Статья:

Использование аудиовизуальных средств на уроках английского языка в школе

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Мамейчик Г.А. Использование аудиовизуальных средств на уроках английского языка в школе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(48). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(48).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование аудиовизуальных средств на уроках английского языка в школе

Мамейчик Галина Алексеевна
студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск
Николаев Анатолий Иванович
научный руководитель, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск

 

Предлагается методика обучению английскому языку с помощью аудиовизуальных технологий, эффективность которой была выявлена с помощью эксперимента, который проводился в три этапа. Отмечаются особенности аудиовизуальных средств. Определено, что использование данной методики вызывает интерес учащихся, вследствие чего повышается мотивация к изучению английского языка.

Сегодня информация может быть представлена в разнообразных медиа форматах: графические изображения, 3D – модели, речь, аудио-, видео- фото- материалы.

Аудиовизуальная информация (от латинскогоaudio – слышу, visualis – зрительный) – это совокупность информации, которая может быть получена через зрение и слух, то есть все, что человек слышит и видит [3].

Аудиовизуальная информация является особо важно для людей, поэтому в процессе обучения именно этот вид должен актуализироваться. Аудиовизуальная информация воспринимается человеком естественно, поэтому она является эффективным способом получения и усвоения необходимой информации и знаний.

Умение работать с информацией является основным умением, лежащим в основе любой профессиональной и просто культурной компетентности. Именно поэтому базовой задачей современной образовательной системы является его формирование, что осуществляется через использование различных технологий обучения, в частности, практико-ориентированный, личностно-ориентированный и др. Особое место среди технологий обучения принадлежит аудиовизуальным технологиям обучения [1].

Аудиовизуальные технологии обучения – это образовательная деятельность, основанная на использовании аудиовизуальных (технических) средств обучения при работе с учебной информацией.

Аудиовизуальные технологии обучения решают следующие задачи:

· увеличивают число и повышают доступность источников информации, и удобство получение информации;

· вызывают интерес к знаниям у учащихся, формируют у них внутреннюю учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к предмету;

· развивают логическое мышление и дает навыки организации жизнедеятельности;

· повышают общекультурный уровень учащихся, способствует их эстетическому воспитанию;

· формирует правильные мировоззренческие и поведенческие качества личности в коммуникативной сфере;

· увеличивают объем индивидуальной и самостоятельной деятельности учащихся;

· облегчают усвоение методологических подходов к познавательной деятельности, всестороннее освещают основные направления поиска эффективных решений возникающих проблем;

· снимают противоречие между растущим объемом информации и ограниченным временем на ее изучение [5].

Иностранный язык является обязательной учебной дисциплиной. Предмет требует от педагога большого мастерства и особой методики преподавания. Педагогу необходимо сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению языка, разнообразные компетенции, чтобы учащиеся соответствовали той модели выпускника, которую требуют современные образовательные стандарты [4].

Грамотное использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка позволяет:

·     восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;

·     комплексно реализовать основной дидактический принцип наглядности;

·     реализовывать процесс обучения с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;

·     создавать оптимальные условия для программирования и контроля;

·     формировать и развивать навыки слухового самоконтроля;

·     максимально применять аналитические и имитационные способности учащихся, задействовать их внутренние ресурсы;

·     выполнять большое число активных упражнений со всеми учениками одновременно, включая говорение [4].

Место технических средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями учащихся, стилями их учебной деятельности.

Важно учитывать, что аудиовизуальные средства обучения необходимо использовать тогда, когда это методически оправданно, поскольку их применение требует от учителя дополнительного времени и усилий, часто и специальных знаний. Чрезмерное насыщение ими уроков в ущерб проработке основных идей изучаемой темы, их осмыслению, упражнениям, самостоятельным работам и т.п. приводит к нежелательным результатам [2].

Анализ эффективности использования аудиовизуальных технологий проводился во время прохождения учебной практики на уроках английского языка в прикрепленном к нам 8 «в» классе МАОУ «Саха политехнического лицея» города Якутска. Эксперимент длился в течение трех недель. Количество учащихся 27 человек.

Коллектив класса был разбит на две группы: в 1-й группе 13 учащихся (контрольная группа) и во 2-й группе 14 учащихся (экспериментальная группа).

Исследование проводилось в три этапа:

· Констатирующий этап включал в себя стандартное тестирование учащихся, которое содержит в себе только теоретическую часть грамматики, для определения уровня владения английским языком.

· На основном этапе исследования в контрольной группе была организована учебная работа 7 уроков по традиционной технологии, а в экспериментальной группе учащихся нами было разработано и проведено 7 уроков с использованием аудиовизуальных средств (познавательные и веселые видео, которые периодически выпускаются в самом известном сайте видео-ресурсов Youtube.com на канале Инглиш шоу), которые решают следующие задачи:

·     устранение излишней сложности учебного процесса;

·     внедрение форм работы на уроке, вызывающих активность всех учащихся;

·     сделать процесс обучения английскому языку интересным, познавательным.

При разработке упражнений учитывались следующие требования:

·     уровень сложности заданий находился в зоне ближайшего развития учащихся;

·     данные задания были посильны всем учащимся;

·     задания были связаны с темой урока [2].

·     На третьем, контрольном, этапе была повторно проведена диагностика уровня владения английским языком.

Результаты анализа уровня владения английским языком на контрольном этапе эксперимента показали, что среди испытуемых экспериментальной группы значительно увеличилось количество учащихся с высоким уровнем овладения английским языком. Отмечена тенденция сокращения числа учеников со средним и низким уровнем владения английским языком.

Выявим динамику изменения уровней владения английским языком среди учащихся контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента:

 

Рисунок 1. Таблица уровня владения английским языком в контрольной группе учащихся на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

 

Рассмотрим динамику изменений уровня владения английским языком в экспериментальной группе:

 

Рисунок 2. Таблица уровня владения английским языком в экспериментальной группе

 

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности использования аудиовизуальных средств на уроках английского языка.

Мы отметили, что использование аудиовизуальных средств активизирует детей, собирает внимание и настраивает на эффективную работу на уроке, способствует совершенствованию грамматических и речевых навыков.

Нами также было замечено, что использование аудиовизуальных средств вызывает интерес у всех учащихся, вследствие чего заметно повышается желание детей овладеть грамматической стороной английского языка. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что использование аудиовизуальных средств на уроках английского языка является эффективным средством формирования и совершенствования навыков английского языка.

 

Список литературы:
1. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения / О.А. Громова. – М.: ХРРС, 2012. – 302 с. 
2. Илий М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку / М.С. Илий. – М.: Проспект, 2014. – 220 с. 
3. Ляховицкий М.В. Технические средства в обучении иностранным языкам/ М.В. Ляховицкий, И.М.Кошман. – М.: Просвещение, 2011. – 381 с.
4. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н. Носкова. – СПб.: СПбГУКиТ, 2014. – 326 с. 
5. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. – М.: ИСТ-Пресс, 2015. – 301 с.