Обучение младших школьников
Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Обучение младших школьников
Аннотация. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и технологизацией учебного процесса, появилась необходимость создания новых технологий, а также методов обучения в начальной школе. Одними из решений для учителей начальной школы стали технологии деятельностного типа и интерактивные методы обучения младших школьников.
Ключевые слова: технологии, методы, урок, младший школьник, начальная школа.
Основной задачей деятельности учителя является построение учебного процесса. Реализация данной задачи требует не только соблюдения учителем требований к проведению урока, но и наличия творческого подхода, особенно в начальной школе.
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учителя стало как никогда актуальным применение новейших методов обучения, которые будут соответствовать системно-деятельностному подходу, являющемуся фундаментов организации учебного процесса на всех ступенях образования.
Интерактивные методы в полной мере соответствуют названным критериям и создают приятную атмосферу в учебном процессе.
Используя интерактивные методы, учителя отмечают продуктивный взаимообмен информацией, мнениями и путями решения возникших вопросов по типам: «ученик-ученик», «ученик-учитель», «учитель-ученик». Такой эффект возможен при применении методов, в которых подразумевается инициативность, самостоятельность и уважение мнения оппонента.
Учителями используются различные средства, чтобы привести младших школьников к осознанной деятельности.
Для этого на уроках организуются все формы работы: индивидуальная, парная и групповая, также идет работа с различными источниками информации и применяются интерактивные образовательные ресурсы.
Роль учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Основу интерактивного обучения составляет организация учебного процесса таким образом, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, размышления, поиска, открытия нового знания, они получают возможность исследования и рефлексии своих действий.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания и освоения учебного материала показывает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, и в то же время происходит обмен знаниями, идеями, результатами совместной и индивидуальной деятельности на уроке.
Особенно важно то, что происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.
Такие условия работы позволяют не только получить новое знание, но и оптимизируют познавательные способности.
В своей деятельности особенно часто учителя используют такие интерактивные методы как: метод проектов, мозговой штурм, кластеры, дискуссия, аквариум, исследователи, метод сознательных ошибок, перевёртыш.
Метод проектов предполагает самостоятельную разработку и защиту проекта.
Мозговой штурм используется для сбора мнений, при этом каждой мнение считается верным, а обсуждение происходит по завершении.
Кластеры – выделение ключевых слов в микро теме.
Дискуссия основывается на коллективном обсуждении и поиске решения.
Метод «аквариум» предлагает разыграть и проанализировать ситуацию.
Исследователям, при применении одноименного метода, предстоит, например, найти все случаи употребления конкретного слова.
Метод сознательных ошибок представляет собой поиск целенаправленно сделанных ошибок на уроке и их разбор.
Такой метод, как перевёртыш, можно организовать как определение темы путём её зашифровки или перестановки букв в словах.
Мы рекомендуем использовать интерактивные методы обучения младших школьников уже с первого класса.
Это поможет сделать учебный процесс более самостоятельным, осмысленным, логически построенным, эмоциональным (в положительной окраске) и, как следствие, более результативным.