреждения – внутренний закон юридического лица – [Электронный ресурс] – URL: http://www.rebrihob.narod.ru/doc/recporabsust.doc (дата обращения 29.01.2017).
8. Юридический словарь – [Электронный ресурс] – URL: http://enc-dic.com/legal/Ustav-19594.html (дата обращения 29.01.2017).