Статья:

Ознакомление младших школьников с геометрическим материалом с помощью конструктора «Липка»

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Николаева А.А. Ознакомление младших школьников с геометрическим материалом с помощью конструктора «Липка» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 52 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Ознакомление младших школьников с геометрическим материалом с помощью конструктора «Липка»

Николаева Анна Александровна
студент группы НО-3 ОФО, ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», РФ, г. Липецк
Тигрова Ирина Валерьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», РФ, г. Липецк

 

В данной статье рассматривается проблема ознакомления учащихся начальных классов с геометрическим материалом с использованием авторской игры «Конструктор Липка». Главная цель показать, как можно применять на уроках элементы данной игры. Выявлена и обоснована необходимость применения конструирования при изучении пропедевтического курса геометрии в начальных классах.

Проблема развития математических способностей детей всегда была актуальна для дошкольного и школьного образования, но особую значимость приобрела в связи с принятием в 2013 году Концепции развития математического образования в РФ. «Система учебных программ математического образования в начальных классах должна обеспечить широким спектром математической активности обучающихся на уроках с помощью решения логических и арифметических задач, построения алгоритмов в визуальной и игровой среде» [3].

Разнообразие математической активности учащихся прослеживается при изучении пропедевтического курса геометрии в начальной школе. Актуальность формирования геометрических представлений обсуждается педагогической общественностью уже более века. Фактически геометрический материал не выделяется в программе и в реальном процессе обучения в качестве самостоятельно раздела, однако главная цель изучения основ геометрии заключается в развитии пространственных представлений у детей. Важно научить школьника изучать, различать и изображать геометрические фигуры как в тех случаях, когда каждая из них предлагается им в изолированном виде, так и в тех, когда знакомая фигура представляет собой части другой, составлять фигуры из нескольких данных.

Основные задачи изучения геометрического курса в начальных классах заключаются в том, чтобы создать условия для развития у учащихся мыслительных процессов, восприятия, воображения, научить обобщать, сравнивать, классифицировать свойства геометрических фигур, сформировать навыки черчения и измерения, конструирования и преобразования фигур, что в дальнейшем поможет при подготовке к успешному изучению систематического курса геометрии.

На уроках математики в начальной школе мы предлагаем применять конструктивные методы для ознакомления с геометрическим материалом. С помощью конструирования развиваются познавательные способности и творческое мышление. Конструирование позиционируется сегодня как универсальная деятельность, имеющая большой развивающий потенциал. Многие исследователи, в частности, А.Н. Давидчук, Л.Р. Лурия, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Л.В. Куцакова, Н.Н. Ширяева отмечали, что конструктивная деятельность обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей [1].

Психологи и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Благодаря конструированию у школьников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой, таким образом, у учащихся развивается творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности.

На уроках математики при изучении геометрических фигур мы предлагаем использовать нестандартную авторскую игру «Конструктор Липка», разработчиками которой являются воспитатель Николаева Е. В. и методист Соетова О. А. ДОУ № 96 г. Липецка. Авторы данной игры представили свой опыт на конкурсе «Воспитатель года». Идея нас заинтересовала и мы решили перенять опыт педагогов и попробовать воплотить его на уроках математики в начальных классах.

 «Конструктор Липка» – развивающая игра, которая состоит из набора фигур (деталей конструктора), выполненных из фетра. Фетр – уникальный материал, обладающий гибкостью бумаги, но более прочный. Он прекрасно держит форму, поэтому из него можно делать как плоскостные, так и объемные постройки. Детали данного конструктора соединяются с помощью липкой текстильной застежки – липучки, действующей по принципу репейника.

«Конструктор Липка» может быть использован в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Известно, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка была игра, но в связи с поступлением в школу игра сменяется учением. Однако к началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей значимости, а наоборот обретает содержательный и целенаправленный характер. Через игру ребенку проще адаптироваться к восприятию учебного материала. В процессе работы дети самостоятельно моделируют геометрические фигуры и тела, познают их свойства с помощью осязания. Учащиеся, составляя геометрические узоры из различных фигур, сталкиваются с большим разнообразием их форм.

У младших школьников особенно выражен интерес к техническому творчеству. Именно конструирование позволяет пробудить в ребёнке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла.

Данная игра обладает широким спектром возможностей:

·     знакомство учащихся с формой, цветом, размером;

·     развитие логического мышления, представления о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации);

·     воспитание самостоятельности, инициативности и настойчивости в достижении цели;

·     развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию;

·     развитие речи.

Опираясь на данную игру, мы разработали следующие задания.

Для первой группы заданий необходимо подготовить для каждого ученика индивидуальный набор из геометрических фигур, в который входят два квадрата, два прямоугольника, два овала, два круга и два треугольника (пары фигур отличаются по цвету и размеру). Затем все фигуры из комплекта выкладываются вразброс на фетровое полотно.

Задание № 1. Уберите маленькие геометрические фигуры зеленого цвета, которые имеют 4 угла. Назовите эти фигуры. Перечислите фигуры, которые остались на панно.

Задание № 2. Уберите геометрические фигуры, у которых нет углов. Назовите их. Опишите эти фигуры.

Задание № 3. Распределите геометрические фигуры на поверхности так, чтобы большие фигуры оказались слева, а маленькие справа.

Задание № 4. Сгруппируйте геометрические фигуры по цвету.

В наборе может быть больше геометрических фигур, отличающихся не только цветом и размером, но и количеством углов. Задания могут упрощаться или усложнятся с учетом знаний и способностей учащихся.

Вторая группа заданий основана на восточной головоломке танграм. Танграм состоит из фигур, которые получились при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают человека, животных и различные предметы. Задания такого рода научат детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части, составлять из элементов заданную модель, а самое главное – логически мыслить.

Задание № 1. Соберите квадрат из геометрических фигур. Назовите какие геометрические фигуры использовали вы, чтобы собрать квадрат.

Задание № 2. Расположите геометрические фигуры так, чтобы из квадрата получился треугольник. Посчитайте геометрические фигуры, из которых состоит треугольник.

Задание № 3. Расположите геометрические фигуры так, чтобы из треугольника получился прямоугольник. Посчитайте геометрические фигуры. Изменилось ли количество фигур?

Головоломка танграм – очень увлекательная игра. Но стоит помнить, что не сразу все дети справятся с ней и поэтому с некоторыми детьми приходиться работать индивидуально. Время выполнения задания может затянуться. Степень сложности заданий должна соответствовать умственным способностям учащихся.

Таким образом, использование в работе с младшими школьниками конструктора «Липка» на уроках математики дало хорошие результаты, а именно у детей активизировались мыслительные процессы, познавательная мотивация, повысился интерес к математике, учащиеся стали проявлять инициативу, повысилась их речевая активность, улучшилась общая моторика и координация.

 

Список литературы:
1. Давидчук А.Н. Методические рекомендации по обучению конструированию детей 4–7 лет. / А.Н. Давидчук. – М.: 1985. – 48с.
2. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. / Н.Б. Истомина. – М.: Академия, 2001г. – 288 с.
3. Концепция развития математического образования [Текст]: Правительство Российской Федерации распоряжение от 24 декабря 2013 г. № // Собрание законодательства. – 2013. – № 2506-р. – С. 5.