Влияние внедрения информационных технологий на результативность научно-исследовательской работы студентов на примере филиала технического вуза
Конференция: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Влияние внедрения информационных технологий на результативность научно-исследовательской работы студентов на примере филиала технического вуза
Аннотация. В данной работе рассмотрено влияние активного использования информационных технологий на результативность научно-исследовательской работы студентов. Проведен анализ современных технологий и компетенций, оказывающих влияние на развитие научного потенциала студента.
Ключевые слова: информационные технологии, научно - исследовательская работа студентов, учебно - исследовательская работа студентов, образование, педагогика, технический вуз.
По статистике с начала 2021 года на мобильных устройствах интернет сетью пользуются 111,3 миллиона россиян в возрасте с 16 до 64 лет. Это практически 90% всех интернет пользователей в России. Благодаря этому, появилось возможность педагогами вузов использовать информационные технологии в период всего обучения студентов.
Информационные технологии дают возможность реализовать творческие, исследовательские и игровые формы проектной педагогической деятельности, которые направленны на научно-исследовательскую работы студентов образовательных организаций.
Наиболее эффективными формами научно-исследовательской работы студентов является:
- участие обучающихся в различных уровнях олимпиад;
- участие обучающихся в научных и научно - практических конференциях;
- подготовка и участие в форумной кампании в онлайн форматах;
- участие обучающихся в внутривузовских и выше уровнях конкурсов профессионального мастерства;
- участие в студенческих конструкторских изобретательных бюро (лабораторий ВУЗа).
В качестве объекта исследования был выбран филиал национального исследовательского политехнического университета, расположенный в промышленном городе с населением до 100 тыс. жителей.
В филиале оуществляется подготовка по трём ступеням образования: среднее профессиональное, бакалавриат, магистратура. Подробная информация приведена в таблице 1.
Таблица 1.
Характеристика направлений подготовки
№ |
Уровень |
Направление |
Форма |
1 |
Высшее образование |
08.03.01 (Строительство) |
Очная, очно-заочная, заочная |
2 |
09.03.01 (Информатика и вычислительная техника) |
Очная, заочная. |
|
3 |
13.03.02 (Электроэнергетика и электротехника) |
Очная, очно-заочная, заочная |
|
4 |
15.03.05 (Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств) |
Очная, очно-заочная, заочная |
|
5 |
22.03.02 Металлургия |
очно-заочная, заочная |
|
6 |
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов |
очно-заочная, заочная |
|
7 |
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) |
Очная, заочная |
|
8 |
Среднее профессиональное образование |
13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) |
Очная, заочная |
9 |
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы |
Очная |
|
10 |
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений |
Очная |
|
11 |
Магистратура |
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Инженерная педагогика |
Очная, заочная |
В учебный процесс НИРС внедрен не только в формате непосредственно НИРС, но и как предмет по выбору. В учебных планах основные этапы научной работы отражаются в следующих предметах: Основы исследовательской и проектной деятельности, научно-исследовательская работа студентов, учебно – исследовательская работа, основы научных исследований, методология и методы научного исследования.
Перечисленные выше учебные дисциплины включены в образовательные стандарты и должны формировать ряд компетенций, приведенных в таблице 2.
Таблица 2.
Компетенции, формируемые НИРС
№ |
Уровень |
Направление/специальность |
Форма |
Компетенции |
1 |
Высшее образование |
08.03.01 (Строительство) |
Очная, очно-заочная, заочная |
ПКО-1, ПК-16 |
2 |
09.03.01 (Информатика и вычислительная техника) |
Очная, заочная. |
ПКО-1, ПК-16 |
|
3 |
13.03.02 (Электроэнергетика и электротехника) |
Очная, очно-заочная, заочная |
ПКО-1 |
|
4 |
15.03.05 (Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств) |
Очная, очно-заочная, заочная |
ПКО-1, ПК-16, ОПК – 4. |
|
5 |
22.03.02 Металлургия |
очно-заочная, заочная |
ОПК – 2, ПК – 1, ПК – 2. |
|
6 |
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов |
очно-заочная, заочная |
ОПК – 1, ОПК – 3. |
|
7 |
44.03.04 Профессиональное обучение(по отраслям) |
Очная, заочная |
ОПК – 8, ПКО – 3, ПКО – 5. |
|
8 |
Среднее профессиональное образование |
13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) |
Очная, заочная |
ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 5, ОК – 6. |
9 |
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы |
Очная |
ПМ -02, ПМ – 04. |
|
10 |
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений |
Очная |
ПМ – 01. |
|
11 |
Магистратура |
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Инженерная педагогика |
Очная, заочная |
УК – 1, УК – 6, ОПК – 8. |
Таким образом, можно сделать вывод o неразрывности, единоначалии и сонаправленности научно-исследовательской и учебной работы в Вузе.
Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов (УИРС и НИРС) в образовательных организациях является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания будущих специалистов, способных творчески уметь решать и находить решения на разного рода задачи в специфике своего направления деятельности, а также при участии в разных мероприятиях посвященных научной работе.
В настоящее время основной проблемой студентов при участии научных мероприятиях является отдаленность от места проведения мероприятия и проживания участников. Тем самым информационные технологии позволяют участвовать студентам из разных точек страны, что повышает их шансы участвовать и побеждать в международных, всероссийских и региональных мероприятиях.
Один из примеров одного из филиалов национального исследовательского политехнического университета является, победа в выставке-конкурса исследовательских студенческих работ в рамках тематик студенческих конструкторских бюро и научно-исследовательских лабораториях, где участники в онлайн-формате защищали работы, выполненные совместно с преподавателями вузов.
Студенты в группах делятся своим опытом в данных мероприятиях и мотивируют менее активных студентов принимать участия и показывают отличные результаты на более высоких уровнях.
При использовании информационных технологий в формах НИРС, возможно повысить не только профессиональные данные студентов, но полезно взаимодействовать с компьютером.
В первую очередь студент должен быть заинтересован правильно пользоваться ПК, что принесет свои плоды и в учебной деятельности и в научно – исследовательской работе.