Статья:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Конференция: CXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Матросова А.М. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(138). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(138).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Матросова Айгуль Марселевна
магистрант, ФГБОУ ВО Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. Статья посвящена педагогической проблеме экологического воспитания старших дошкольников в стенах дошкольной образовательной организации на основе традиционных методов. Рассматривается уровень эффективности применяемых методов воспитания в области формирования экологической культуры.

Abstract. The article is devoted to the pedagogical problem of ecological education of senior preschool children in the walls of a preschool educational organization based on traditional methods. The level of effectiveness of the applied methods of education in the field of formation of ecological culture is considered.

 

Ключевые слова: Экологическое воспитание, старшие дошкольники, дошкольная организация, метод воспитания.

Keywords: Environmental education, senior preschoolers, preschool organization, method of education.

 

В современном мире, процессы которого направлены на цифровизацию и экологизацию деятельности, формирование экологической культуры является важным компонентом гармонично развитой личности. Именно экологическое воспитание личности играет огромную роль в процессе жизнедеятельности, как общества, так и всей окружающей среды.

Начальный этап экологического воспитания начинается ещё в дошкольном возрасте и продолжается на протяжении всей оставшейся жизни. Главным на первом этапе формирования экологической культуры, является создание таких условий, в которых данное развитие будет происходить активно и без принуждения личности. Большую роль в данном процессе играют как родители, так и дошкольные организации, которые занимаются воспитанием детей, именно они должны организовать определённые условия для комфортного экологического развития детей. Но процесс экологического воспитания будет максимально эффективен только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для человечества проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают ребенку прекрасный мир природы, помогают наладить правильные отношения с ним.

В связи с этим в 90-е годы в нашей стране было создано большое количество программ, которые направлены на экологическое воспитание дошкольников. Психологами созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования. [1, с.6].

Множество выдающихся мыслителей и педагогов прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей, например, Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное для их умственного и словесного развития. Содержание экологического воспитания включает в себя два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются неотъемлемым компонентом процесса формирования первоначальной экологической культуры, а отношение – его итогом. Реальные экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию личности.

Знакомство с конкретными примерами растений и животных, их связью с определенной средой обитания и зависимостью от нее позволяет формировать у воспитанников первоначальные представления экологического характера. Выращивая некоторые экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей на самых разных стадиях роста и развития. Несомненно, что данный процесс возможно организовать и в домашних условиях, но именно в дошкольной организации, среди сверстников, дети могут наблюдать те или иные явления, сравнивать процесс развития растений, который может по-разному происходить у самого ребенка и его сверстника.

Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы. Построение методов экологического воспитания основывается на следующих принципиальных моментах [2, с. 113]:

  1. Учете специфики содержания экологического воспитания, которое исходит из биоэкологии с ее основным понятием взаимосвязи организма и среды;
  2. Подходе к различной совместной деятельности как педагогическому методу;
  3. Одновременном решении в этой деятельности воспитательных и образовательных задач.

Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на:

  1. Словесные (беседы, чтение литературных произведений о природе и тд.);
  2. Наглядные (наблюдения, экскурсии и тд.);
  3. Практические (экологические игры, опыты, труд в природе).

Эффективность данных методов обучения подтверждается из поколения в поколение при воспитании детей в различных областях. Нами также был выявлен уровень их эффективности при экологическом воспитании детей в стенах дошкольной организации.

Прежде чем применять на экспериментальном этапе созданный комплекс занятий, который позволит сформировать экологическую культуру детей, воспитать их в экологическом русле, нами был выявлен уровень экологической воспитанности старших дошкольников по диагностическому инструментарию О.Соломениковой [3, с.53].

Данная диагностика содержала в себе 4 блока заданий:

  1. знания о мире животных;
  2. знания о растительном мире;
  3. знания о неживой природе;
  4. знания о временах года.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Губернаторский лицей №101» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им И.Н.Ульянова».

Общая численность, охваченных исследованием составила 30 человек.

Как показала предварительная диагностика, большинство детей (63%) экспериментальной группы имело средний уровень экологической воспитанности, высокий уровень у 24% детей и 13% с низким уровнем.

Для формирующего этапа исследования по экологическому воспитанию детей старшей группы в дошкольной организации, нами был составлен комплекс занятий, включающий в себя традиционные методы обучения, что позволит также выявить их эффективность на современном этапе воспитания и обучения.

В содержание данного комплекса входило 4 занятия:

  1. «Живое – неживое» (наблюдение с детьми в уголке природы);
  2. «Жизнь растения» (обобщающая беседа);
  3. «Подари жизнь растению» (долгосрочный эксперимент по взращиванию лука)
  4. «Снежная пора» (комплексное занятие: прогулка по территории детского сада, на основе которой будет строиться беседа-рассуждение о зимней природе, иллюстрация увиденного);

В работе с воспитанниками по их экологическому воспитанию мы использовали интегрированный подход, который предполагает взаимосвязь исследовательской и изобразительной деятельностей, экспериментов, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Стоит отметить, что число детей, которые имеют средний уровень экологической воспитанности, после проведения эксперимента в экспериментальной группе увеличилось (с 63% до 71%). Количество детей с высоким уровнем осталось на прежним (24%), а число детей с низким сократилось на 8% (с 13% до 5%).

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что применение традиционных методов обучения в процессе экологического воспитания в современном воспитательном процессе будет наиболее эффективен, если:

  1. обеспечиваются условия активного и непринужденного включения детей старшей группы в деятельность (беседы, опыты, рассуждения);
  2. правильно структурирован и систематизирован процесс деятельности, благодаря которой, воспитатель организует процесс экологического воспитания;
  3. правильно подобраны методы обучения, с помощью которых происходит процесс экологического воспитания в дошкольной организации.

Традиционные методы обучения и воспитания действительно эффективны в процессе экологического воспитания внутри стен дошкольной организации, несмотря на активную модернизацию системы воспитания и образования в современном мире. Словесные, наглядные и практические методы обучения не утратили, а наоборот, приумножили свой педагогический потенциал, что в свою очередь дает возможность добиться высоких результатов в процессе экологического воспитания детей в стенах образовательного учреждения.

 

Список литературы:
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - С.144
2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 336 с.
3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.