Использование познавательных игр в непосредственно познавательной деятельности старших дошкольников
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Использование познавательных игр в непосредственно познавательной деятельности старших дошкольников
В статье изложены результаты опытно-экспериментальной работы по использованию познавательных игр в развитии познавательной деятельности старших дошкольников.
На современном этапе важным звеном общественного развития является система образования в целом, и дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении.
В ответ на вызовы современной ситуации в общих положениях ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») законодательно закреплены принципы дошкольного образования. Среди них важное место занимает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Характеризуя формы реализации этих требований, отмечается, что должны использоваться специфические и присущие для детей данной возрастной группы. Прежде всего, это формы игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей всестороннее развитие ребенка.
Вместе с тем, темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению форм и методов обучения старших дошкольников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.
Таким образом, существует противоречие между насыщенностью образовательной среды дошкольной организации и семьи и недостаточным представлением со стороны взрослых о её использовании; между проявлением потребности у детей в получении информации и недостаточной активностью в организации познавательного общения со стороны взрослых.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в практике, определили выбор темы исследования.
Исследование уровня развития познавальной деятельности старших дошкольников проведено в 2017 году на базе лаборатории «Антропологические основы личностного развития ребенка» по направлению психолого-педагогические основы личностного развития ребенка (Филиал СГПИ в г. Буденновске) [1,4].
В эксперименте приняли участие старшие дошкольники в количестве 22 человека, родители, воспитатели. Методами и приемами констатирующего эксперимента стали беседа, наблюдение, анкетирование, диагностические методики, предложенные Э.А.Барановой, были сформированы экспериментальная и контрольная группы и проведена диагностика [2].
По итогам анализа уровня сформированности познавательного интереса старших дошкольников сделаны ряд выводов относительно детей, которые входят в экспериментальную группу, что важно для правильной постановки задач формирующего эксперимента:
1. В недостаточной степени развиты у детей такие качества как познавательная направленность интересов и мотивационные предпочтения в выборе деятельности. Дети проявили относительно низкий уровень обращения к наставникам с познавательными вопросами, что свидетельствует о дисбалансе в познавательной сфере детей, снижении любознательности старших дошкольников. Кроме того, для детей со средним уровнем развития познавательной мотивации, которых в экспериментальной группе оказалось 45,5% (5 человек), характерно проявление познавательной активности конструктивно-пробовательного содержания, что говорит о недостаточном внимании к развитию познавательного интереса со стороны взрослых – педагогов и родителей. Результаты выбора деятельности «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер) показали, что у 36,3% обследуемых детей экспериментальной группы преобладает неустойчивая познавательная мотивация, спонтанные действия, быстрое угасание интереса к начатым действиям.
2. По результатам диагностики выбора старшими дошкольниками определенного вида деятельности 45,5% из числа экспериментальной группы проявили ярко выраженный интерес и эмоциональное возбуждение, желание получить исчерпывающую информацию о привлекательном для них объекте. Выраженную склонность к репродуктивным формам в познании окружающего проявили 18,2%, что фиксируется в выполнении задания без положительного эмоционального отношения. У 36,3% детей были затруднения следующего характера – вопросы не всегда удерживались в памяти, утрачивалась логика в процессе их воспроизводства, отсутствовала последовательная поисковая деятельность, направленная на определенный результат. Это связано тем, что познавательная мотивация не обеспечивается практическими способами поисковой деятельности, что существенно снижает достижимость поставленной поисковой задачи.
Таким образом, в ходе анализа результатов диагностики установлено, что дети экспериментальной и контрольной групп имеют схожее распределение по уровням сформированности познавательного интереса, с некорорым преобладанием группы со средним результатом развития.
Результаты констатирующего исследования выявили ряд противоречий, разрешение которых на формирующем этапе эксперимента позволит существенно повысить уровень сформированности познавательного интереса старших дошкольников. Это противоречие между насыщенностью образовательной среды дошкольной организации и семьи и недостаточным представлением со стороны взрослых о ее использовании; между проявлением потребности у детей в получении информации и недостаточной активностью в организации познавательного общения со стороны взрослых [3].
Разработанный комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных интересов старших дошкольников средствами познавательных игр, дает возможность его применения в практике ДОО и способствует развитию личностных характеристик, творческих умений, литературно-художественных навыков, познавательных интересов детей.
Основываясь на положении, что видом деятельности дошкольников является игра, игровое общение явилось необходимым базисом, в рамках которого происходит развитие познавательного интереса.
Тематически комплекс развивающих игр посвящен знакомству с различными видами профессиональной деятельности, что позволяет широко вовлекать ближайших родственников старших дошкольников в заинтересованную подготовку к занятиям.
Детям были предложены такие игры, которые обеспечили в процеесе познавательной игровой деятельности знакомство с разными профессиями: «Посмотри на мир глазами врача», «Составь рассказ-репортаж о работе учителя (повара, сапожника, летчика – на выбор)», «Угадай, о чём спросили водителя автобуса» и другие.
Успешно проведена серия игр «Виртуальная экскурсия»: «Мы с мамой пошли в поликлинику», «Мы с папой (дедушкой) знакомимся с ходом стройки», «Мы с инспектором ГАИ изучаем правила дорожного движения».
С целью формирования поисковых умений и навыков, которые связаны с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, детям были предложены игры: коммуникативные: «Продолжи предложение», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение», «Скажи грамотно»; интервью у родителей, педагогов и других работников ДОО «Что интересного было в вашей жизни на этой неделе?»; дидактические игры на тему «Профессии»; «Что лишнее?»; познавательные игры: «Посмотри на мир чужими глазами», «Угадай, о чём спросили», «Угадай, о ком я говорю»; творческая игра: «Какие предметы делают нашу жизнь удобной?»
Всего за период проведения формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы было проведено 12 занятий в течение 1 месяца. Каждое занятие длилось в течение 30 минут.
В ходе формирующего этапа эксперимента большое внимание уделялось взаимодействию с родителями, как равноценными партнерами и участниками познавательной игровой деятельности. На практике такое взаимодействие обеспечило координацию усилий всех участников образовательного пространства.
Для родителей старших дошкольников, принимавших участие в формирующем этапе эксперимента, проводились консультации – рекомендации, в которых представлены игры, игровые упражнения, инсценировки, в процессе выполнения которых активизируется словарь ребенка, развивается связная речь, логическое мышление и умения воспринимать и продолжать начатую мысль; умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств; способствуют созданию условий формирования у детей навыков межличностного общения и т. д.
В ходе контрольного этапа эксперимента были выявлены уровни познавательной мотивации и направленности интересов старших дошкольников. По результатам исследования в экспериментальной группе оказалось 54,5% (6 человек) с высоким уровнем изучаемого признака; 36,4% (4 человека) – со средним уровнем и 9,1% (1 человек) с низким уровнем познавательной направленности интересов. Таким образом, по сравнению с констатирующим этапом количество детей с высоким уровнем познавательной мотивации увеличилось с 2 человек до 6, а число детей с низким уровнем изучаемого признака уменьшилось с 4 до 1 человека.
Уровень сформированности мотивационных предпочтений в процессе выбора деятельности старшими дошкольниками так же изменился в положительную сторону. Количество детей с высоким уровнем развития изучаемого признака увеличилось с 2 человек до 6, что составило 54,5% экспериментальной группы; с низким уровнем на котрольном этапе эксперимента детей не зафиксировано, тогда как на констатирующем этапе таких было 4 человека.
Анализ сформированности у детей экспериментальной группы поисковой произвольной активности, которая проявляется в форме вопросов, показал, что высокий уровень отмечается на контрольном этапе у 54,5% (6 человек), что в 2 раза больше, чем на констатирующем этапе. Средний уровень зафиксирован у 4 человек. Один ребенок остался с низким уровнем – 9,1% (1 человек), как и до проведения игровых занятий.
По результатам изучения особенностей проявления познавательного интереса 54,5% (6 человек) показали высокий уровень, 18,2% (2 человека) – средний уровень, 18,2% (2 человека) – низкий уровень. Эти результаты так же свидетельствуют о росте уровня познавательного интереса у старших дошкольников экспериментальной группы.
Результаты экспертной оценки познавательной активности детей воспитателями показали, что детей с высоким уровнем в экспериментальной группе 63,7% (7 человек), со средним уровнем – 27,2% (3 человека), с низким уровнем – 9,1% (1 человек). Что так же показывает рост уровня познавательного интереса у старших дошкольников экспериментальной группы.
Обобщая результаты диагностики старших дошкольников экспериментальной группы можно сказать, что уровень сформированности познавательного интереса на констатирующем этапе следующий: высокий – 56,3% группы, средний – 34,6% группы, низкий – 9,1% группы. Т.е. количество старших дошкольников экспериментальной группы с высоким уровнем развития познавательного интереса увеличилось с 3 до 6 человек, в то же время количество детей со средним уровнем уменьшилось с 5 до 3 человек и с низким уровнем уменьшилось с 3 человек до 1 человека.
Небольшие положительные изменения произошли и в контрольной группе в силу естественного развития познавательного интереса в рамках текущих занятий в дошкольной организации. Обобщая результаты диагностики старших дошкольников контрольной группы на контрольном этапе эксперимента можно сказать, что уровень сформированности познавательного интереса изменился незначительно в положительную сторону – уменьшилось число детей с низким уровнем развития изучаемого признака на 1 человека, а со средним соответственно увеличилось на одного человека.
Анализируя результаты обследования детей до и после формирующего эксперимента, можно отметить, что у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой наблюдается устойчивая тенденция к повышению уровня познавательного интереса, которая выражается в переходе с низкого уровня на средний уровень, и со среднего на высокий.