Статья:

Значение декоративно-прикладного искусства в современном образовательном процессе

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Литвиненко В.А. Значение декоративно-прикладного искусства в современном образовательном процессе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 118 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Значение декоративно-прикладного искусства в современном образовательном процессе

Литвиненко Виктория Александровна
студент, Тобольский педагогический институт имени Д.И.Менделеева» (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, г. Тобольск
Давалева Дина Акрамовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, г. Тобольск

 

На современном этапе развития художественного образования одним из ведущих направлений является формирование творчески развитой личности с устойчивыми ценностными ориентациями. В решении данной проблемы особую значимость приобретает использование возможностей декоративно-прикладного искусства как неиссякаемого источника духовно-нравственных и эстетических ценностей, позволяющего воспитывать у обучающихся культуру созерцания окружающей действительности, развивать творческое отношение к ней.

Особое внимание изучению декоративно-прикладного искусства уделяется в трудах ученых В.А. Барадулина, В.С. Кузина, М.А. Некрасовой, Б.М. Неменского, И.Н. Полынской, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой, которые выявили его значимость в решении проблем художественного образования: в формировании ценностных ориентаций, художественного вкуса, активизации и развитии творческих начал личности.

Кроме того, приобщение к декоративному искусству позволит учащимся осмыслить уникальность искусства родного края, понять его специфику. «Закон об образовании Российской Федерации» ориентирует на активное внедрение в учебно-воспитательный процесс регионального искусства, что будет способствовать совершенствованию художественного образования детей и молодежи.

Западно-Сибирский регион богат культурным наследием, в том числе и в области декоративно-прикладного искусства. Это косторезный промысел, ковроткачество, домовая резьба, урало-сибирская роспись. Чтобы сохранить и развивать традиции, укрепить связи между прошлым и настоящим Западно-Сибирского региона, необходимо знакомить с ним подрастающее поколение.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс регионального искусства предполагает рассмотрение сущности декоративно-прикладного искусства. А.С. Максяшин рассматривает декоративно-прикладное искусство как часть декоративного искусства, охватывающего все виды художественной деятельности людей, вносящего красоту в обыденную обстановку их жизни [5]. В работах В.Б. Кошаева подчеркивается, что декоративно-прикладное искусство проявляется в общих традициях оформления отдельного предмета, в целом интерьера и экстерьера архитектурных сооружений [4].

Произведения декоративно-прикладного искусства, обладающие особенной непосредственностью и художественной цельностью, неотделимы от своего времени, в котором они были созданы. Декоративное искусство связано с оформлением предметов, окружающих человека, гармонично сочетающих в себе утилитарные функции и эстетические качества. А.Б. Салтыков подчеркивает, что значение окружающих человека вещей не ограничивается только практическим, узкоутилитарным употреблением. Будучи связаны с удовлетворением тех или иных потребностей, они всегда вызывают у зрителя различные чувства и мысли, несут в себе какое-либо психологическое содержание [12].

Важная особенность декоративно-прикладных произведений – декоративность, трактуемая как качественная особенность произведения и определяемая его композиционно-пластическим строем и выступающая как форма выражения красоты, содержания и художественной образности [7]. Данная особенность формирует такие свойства декоративно-прикладного искусства, как условность, непосредственность, праздничность, наивность [10]. Декоративно-прикладное искусство имеет ряд особенностей: целостность, объясняемая вниманием к главному; эмоциональность; преображение натуры.

Рассматривая особенности прикладного искусства Западной Сибири исследователи (В.А. Барадулин, А.С. Максяшин, Н.И. Сезева) выделяют добротность, лаконизм форм, умение мастеров раскрыть эстетические особенности природных материалов, единство формы, материала и декора в произведении.

Вопросам приобщения к декоративному искусству посвящены труды В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой. В них идет речь о нравственном образовании, ибо искусство «приобщает нас к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей, к находкам, к ошибкам, к вечной изменяемости этих поисков от века к веку, от народа к народу, от одной общественной группы к другой» [6].

Подчеркивая важность обращения учащихся к традициям, С.И. Гессен, говорит: «Усвоить наследие отцов, сохранить его от забвения и разрушения можно, не пассивно его воспринимая, но активно продолжая работу предков, разрешая все глубже и глубже поставленные ими задачи... Только творческая работа над теми же заданиями, которые предстояли и нашим предкам, осуществляет чудо сохранения прошлого», отражая в художественно-эстетическом воспитании все три вектора пространства и времени – прошлого, настоящего, будущего [2].

На сегодняшний день наметился большой интерес к проблеме воспитательного воздействия декоративно-прикладного искусства, сферам его влияния на формирование личности. Педагогический потенциал декоративного искусства изучали И.Я. Богуславская, Н.Н. Ростовцев, Е.Н. Губанова. И.Я. Богуславская, говоря о необходимости приобщения учащихся к народному искусству, отмечает, что характерные особенности произведений народного прикладного искусства созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми [1]. По убеждению Н.Н. Ростовцева, занятия декоративным рисованием служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности учащихся, развития эстетических чувств, привлечения их к общественно полезной работе [11]. По мнению Е.Н. Губановой, приобщение современного человека к прикладному искусству своего народа значимо для нравственно-патриотического и художественно-эстетического воспитания, потому что на этой основе вырастает уважение к своей Родине, происходит возрождение национального самосознания [8]. Обращаясь к проблемам художественно-нравственного воспитания детей на образцах народного искусства, В.Н. Полунина подчеркивает его важность в воспитании осознанных нравственных связей с родной землей, уважения к талантливому труду мастеров [9].

По мнению Д.А. Давалевой, наряду с воспитательными возможностями декоративно-прикладного искусства, приобщение к ценностям декоративного искусства «создает благоприятный климат для развития восприятия и понимания художественных качеств произведений, языка художественной формы, видения средств художественной выразительности». Автор подчеркивает, что «активное включение декоративно-прикладного искусства в учебный процесс побуждает к творческой деятельности, формирует оценочные суждения, создавая условие для развития художественного вкуса» [3].

Изучение основ декоративно-прикладного искусства, и в частности искусства своего региона в художественном образовании – довольно сложный, многоступенчатый процесс, требующий дифференцированного подхода. Реализация этого процесса возможна при решении таких задач, как развитие осознания самобытности местной культуры; формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственных региональному искусству; развитие творческих способностей на основе региональных художественных традиций. Следовательно, приобщение к декоративно-прикладному искусству должно включать восприятие произведений мастеров декоративного искусства, направленное на постижение его языка и средств художественной выразительности; организацию практической художественной деятельности, позволяющей усвоить единство материала, формы и декора в произведении декоративного искусства и технологию его создания.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство обладает большими педагогическими возможностями, поскольку оно является источником познания, углубляя представлений об истории, культуре своего народа, свойствах и принципах декоративной композиции, пробуждая эмоционально-чувственную сферу учащихся и способствуя пониманию ими законов красоты. Занятия декоративным искусством способствуют обогащению духовного и чувственного мира обучающегося, открыв пред ним мир красок, художественных образов.

 

Список литературы:
1. Богуславская, И. Я. Русское народное искусство [Текст] / И.Я. Богуславская. – Л.: Советский художник, 1968. – 160 с. 
2. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / С. И. Гессен / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
3. Давалева, Д.А. Особенности восприятия подростками произведений декоративно-прикладного искусства [Текст] / Д.А. Давалева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (62): в 4-х ч. Ч. II. – С. 80.
4. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития [Текст]: учеб. пособ. для студ. вузов / В.Б. Кошаев. М.: ВЛАДОС, 2010. – 272 с.
5. Максяшин А.С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание [Текст]: учебное пособие / А.С. Максяшин. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. – 44 с.
6. Неменский, Б. М. Искусство. Культура. Образование [Текст]: цикл бесед / Б. М. Неменский. – М.: Центр ХКО, 1993. – С. 23. 
7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – 22-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1990. – 921 с. 
8. Педагогика искусства – [Электронный ресурс]: электронный научный журнал учреждений российской академии образования «Институт художественного образования». – Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine (дата обращения 12.10.2016).
9. Полунина, В.А. Искусство и дети [Текст] / В.А. Полунина. – М., 1982. – 77 с.
10. Рондели, Л. Д. Декоративно-прикладное искусство [Текст] / Л. Д. Рондели. – М.: Просвещение, 1984. – 143 с.
11. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст]: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н.Н. Ростовцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1998 . – 250 с.
12. Салтыков Б.А. Избранные труды [Текст] / Б.А. Салтыков. – М: Сов. Художник, 1962. – 728 с.