Статья:

К вопросу о формировании умения выразительного чтения младших школьников (на примере поэзии А.Барто и А.Усачева)

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ряполова Т.Г. К вопросу о формировании умения выразительного чтения младших школьников (на примере поэзии А.Барто и А.Усачева) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о формировании умения выразительного чтения младших школьников (на примере поэзии А.Барто и А.Усачева)

Ряполова Татьяна Геннадьевна
студент, Институт ДиНО ФГБОУ ВО «ОГПУ» РФ, г. Оренбург
Слонь Ольга Васильевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент ФГБОУ ВО «ОГПУ» РФ, г. Оренбург

 

В современном мире одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем является формирование навыка выразительного чтения у младших школьников. Здесь знаменательная роль отводится начальной школе, так как на начальной ступени образования начинают формироваться основные навыки чтения.

Методисты выделяют следующие критерии чтения, которые являются основными: правильность, беглость, осознанность, выразительность. Современное общество диктует педагогам в области литературного чтения искать все новые и новые решения проблемы формирования навыка чтения, в том числе критерия выразительности, в этом состоит актуальность данной проблемы.

Навык выразительного чтения будет сформирован только после того как у учащегося сформируются другие основные навыки чтения: узнавание букв, чтение по слогам и другие. Доведение до автоматизма этих навыков позволит ученику не зацикливаться на технике чтения и полностью погрузиться в эмоции.

Выразительное чтение- это искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению.

Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительно чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…».

Наиболее полным является определение выразительного чтения исследователя И. М. Шишковой. Под выразительным чтением автор понимает правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.[3,с.13]

Сформировать навык выразительного чтения- это значит довести до автоматизма структурные компоненты литературного чтения, систематизировать их, чтобы учащийся не столкнулся с трудностями, мог полностью включиться в процесс чтения, а так же не оставлять без внимания интонацию, потому что с помощью интонации можно преподнести один текст по-разному, тем самым искажая смысл данного текста.

Несформированность навыка чтения может повлечь за собой преграду в развитии обучающегося, неосмысление, неумение передать смысл прочитанного, а также торможение мыслительных процессов, что не будет содействовать совершенствованию выразительности чтения.

Проблемы, связанные с выразительным чтением, освещались методистами прошлого века и современности, из них можно выделить Т.А. Задорожную, Н.А. Зайцеву и др.

М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, Н.Н. Светловская, А.А. Бондаренко, О.В. Кубасова, Е.И. Матвеева считают, что ранее учителя начальной ступени образования не уделяли должного внимания развитию интонации при выразительном чтении. В условиях современной системы обучения работу над выразительным чтением рассматривают как один их главных, обязательных компонентов  в структуре уроков литературы.

Организуя работу над техникой выразительного чтения также можно решить ряд некоторых психолого-педагогических проблем. Так, апатия, закрытость, зажатость, в некоторых случаях агрессия младших школьников, возникающая из-за ряда причин, можно предотвратить посредством привлечения детей склонных к такому поведению к выполнению индивидуального задания, которое будет связано с формированием выразительности чтения.

Методисты выделяют следующие условия для наиболее успешного формирования выразительного чтения:

1.Использование методических приемов, направленных на обучение школьника на начальной ступени образования, целью которых является развитие выразительности.

2.Изучение нормативных документов, ФГОС и других, в которых представлены требования к содержанию программ литературного чтения, которые повлекут за собой формирование выразительности.

3.Учитель должен идти в ногу со временем и подбирать современные способы которые будут являться эффективными при формировании навыка выразительности.

4.Учителю необходимо рационально применять подобранный материал.

Педагоги начальной школы, опираясь на свой опыт, выделяют прием театрализации для достижения положительного результата в формировании выразительного чтения у обучающихся. Целесообразно, иногда на занятиях использовать игру перевоплощения на основе художественного произведения. (Например, произведение Усачева "Жили-были ежики"). Учитель наделяет учеников определенными ролями: папа Еж, мама Ежиха и ежата Вовка и Вероника, перед учениками стоит задача выучить слова, вникнуть в образ и представить его, тем самым чтение по ролям, проигрывание ролей свойственных главным персонажам литературного произведения помогает младшему школьнику лучше понять текст и разобраться в смысловом значении новых слов.

Также весьма часто учителя выделяют прием, когда участники театрализации меняются своими ролями и пытаются почувствовать себя в другом образе.  На этом этапе работы важной задачей учителя является создать такие условия для обучающихся, чтобы они не боялись оценивать степень выразительности своего чтения, чтения других участников и делать выводы.

Тем самым, не менее распространенным считается прием ведения ребенком «заветной книжки», в которой младший школьник может размещать все то, что поспособствовало совершенствованию выразительности его чтения.

Рассмотрим применение данного приема на произведении А.Барто «Игрушки».

«Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!»

Обучающийся, познакомившись с данным произведением записывает в свою «заветную книжку» все то, что помогло ему стать выразительным. Это могут быть рисунки, сказки, которые школьник сочинит сам, истории из жизни, связанные с литературным произведением и записанные учеником, а также многие другие материалы.

Существуют и другие приемы формирования навыка выразительности, так можно выделить прием «произнесение чистоговорок». Они помогают выработать правильную интонацию и четкость произнесения слов.  При работе с чистоговорками сначала нужно чтобы каждый ученик определил свое понимание чистоговорки, а затем разбирали их вместе со всем классом. После чего скороговорки читаются с различной интонацией и логическим ударением.

При формировании выразительности у младшего школьника также используется прием заучивания пословиц. Ученики читают пословицу с выражением, вникают в смысл, который содержится в ней и приводят примеры из жизни где можно ее употребить. Такой вид работы способствует речи стать более выразительной.

В учебном пособии Т.Ф.Завадской «Методика выразительного чтения» представлены основные положения методики формирования выразительного чтения в начальных классах: «1) Учащиеся должны хорошо понимать, что им следует передать слушающим, читая текст произведения. 2) У учащихся должно быть живое и верное отношение ко всему, о чем говорится в произведении. 3) Учащиеся должны читать текст произведения с осознанным желанием передать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передать так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили». [2, с.125]

В поэзии А.Усачева имеются такие произведения, в которых искажены слова, что является проблематичным при их прочтении обучающимися, данные трудности помогут ученику систематически развивать как навык чтения, так и навык выразительности. Можно привести в пример отрывок стихотворения, где автор вводит прием искажения слов:

«Жил в нашем подъезде Иван Петушков.

Он был чемпионом среди чудаков:

Когда все гулять выходили в пальто,

Иван выходил в ПАЛЬТЕ...»

Рассмотрим упражнения и приёмы, направленные на формирование выразительного чтения.

Упражнения:

1.  Определи, как и с какой интонацией нужно читать данный 
текст.

2.  Отметь на полях, что обозначают слова каждого героя.

3.  Опиши место, где происходят действия главных героев в произведении.

4.  Как автор описал внешность героев?

5.  Какие поступки совершают герои, о чем они думают и говорят?

6.  Как ты относишься к главным героям? Опиши в 2-3 предложениях.

7. Выдели слова в тексте, описывающие эмоциональное состояние героев. Вырази своё отношение к главному персонажу. Запиши.

8.  Как другие персонажи относятся к главному герою?

9.  Вырази сочувствие главным героям.

Приемы:

1.  Описание картинок, мимики, пантомимики изображённых на них героев.

2.  Формулирование ответа на вопрос своими словами.

3.  Музыкальное иллюстрирование. 

4.  Драматизация.

5.  Выборочный пересказ.

Правильная интонация является основным компонентом выразительного чтения. Трудность большинства обучающихся младшего школьного возраста заключается в том, что они не могут точно передать интонацию. Они однообразно воспроизводят текст, и не могут понять смысл текста и то, о чем идет речь в произведении. В этом заключается главенствующее место интонации в тексте. Тем самым целесообразно предложить обучающимся такое тренировочное задание, которое по содержанию является небольшим, но интересным и будет направлено на развитие правильной интонации. Приведем пример такого упражнения: дана строчка из стихотворения А. Барто «Наша Таня громко плачет». Обучающимся предлагается озвучить эту строку несколько раз и при этом выделять интонацией каждое слово по очереди в предложении.

Наша Таня громко плачет. 

Наша Таня громко плачет. 

Наша Таня громко плачет. 

Наша Таня громко плачет.

Работая над интонационной выразительностью можно предложить учащимся следующее задание. Используя строку из стихотворения А.Усачева «Мальчик очень удивлен», произнесите эту фразу:

1)  с сарказмом;

2)  с радостью;

3)  со злостью;

4)  с восхищением;

5)  с удивлением;

6)  с хитрецой;

Такое задание позволяет обучающемуся сосредоточить свои волевые качества, позволяет испытать на себе данные эмоции при выполнении задания и учитывать обстоятельства, приведенные в тексте.

Яркая и экспрессивная речь предполагает сопровождение мысли жестами и мимикой, которые играют значительную роль на уроках чтения. Чаще всего ученик или скован в своих движениях или излишне эмоционален. Для выявления этого уровня можно предложить следующее упражнение, которое носит название «верность действия». Обучающимся предлагается взять из рук своего соседа ручку как горячий чайник, как хрустальную вазу, как мертвого таракана и как просто ручку. Ученики, выполняя это задание не только с помощью слов, но и при помощи жестов и мимики, передают свое эмоциональное состояние, тем самым овладевают сопровождением своей речи жестами  и проявлением эмоций на лице.

Еще одно упражнение, которое помогает овладеть мимикой: предложить обучающимся изобразить человека, который понюхал испорченный продукт, случайно съел лимон, который укусил черствый хлеб. Также с этой же целью можно предложить обучающимся поиграть в «гримасы». Для этого нужно поделить класс на две команды и с помощью мимики  жестов показать предмет или героя, а другие должны отгадать что это или кто. Такие упражнения способствуют формированию навыка выразительного чтения у обучающихся.

Так, формирование выразительного чтения – это  трудоемкий процесс,  чрезвычайно  повышающий ответственность педагога начальных классов. Так как очень сложно научить обучающегося  посредством выразительного чтения передавать свое эмоциональное состояние и чувства, которые он испытывает, используя для этого слова. Уметь читать выразительно, воодушевленно, грамотно и чётко - есть залог успешности в будущем при получении знаний в будущем, что способствует эффективному процессу межличностных контактов в жизни.

 

Список литературы:
1. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело,  2001. - 144 с.
2. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М.,1963.-146 с.
3. Черноморов А. И., Шустова А. И. Практикум по выразительному чтению. Пособие для учителей начальных классов. М.: Дана, 2000. – 388 с.