Значение декоративно-прикладного искусства в современном образовательном процессе
Секция: Педагогика
XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Значение декоративно-прикладного искусства в современном образовательном процессе
На современном этапе развития художественного образования одним из ведущих направлений является формирование творчески развитой личности с устойчивыми ценностными ориентациями. В решении данной проблемы особую значимость приобретает использование возможностей декоративно-прикладного искусства как неиссякаемого источника духовно-нравственных и эстетических ценностей, позволяющего воспитывать у обучающихся культуру созерцания окружающей действительности, развивать творческое отношение к ней.
Особое внимание изучению декоративно-прикладного искусства уделяется в трудах ученых В.А. Барадулина, В.С. Кузина, М.А. Некрасовой, Б.М. Неменского, И.Н. Полынской, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой, которые выявили его значимость в решении проблем художественного образования: в формировании ценностных ориентаций, художественного вкуса, активизации и развитии творческих начал личности.
Кроме того, приобщение к декоративному искусству позволит учащимся осмыслить уникальность искусства родного края, понять его специфику. «Закон об образовании Российской Федерации» ориентирует на активное внедрение в учебно-воспитательный процесс регионального искусства, что будет способствовать совершенствованию художественного образования детей и молодежи.
Западно-Сибирский регион богат культурным наследием, в том числе и в области декоративно-прикладного искусства. Это косторезный промысел, ковроткачество, домовая резьба, урало-сибирская роспись. Чтобы сохранить и развивать традиции, укрепить связи между прошлым и настоящим Западно-Сибирского региона, необходимо знакомить с ним подрастающее поколение.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс регионального искусства предполагает рассмотрение сущности декоративно-прикладного искусства. А.С. Максяшин рассматривает декоративно-прикладное искусство как часть декоративного искусства, охватывающего все виды художественной деятельности людей, вносящего красоту в обыденную обстановку их жизни [5]. В работах В.Б. Кошаева подчеркивается, что декоративно-прикладное искусство проявляется в общих традициях оформления отдельного предмета, в целом интерьера и экстерьера архитектурных сооружений [4].
Произведения декоративно-прикладного искусства, обладающие особенной непосредственностью и художественной цельностью, неотделимы от своего времени, в котором они были созданы. Декоративное искусство связано с оформлением предметов, окружающих человека, гармонично сочетающих в себе утилитарные функции и эстетические качества. А.Б. Салтыков подчеркивает, что значение окружающих человека вещей не ограничивается только практическим, узкоутилитарным употреблением. Будучи связаны с удовлетворением тех или иных потребностей, они всегда вызывают у зрителя различные чувства и мысли, несут в себе какое-либо психологическое содержание [12].
Важная особенность декоративно-прикладных произведений – декоративность, трактуемая как качественная особенность произведения и определяемая его композиционно-пластическим строем и выступающая как форма выражения красоты, содержания и художественной образности [7]. Данная особенность формирует такие свойства декоративно-прикладного искусства, как условность, непосредственность, праздничность, наивность [10]. Декоративно-прикладное искусство имеет ряд особенностей: целостность, объясняемая вниманием к главному; эмоциональность; преображение натуры.
Рассматривая особенности прикладного искусства Западной Сибири исследователи (В.А. Барадулин, А.С. Максяшин, Н.И. Сезева) выделяют добротность, лаконизм форм, умение мастеров раскрыть эстетические особенности природных материалов, единство формы, материала и декора в произведении.
Вопросам приобщения к декоративному искусству посвящены труды В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой. В них идет речь о нравственном образовании, ибо искусство «приобщает нас к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей, к находкам, к ошибкам, к вечной изменяемости этих поисков от века к веку, от народа к народу, от одной общественной группы к другой» [6].
Подчеркивая важность обращения учащихся к традициям, С.И. Гессен, говорит: «Усвоить наследие отцов, сохранить его от забвения и разрушения можно, не пассивно его воспринимая, но активно продолжая работу предков, разрешая все глубже и глубже поставленные ими задачи... Только творческая работа над теми же заданиями, которые предстояли и нашим предкам, осуществляет чудо сохранения прошлого», отражая в художественно-эстетическом воспитании все три вектора пространства и времени – прошлого, настоящего, будущего [2].
На сегодняшний день наметился большой интерес к проблеме воспитательного воздействия декоративно-прикладного искусства, сферам его влияния на формирование личности. Педагогический потенциал декоративного искусства изучали И.Я. Богуславская, Н.Н. Ростовцев, Е.Н. Губанова. И.Я. Богуславская, говоря о необходимости приобщения учащихся к народному искусству, отмечает, что характерные особенности произведений народного прикладного искусства созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми [1]. По убеждению Н.Н. Ростовцева, занятия декоративным рисованием служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности учащихся, развития эстетических чувств, привлечения их к общественно полезной работе [11]. По мнению Е.Н. Губановой, приобщение современного человека к прикладному искусству своего народа значимо для нравственно-патриотического и художественно-эстетического воспитания, потому что на этой основе вырастает уважение к своей Родине, происходит возрождение национального самосознания [8]. Обращаясь к проблемам художественно-нравственного воспитания детей на образцах народного искусства, В.Н. Полунина подчеркивает его важность в воспитании осознанных нравственных связей с родной землей, уважения к талантливому труду мастеров [9].
По мнению Д.А. Давалевой, наряду с воспитательными возможностями декоративно-прикладного искусства, приобщение к ценностям декоративного искусства «создает благоприятный климат для развития восприятия и понимания художественных качеств произведений, языка художественной формы, видения средств художественной выразительности». Автор подчеркивает, что «активное включение декоративно-прикладного искусства в учебный процесс побуждает к творческой деятельности, формирует оценочные суждения, создавая условие для развития художественного вкуса» [3].
Изучение основ декоративно-прикладного искусства, и в частности искусства своего региона в художественном образовании – довольно сложный, многоступенчатый процесс, требующий дифференцированного подхода. Реализация этого процесса возможна при решении таких задач, как развитие осознания самобытности местной культуры; формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственных региональному искусству; развитие творческих способностей на основе региональных художественных традиций. Следовательно, приобщение к декоративно-прикладному искусству должно включать восприятие произведений мастеров декоративного искусства, направленное на постижение его языка и средств художественной выразительности; организацию практической художественной деятельности, позволяющей усвоить единство материала, формы и декора в произведении декоративного искусства и технологию его создания.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство обладает большими педагогическими возможностями, поскольку оно является источником познания, углубляя представлений об истории, культуре своего народа, свойствах и принципах декоративной композиции, пробуждая эмоционально-чувственную сферу учащихся и способствуя пониманию ими законов красоты. Занятия декоративным искусством способствуют обогащению духовного и чувственного мира обучающегося, открыв пред ним мир красок, художественных образов.