Статья:

Эмоциональная лексика как способ описания восприятия окружающей действительности

Конференция: C Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Хусаинова К.Р. Эмоциональная лексика как способ описания восприятия окружающей действительности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. C междунар. студ. науч.-практ. конф. № 31(100). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/31(100).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Эмоциональная лексика как способ описания восприятия окружающей действительности

Хусаинова Карина Расуловна
студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации, РФ, г. Казань
Файзуллина Найля Ивановна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент Казанский (Приволжский) федеральный универси-тет, Институт филологии и межкультурной коммуникации, РФ, г. Казань

 

Развитие и формирование связной речи учащихся является сложным процессом, который требует комплексного подхода.

Речь является единством смыслового и чувственного содержания, поэтому ученые начали изучать проблему значимости эмоциональной лексики в развитии речи детей.

Данная проблема неоднократно поднимается в трудах Л.С. Выготского.

Он отмечает, что развитие речи занимает центральное место в процессе психологического развития и тесно связано с развитием мышления и сознания [1, 1130 с.].

У детей часто возникают проблемы при использовании эмотивной лексики в своей речи.

Они не могут ясно выразить своё мнение, затрудняются дать оценку происходящему, редко употребляют эмоциональные слова.

Мы выявили три метода, которые, по нашему мнению, будут эффективными в актуализации эмотивной лексики на уроках русского языка.

Имитационная методика подойдет на начальных этапах введения эмоциональной лексики в словарный запас учащихся.

Например, при анализе текстов, содержащих слова с эмоциональной коннотацией, ученики смогут постепенно запоминать их, вводить в свой лексикон.

Ученики могут заниматься такими видами работ, как составление образцовых текстов, конструирование предложений и текстов.

При пересказе текстов, небольших рассказов ребёнок сможет использовать эмотивную лексику, выражая как свою точку зрения, так и точку зрения героев.

Активизировать словарный запас поможет коммуникативная методика, которая является особо важной, т.к. всё запоминается путём систематичной практики.

Любое высказывание человека, выражение – это потребность что-то сказать, ответить, т.е. присутствует мотивация.

Данная методика подразумевает активное включение эмотивной лексики в речь учеников, т.к. направлена на выражение собственных мнений.

Используются такие упражнения, как составление диалогов, споров, обсуждений и т.д.

Метод конструирования неразрывно связан с предыдущими двумя методами.

Существует множество приёмов и типов упражнений для работы с методикой конструирования текстов.

Рассмотрим несколько приёмов.

Во-первых, важную роль при изучении эмоциональной лексики играет работа над словом.

Ученикам необходимо понимать значения вводимых эмоциональных слов, оттенки их значений, т.е. должна проводиться работа со словарём, чтобы в дальнейшем ребёнок не терялся при выборе слов в конкретных ситуациях.

Во-вторых, следует работа над словосочетаниями.

Важно не просто предоставлять определенную лексику для заучивания, а практиковать, делая различные виды упражнений.

Можно выделить составление словосочетаний с определенными словами; упражнения на выбор сочетаемости слов; введение готовых словосочетаний в тексты, отрывки, предложения; упражнения, предотвращающие ошибки в использовании эмоциональной лексики; работа над ошибками [Львов 2007, с. 287].

В-третьих, следуют приёмы работы над предложениями. Эффективными являются:

  1. Составление предложений с эмоциональной лексикой;
  2. Составление предложений по заданным образцам;
  3. Использование различных синтаксических конструкций при передачи одной и той же мысли и использовании той же лексики (эмоциональные слова);
  4. Выбор правильной интонации, работа над паузами и логическими ударениями;
  5. Работа над ошибками.

В-четверых, логика играет не менее важную роль.

Можно использовать такие приёмы, как составление собственных толкований к словам эмоциональной лексики; построение обобщений, дедуктивных и индуктивных рассуждений, доказательств; работа над логическими ошибками (повторы, пропуски слов, непоследовательность мыслей и др.) [Львов 2007, с. 287].

Следует отметить, что перечисленные приёмы носят учебный характер. Перечисленный методы (имитационный, коммуникативный, метод конструирования) могут быть использованы в работе учителем над развитием речи учеников, актуализации эмотивной лексики, т.к. все они взаимосвязаны, друг друга дополняют и являются базой для развития речи учащихся.

Ученики смогут без затруднения использовать эмоциональную лексику в дальнейшем не только на уроках литературы, русского языка и т.д., но и в общении.  В системе развития речи все стороны изучаемого родного языка обретают внутренние связи, язык предстает перед школьниками как единый функционирующий механизм [Львов 2007, с. 288].

 

Список литературы:
1. Выготский, Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1130 – 1136 с. (Дата обращения 27.11.2019)
2. Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика препо-давания русского языка в начальных классах [Текст]/М.Р. Львов, В.Г. Го-рецкий, О.В. Сосновская. – М.: Изд-во Академия, 2007. – С. 283-288 (Да-та обращения 10.12.2019)