Статья:

Влияние мультфильмов на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гололобова А.М. Влияние мультфильмов на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(48). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(48).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние мультфильмов на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Гололобова Анна Михайловна
студент 4 курса Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга

 

Старший дошкольный возраст считается важным этапом личностного развития человека, формирования его самооценки. Заметное влияние на ребенка в данный период оказывает окружающая медиа среда, важным компонентом которой являются мультфильмы, способные оказывать как положительно, так и отрицательное воздействие. В статье рассматривается влияния мультфильмов на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Все существующие в настоящее время разнообразные факторы, влияющие на развитие и воспитание подрастающего поколения можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные факторы. Нецеленаправленных факторов становится все больше, это уже не только окружающая природа, улица, друзья, искусство, но и огромное множество медиа факторов.

В современное время активного развития информационных технологий, появления разнообразных и общедоступных гаджетов, ребенок с самого раннего возраста попадает в активную, а иногда даже агрессивную медиа среду, представленную телевидением, интернетом, средствами массовой информации. По мере взросления ребенка влияние этих нецеленаправленных факторов воспитания только увеличивается, уменьшая тем самым долю влияния целенаправленных. К старшему дошкольному возрасту это становиться серьезной проблемой, поскольку именно в этом возрасте идет активное познание мира, формируется самосознание и самооценка ребенка, появление ценностных ориентиров и мировоззрения [2, с.34].

Современная медиа среда включает в себя разнообразные современные технологии и средства массовой информации, с которыми старший дошкольник соприкасается каждый день. Одним из основных и важных компонентов медиа среды, оказывающим заметное влияние на личностное развитие старшего дошкольника, являются мультипликационные фильмы.

Мультфильмы могут стать хорошим подспорьем в воспитании детей. Они расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми ситуациям и явлениями, показывают примеры поведения, учат не сдаваться, бороться и справляться с трудностями, что способствует более успешной социализации старших дошкольников, поскольку дети учатся, подражая. Мультфильмы формируют у детей оценочное отношения к миру, понимание причинно-следственных связей, расширяют кругозор, развивают память и мышление, эстетический вкус, чувство юмора, помогают реализовать эмоциональные потребности. Через мультфильмы старший дошкольник усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели, к сожалению, в современных мультфильмах часто этим способом становится агрессия [3,с.62].

Сюжеты мультфильмов знакомят старшего дошкольника с понятиями «хорошо» и «плохо», учат тому, какие последствия бывают от неправильных действий персонажа мультфильма и к каким положительным результатам могут привести их правильные поступки. Все вышеперечисленное напрямую влияет на формирование у старшего дошкольника самооценки.

Обращая внимание на понравившихся героев, их поступки, отношения с другими людьми, ребенок вольно или невольно сравнивает себя с этими героями. Через сравнение себя с любимым героем старший дошкольник учится позитивно воспринимать самого себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. Это обстоятельство следует расценивать как важный этап в развитии самосознания старшего дошкольника. Психолог Т.Д. Марцинковская отмечает, что новая идентичность, если она формируется в процессе эстетического восприятия, становится основой тех новых смыслов, новых образов, которые входят в сознание человека и вызывают эмоции к героям и к самому себе [1, с. 58]. При сравнении себя с понравившимся героем у старшего дошкольника формируется образ, идеал, к которому ему постоянно хочется стремиться. Именно через идентификацию с любимым персонажем у старшего дошкольника восприятие самого себя, формируется самооценка.

Нельзя однозначно утверждать, вредно или нет, смотреть мультфильмы. С одной стороны мультфильмы яркие, образные, зрелищные, захватывающие все внимание детей, способствующие формированию первичных представлений о добре и зле, эталонах хорошего и плохого поведения. С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном западные, большая часть которых не безвредна для формирующегося самосознания старшего дошкольника. Часто сюжеты таких мультфильмов выстроены педагогически, психологически и этически безграмотно, без учета какой-либо возможности вредного воздействия на ребенка. Многие из них наполнены жестокостью и демонстрацией агрессивных моделей поведения, сценами насилия и драками. «Зло» сопровождается красивыми, яркими и запоминающимися образами, отрицательные герои внешне привлекательны, красиво одеты и живут в красивых помещениях, это делается для того, чтобы мультфильм притягивал внимание подрастающего поколения. Поскольку старший дошкольный возраст является периодом активного формирования сознания ребенка, то воздействие мультфильмов в этот период способно оказать либо неоценимую пользу, либо нанести непоправимый вред.

Ольшанский Д.В. в своей книге «Психология масс» выделяет три механизма воздействия на человека, помогающие понять механизм влияния мультфильмов на детей старшего дошкольного возраста, это заражение, внушение и подражание [5, с. 50]. В современной социальной психологии под заражением понимается процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, протекающий на психофизиологическом уровне. Если один субъект заражает, то другой объект заражается и в результате начинает подражать тому, кто его заразил [5, с. 51]. Мультфильмы наполнены яркими, завораживающими образами, веселой, громкой музыкой, захватывающим для детей сюжетом. Дети попадают под влияние всего этого, эмоционально включаются в происходящее на экране, начинают сопереживать героям, «заражаются» их словами, чувствами и идеями, действиями и поступками, срабатывает механизм «заражения». Именно поэтому один из самых популярных, современных мультфильмов среди детей и их родителей «Маша и медведь» при более близком рассмотрении не так уж и безобиден. Главная героиня мультфильма веселая, обаятельная и заводная Маша по задумке является положительным персонажем. Но, что же можно ожидать от обычного ребенка эмоционально «зараженного» психологией главной героини?! Пожалуй, только желание закатить истерики и капризы, разрушить все вокруг, навязывать свое мнение и эксплуатировать окружающих. Задача взрослого стать цензором для ребенка в этой ситуации и не запрещать просмотр подобных мультфильмов, а организовать просмотр совместно с ребенком, в процессе объяснять, почему Маша ведет себя плохо и почему нельзя вести себя так же как Маша, почему вести себя хорошо лучше, чем вести себя плохо.

Внушение – это психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Воздействуя на человека вербальными или невербальными средствами, у ребенка можно вызвать определенные состояния, создать некоторые ощущения, сформировать представления, возбудить эмоциональные состояния и даже волевые побуждения [5, с. 56]. Мультипликационные фильмы, действуя через подсознание, с успехом справляются с этим. Например, через показ мультфильма может быть внушено состояние радости, покоя, оптимизма и творческого воодушевления, а также состояние тревоги, паники, возбуждения. Мультфильмы с позитивным, добрым, а главное поучительным сюжетом могут внушить желание беречь природу, заботиться о ближних, так же они могут внушить чувство неловкости за свое поведение, чувство гордости за свои хорошие поступки и так далее.

Следующий механизм – это «подражание». По своей сути подражание в целом всегда является подражанием действию, поступкам, мимике и пантомимике, одежде, речи. Уровень сознания у детей, естественно, ниже, чем у взрослых людей. Когда ребенок не может чего- то сделать сам, ему значительно проще подражать другому, более значимому для него человеку, чаще всего в этой роли выступает взрослый. В настоящее время, в связи с тем, что дошкольники большую часть свободного времени проводят у экранов телевизоров, образцы для подражания они начинают находить там же. Любимые герои мультфильмов становятся для них значимыми и важными, и выступают для развивающегося детского сознания образцом для подражания. После просмотра мультфильма ребенок воспроизводит в игре некоторые действия понравившихся персонажей, их реакции, и часто даже целые сюжетные линии, увиденные на экране. Отдельные образцы поведения любимых героев, получив социальное подкрепление в ближайшем окружении ребенка, становятся уже постоянным личностным качеством ребенка.

Формирующееся самосознание будущего школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образах, которые олицетворяют усваиваемые им идеалы и влияют на формирование личностных качеств ребенка. В советские времена сложилась стойкая система воспитания детей на основе примера, доступного для подражания. Огромное воспитательное воздействие отводилось литературным героям, примерам жизни и деятельности выдающихся современников – героев революции, труда, войны, космоса, полярников, деятелей науки и культуры. Про этих людей писались книги, снимались кинофильмы и мультфильмы [1, с. 111].

В настоящее время в окружении дошкольника недостаточно примеров для подражания, даже в ближайшем окружении ему сложно найти так необходимые для его личностного развития примеры. Родители, бабушки и дедушки заняты работой, порой им приходиться разрываться между двумя-тремя работами. У молодых семей есть еще и другая проблема – это общение в социальных сетях или компьютерные игры. Чтобы ребенок не мешал виртуальному общению, родители включают телевизор, дают ребенку планшет или смартфон. И тогда именно персонажи любимых мультфильмов превращаются в главные источники для примера и начинают оказывать воспитательное воздействие на личностное развитие ребенка.

Казалось бы, что плохого в мультфильмах?! Они такие яркие, красивые, веселые и главное так нравятся детям! Но взрослые зачастую недооценивают влияние тех или иных мультфильмов на развитие ребенок и формирование его личностных качеств, в том числе и самооценки. А ведь просмотр мультипликационного фильма может, как способствовать формированию личности ребенка, так и, наоборот, препятствовать.

Мультфильмы с «правильным» содержанием оказывают положительное влияние на развитие у старшего дошкольника сознательности и моральных чувств и норм поведения, как основы для формирования нормальной адекватной самооценки. При просмотре «правильных» мультфильмов у старшего дошкольника появляется возможность наблюдать и главное анализировать образцы мужества и патриотизма, доброты и отзывчивости, трудолюбия и добросовестности, культуры взаимоотношений между людьми и примерять данные образы на себя. Ребенок после просмотра отчетливее осмысливает сущность и содержание вышеперечисленных качеств, которые в свою очередь являются одним из механизмов, помогающих в формировании правильной самооценки [7, с. 50].

Большое значение в формировании у старшего дошкольника самооценки имеет усвоение им норм и правил поведения, для этого важно развитие у старшего дошкольника чувств гордости и стыда, которые, в свою очередь, побуждают ребенка сообразовывать свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых. Дошкольник хочет испытывать чувство гордости не только по поводу выполнения одобряемого взрослыми действия, но и по поводу собственных положительных, качеств (смелости, правдивости, готовности поделиться с другими). Он как бы примеряет свое поведение к положительно оцениваемым образцам, понимая, что сходство с ними дает ему основания гордиться собой. Возникновение чувства стыда возникает в тех случаях, когда ребенок сам понимает, что поступил не так, как от него ожидали, нарушил правило, отступил от положительно оцениваемого образца (ребенок стыдится проявлений трусости, грубости, жадности, невежливости) [4, с. 83].

Так же следует отметить, что самое благоприятное воздействие на формирование нормальной самооценки у старшего дошкольника имеют мультфильмы, где главные герои не просто наделены определенными положительными качествами, но и могут допускать те или иные ошибки, промахи и неблаговидные поступки. Главное, чтобы эти герои осознали, что их поступки не правильны и попытались исправить то, что натворили, своим примером показывая адекватность к успехам и неудачам. Для формирования адекватной самооценки у ребенка должно появиться ощущение того, что любой человек, и он в том числе, может совершать ошибки, что совершая ошибки или нелицеприятные проступки, ребенок не становится автоматически плохим, у него всегда есть возможность все исправить, благодаря чему у него снижается тревожность, что способствует нормализации самооценки.

Многие герои современных мультфильмов обладают теми или иными «сверхрвозможностями». Эти герои всегда и во всем должны быть лучше (лучше других, лучше самых лучших и так далее). В старшем дошкольном возрасте эта тенденция порождает несколько феноменов: а) появляется постоянная потребность в сравнении с другими; б) происходит постоянный поиск возможностей превзойти других; в) формируется чувство превосходства над другими или чувство собственной неполноценности.

Суммируя вышесказанное можно сказать, что мультфильмы являются нецеленаправленным фактором, влияющие на развитие ребенка. Влияние мультфильмов на самооценку старшего дошкольника основывается на их возрастной склонности к подражанию. Через них ребенок усваивает моральные чувства и модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели, с понятиями «хорошо» и «плохо», учат тому, какие последствия бывают от неправильных действий и к каким положительным результатам могут привести их правильные поступки. Все вышеперечисленное влияет на формирование самооценки старшего дошкольника. Выделяют три механизма воздействия мультфильмов на детей, это механизмы заражения, внушения и подражания. Не все мультфильмы несут в себе положительный воспитательный потенциал. Мультфильмы по-разному воздействуют на формирование самооценки у старшего дошкольника. Можно говорить о том, что советские мультфильмы в большей степени способны оказать положительное влияние на самооценку ребенка, чем современные отечественные и зарубежные мультфильмы.

 

Список литературы:
1. Бабинский Ю.К. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабинский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабинского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988. – 479 с.
2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии, 2001. №4, С. 31–38.
3. Бурухина А.Ф. Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми // Воспитатель ДОУ 2012. №10. – С. 60–71.
4. Лалетина А. Ф Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов [Текст] / А. Ф. Лалетина // Начальная школа плюс До и После. – 2010. №08, – С. 82–87.
5. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер. – 2002. – 368 с. 
6. Смирнова Е.О., Соколова М. Мультфильмы для дошкольников: как их правильно выбрать // Дошкольное воспитание – 2014 №5 – С. 19–24.
7. Тимошина И. Н, Морозова А. В. Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2013. №5. – С. 49–59.
8. Шестопалова Е. Телевизионные мультипликационные сериалы для детей: формирование личности и социальной направленности // Дошкольное воспитание. – 2014. №5 – С.25–32.