Использование интерактивных технологий в образование детей в ДОУ
Конференция: XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Использование интерактивных технологий в образование детей в ДОУ
USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN CHILDREN'S EDUCATION IN DOE
Alina Borisova
Undergraduate оf the Cherepovets state University, Russia, Cherepovets
Anna Viktorovna Shishova
Scientific Director, Candidate of pedagogical sciences, оf the Cherepovets state University, Russia, Cherepovets
Аннотация. Статья посвящена вопросу использования интерактивных технологий в образование детей педагогами ДОУ. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены основные понятия, преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе, необходимость реализации педагогами ДОУ в образовании детей.
Abstract. the Article is devoted to the use of interactive technologies in the education of children by teachers of DOE. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the main concepts, advantages of using interactive technologies in the educational process, the need for teachers to implement DOE in the education of children are revealed.
Ключевые слова: образовательный процесс, образование детей, внедрение, интерактивное обучение.
Keywords: educational process, children's education, implementation, interactive learning.
Современное образование становится все более сложной системой, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольных учреждений.
Для внедрения интерактивных технологий в образование детей необходимы подготовленные педагогические кадры, готовые сочетать традиционные методы обучения и современные интерактивные технологии. Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные образовательные государственные стандарты.
Мы говорим о том ,что интерактивные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. По словам руководителя проектов, в образовании и науке, Юрия Горвица «...обучать нужно не тому, что есть, а тому, что будет…»
Термин «активные методы и формы обучения» давно применяется в педагогической практике. Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности деятельности воспитанников. Реалзация интерактивных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.
В нашем исследовании мы рассматриваем проблему использования интерактивных технологий в образовательном процессе в трудах И.Ю. Устинова, А.П. Панфилова, Б.Ц. Бадмаева и др.
Сегодня государство определяет стратегию и тактику развития и совершенствования образования на период до 2030 года, поэтому педагогическое сообщество активно внедряет в образовательную практику интерактивные технологии.
В данном исследовании следует рассмотреть образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение. Рассматривая интерактивную форму обучения, можно сказать, что она позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, построить субъект – субъективные взаимоотношения не только между педагогами и их воспитанниками, но и между педагогами детского сада и родителями воспитанников.
Так же, обратились к словарю Ожегова, С. И. где, термин интерактивная технология определяется как набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность [1].
В нашем исследовании мы говорим об обучение, осуществляемом с помощью интерактивных технологий, которое включает в себя способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимодействия педагога и учащегося как субъектов образовательного процесса. Это значит, что данные технологии опираются на такие процессы, как созидательное и продуктивное мышление, поведение, коммуникацию, то есть при таком процессе обучения обучаемые овладевают навыком общения, постоянно взаимодействуют друг с другом и иными людьми, учатся мыслить критически, занимаются решением проблем, основанных на анализе ситуационных задач и витагенного обучения. Поговорим о признаках интерактивных технологий: они повышают эффективность труда педагога, как следствие обучающиеся легче и качественно усваивают знания. Организуют систему обратной связи и контроль над результатами обучения персонально каждого обучающегося, дают возможность педагогу обучать в соответствии с их индивидуальными возможностями. Позволяют педагогу переложить основную функцию обучения на средства обучения, что весомо разгружает занятость педагога, следовательно, больше внимания он может уделить аспектам индивидуального и личностного развития обучающихся, развития их творческих способностей. Требуют ставить всегда точно и конкретно цель, а это значит, что использование объективных методов контроля позволяет уменьшить роль субъективного фактора при проведении контроля. Уменьшают зависимость результатов обучения от уровня квалификации педагога.
Как и любая система, интерактивные технологии подразделяются на определенные уровни: рассмотрим первый уровень- организационный, он является основным рабочим уровнем организации деятельности и реализации деятельности. Второй уровень –методический, состоит из отдельных разрозненных методов, где приёмы и способы влияния на личность являются элементом технологии. Третий уровень –формообразующий, это выбор целесообразных форм обучения и организации деятельности. Четвертый уровень (творческий) основан на организационно-деятельностном подходе. Он позволяет каждому педагогу конструировать и проектировать свою педагогическую технологию, которая отвечает современным требованиям общества и науки, учитывая педагогические условия, в которых осуществляется процесс обучения [4].
Из всего выше перечисленного делаем вывод, что использование интерактивных технологий в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Интерактивные и мультимедийные средства.
Интерактивные и мультимедийные средства позволяют перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, получить опыт, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Ребенок приобретает опыт практической деятельности в рамках основных направлений ФГОС на основе создания избыточной образовательной и предметно-развивающей среды.
Использование интерактивных технологий конструктивно влияет на работу обучающихся, педагогов и на весь учебный процесс. [2].
Рассмотрим преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ :активизируется индивидуальная интеллектуальная активность; развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха; формируются условия для самообразования и саморазвития личности; предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; стимулирует познавательную активность детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств личности, овладение ей конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты.
Анализ признаков, уровней, функций, методов, форм реализации интерактивных технологий дает основание считать, что интерактивные технологии — система способов организации взаимодействия педагога и учащихся, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности [3].
Важными условиями, обеспечивающими эффективность применения интерактивных технологий, являются формы, методы, средства, которые способствуют достижению поставленных в обучении целей и задач: организация разумной, адекватной виду игровой деятельности, пространственной среды, «игрового поля»; проигрывание обучаемыми разнообразных игровых ролей.
Таким образом, анализ первоисточников по проблеме использования интерактивных технологий в образовании детей доказывает, что необходимо понимание термина «интерактивное обучение». Успешность интерактивного обучения реализуется с учетом целей, форм, методов и средств обучения, что в совокупности позволяет реализовать интерактивные технологии с учетом признаков, уровней, функций, особых (интерактивных) методов и средств обучения.
Анализ научной литературы позволил определить несколько важных подходов к внедрению интерактивных технологий в современный образовательный процесс. В частности,:
Новые требования к профессиональной подготовке педагога. Педагог не только сам должен отслеживать информационные потоки, но он должен уметь создавать условия для получения информации обучающимися. Данный подход требует от педагога владения интерактивными технологиями.
Реализация новой гуманистической образовательной парадигмы. Педагоги накопили достаточное количество знаний в форме фактов, представлений, понятий, которые требуют использования интерактивных технологий в процессе передачи знаний обучающимся.
Педагогическое взаимодействие (В.Сластенин, И.Исаев) требует активного взаимодействия и взаимовлияния форм, методов, средств, составляющих единый педагогической процесс, который может успешно решаться через внедрение интерактивных технологий.
Поиск источников развития личности (И.С.Якиманская), таких как приоритет индивидуальности, сочетание разных видов деятельности, сотрудничество педагога и обучающегося, свобода выбора обучающегося, мониторинг способностей и др.,
Все перечисленное дает право на утверждение, что интерактивные технологии способствуют целенаправленному воспитанию, развитию, воздействию и должны быть положены в основу педагогического процесса современности с учетом определенных условий их внедрения.
Исследование проблемы позволило сформулировать авторское определение интерактивных технологий, сущность которого заключается в том, что «Интерактивные технологии — система проектирования и организации взаимодействия педагога и ребенка, в результате которого создаются условия для переживания детьми ситуации успеха, формируется их жизненный опыт с применением адекватных целей, форм, методов, средств, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе с последующим воспроизведением и тиражированием».