Статья:

Влияние внедрения информационных технологий на результативность научно-исследовательской работы студентов на примере филиала технического вуза

Конференция: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Торощин А.К. Влияние внедрения информационных технологий на результативность научно-исследовательской работы студентов на примере филиала технического вуза // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(41).pdf (дата обращения: 14.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние внедрения информационных технологий на результативность научно-исследовательской работы студентов на примере филиала технического вуза

Торощин Александр Константинович
студент Лысьвенский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, РФ, г. Лысьва
Жалко Михаил Евгеньевич
научный руководитель, Лысьвенский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, РФ, г. Лысьва

 

Аннотация. В данной работе рассмотрено влияние активного использования информационных технологий на результативность научно-исследовательской работы студентов. Проведен анализ современных технологий и компетенций, оказывающих влияние на развитие научного потенциала студента.

 

Ключевые слова: информационные технологии, научно - исследовательская работа студентов, учебно - исследовательская работа студентов, образование, педагогика, технический вуз.

 

По статистике с начала 2021 года на мобильных устройствах интернет сетью пользуются 111,3 миллиона россиян в возрасте с 16 до 64 лет. Это практически 90% всех интернет пользователей в России.  Благодаря этому, появилось возможность педагогами вузов использовать информационные технологии в период всего обучения студентов.

Информационные технологии дают возможность реализовать творческие, исследовательские и игровые формы проектной педагогической деятельности, которые направленны на научно-исследовательскую работы студентов образовательных организаций.

Наиболее эффективными формами научно-исследовательской работы студентов является:

  • участие обучающихся в различных уровнях олимпиад;
  • участие обучающихся в научных и научно - практических конференциях;
  • подготовка и участие в форумной кампании в онлайн форматах;
  • участие обучающихся в внутривузовских и выше уровнях конкурсов профессионального мастерства;
  •  участие в студенческих конструкторских изобретательных бюро (лабораторий ВУЗа).

В качестве объекта исследования был выбран филиал национального исследовательского политехнического университета, расположенный в промышленном городе с населением до 100 тыс. жителей.

В филиале оуществляется подготовка по трём ступеням образования: среднее профессиональное, бакалавриат, магистратура. Подробная информация приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Характеристика направлений подготовки

Уровень

Направление

Форма

1

Высшее образование

08.03.01 (Строительство)

Очная, очно-заочная, заочная

2

09.03.01 (Информатика и вычислительная техника)

Очная, заочная.

3

13.03.02 (Электроэнергетика и электротехника)

Очная, очно-заочная, заочная

4

15.03.05 (Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств)

Очная, очно-заочная, заочная

5

22.03.02 Металлургия

очно-заочная, заочная

6

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

очно-заочная, заочная

7

44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

Очная, заочная

8

Среднее профессиональное образование

13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

Очная, заочная

9

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

Очная

10

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Очная

11

Магистратура

44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Инженерная педагогика

Очная, заочная

 

В учебный процесс НИРС внедрен не только в формате непосредственно НИРС, но и как предмет по выбору. В учебных планах основные этапы научной работы отражаются в следующих предметах: Основы исследовательской и проектной деятельности, научно-исследовательская работа студентов, учебно – исследовательская работа, основы научных исследований, методология и методы научного исследования.

Перечисленные выше учебные дисциплины включены в образовательные стандарты и должны формировать ряд компетенций, приведенных в таблице 2.

Таблица 2.

Компетенции, формируемые НИРС

Уровень

Направление/специальность

Форма

Компетенции

1

Высшее образование

08.03.01 (Строительство)

Очная, очно-заочная, заочная

ПКО-1, ПК-16

2

09.03.01 (Информатика и вычислительная техника)

Очная, заочная.

ПКО-1, ПК-16

3

13.03.02 (Электроэнергетика и электротехника)

Очная, очно-заочная, заочная

ПКО-1

4

15.03.05 (Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств)

Очная, очно-заочная, заочная

ПКО-1, ПК-16, ОПК – 4.

5

22.03.02 Металлургия

очно-заочная, заочная

ОПК – 2, ПК – 1, ПК – 2.

6

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

очно-заочная, заочная

ОПК – 1, ОПК – 3.

7

44.03.04 Профессиональное обучение(по отраслям)

Очная, заочная

ОПК – 8, ПКО – 3, ПКО – 5.

8

Среднее профессиональное образование

13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

Очная, заочная

ОК – 1,  ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 5, ОК – 6.

9

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

Очная

ПМ -02, ПМ – 04.

10

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Очная

ПМ – 01.

11

Магистратура

44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Инженерная педагогика

Очная, заочная

УК – 1, УК – 6, ОПК – 8.

 

Таким образом, можно сделать вывод o неразрывности, единоначалии и сонаправленности научно-исследовательской и учебной работы в Вузе.

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов (УИРС и НИРС) в образовательных организациях является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания будущих специалистов, способных творчески уметь решать и находить решения на разного рода задачи в специфике своего направления деятельности, а также при участии в разных мероприятиях посвященных научной работе.

В настоящее время основной проблемой студентов при участии научных мероприятиях является отдаленность от места проведения мероприятия и проживания участников. Тем самым информационные технологии позволяют участвовать студентам из разных точек страны, что повышает их шансы участвовать и побеждать в международных, всероссийских и региональных мероприятиях.

Один из примеров одного из филиалов национального исследовательского политехнического университета является, победа в выставке-конкурса исследовательских студенческих работ в рамках тематик студенческих конструкторских бюро и научно-исследовательских лабораториях, где участники в онлайн-формате защищали работы, выполненные совместно с преподавателями вузов.

Студенты в группах делятся своим опытом в данных мероприятиях и мотивируют менее активных студентов принимать участия и показывают отличные результаты на более высоких уровнях.

При использовании информационных технологий в формах НИРС, возможно повысить не только профессиональные данные студентов, но полезно взаимодействовать с компьютером.

В первую очередь студент должен быть заинтересован правильно пользоваться ПК, что принесет свои плоды и в учебной деятельности и в научно – исследовательской работе.

 

Список литературы:
1. Иванова, Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов/ Ж.Г. Иванова. - М.: Буки-Веди, 2012. – 288 с. -ISBN 5-85507-190-1;
2. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.
3. Абдулова, Л. Ш. Особенности формирования исследовательской компетентности студентов / Л. Ш. Абдулова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.- 2009.-№ 1.- С.157–162
4. Аминов, И. Б. Использование средств информационных технологий при организации научно-исследовательской работы студентов / И. Б. Аминов, Н. А. Шарапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 769-771. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25594/ (дата обращения: 04.05.2021).