Эмоциональная лексика как способ описания восприятия окружающей действительности
Конференция: C Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
C Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Эмоциональная лексика как способ описания восприятия окружающей действительности
Развитие и формирование связной речи учащихся является сложным процессом, который требует комплексного подхода.
Речь является единством смыслового и чувственного содержания, поэтому ученые начали изучать проблему значимости эмоциональной лексики в развитии речи детей.
Данная проблема неоднократно поднимается в трудах Л.С. Выготского.
Он отмечает, что развитие речи занимает центральное место в процессе психологического развития и тесно связано с развитием мышления и сознания [1, 1130 с.].
У детей часто возникают проблемы при использовании эмотивной лексики в своей речи.
Они не могут ясно выразить своё мнение, затрудняются дать оценку происходящему, редко употребляют эмоциональные слова.
Мы выявили три метода, которые, по нашему мнению, будут эффективными в актуализации эмотивной лексики на уроках русского языка.
Имитационная методика подойдет на начальных этапах введения эмоциональной лексики в словарный запас учащихся.
Например, при анализе текстов, содержащих слова с эмоциональной коннотацией, ученики смогут постепенно запоминать их, вводить в свой лексикон.
Ученики могут заниматься такими видами работ, как составление образцовых текстов, конструирование предложений и текстов.
При пересказе текстов, небольших рассказов ребёнок сможет использовать эмотивную лексику, выражая как свою точку зрения, так и точку зрения героев.
Активизировать словарный запас поможет коммуникативная методика, которая является особо важной, т.к. всё запоминается путём систематичной практики.
Любое высказывание человека, выражение – это потребность что-то сказать, ответить, т.е. присутствует мотивация.
Данная методика подразумевает активное включение эмотивной лексики в речь учеников, т.к. направлена на выражение собственных мнений.
Используются такие упражнения, как составление диалогов, споров, обсуждений и т.д.
Метод конструирования неразрывно связан с предыдущими двумя методами.
Существует множество приёмов и типов упражнений для работы с методикой конструирования текстов.
Рассмотрим несколько приёмов.
Во-первых, важную роль при изучении эмоциональной лексики играет работа над словом.
Ученикам необходимо понимать значения вводимых эмоциональных слов, оттенки их значений, т.е. должна проводиться работа со словарём, чтобы в дальнейшем ребёнок не терялся при выборе слов в конкретных ситуациях.
Во-вторых, следует работа над словосочетаниями.
Важно не просто предоставлять определенную лексику для заучивания, а практиковать, делая различные виды упражнений.
Можно выделить составление словосочетаний с определенными словами; упражнения на выбор сочетаемости слов; введение готовых словосочетаний в тексты, отрывки, предложения; упражнения, предотвращающие ошибки в использовании эмоциональной лексики; работа над ошибками [Львов 2007, с. 287].
В-третьих, следуют приёмы работы над предложениями. Эффективными являются:
- Составление предложений с эмоциональной лексикой;
- Составление предложений по заданным образцам;
- Использование различных синтаксических конструкций при передачи одной и той же мысли и использовании той же лексики (эмоциональные слова);
- Выбор правильной интонации, работа над паузами и логическими ударениями;
- Работа над ошибками.
В-четверых, логика играет не менее важную роль.
Можно использовать такие приёмы, как составление собственных толкований к словам эмоциональной лексики; построение обобщений, дедуктивных и индуктивных рассуждений, доказательств; работа над логическими ошибками (повторы, пропуски слов, непоследовательность мыслей и др.) [Львов 2007, с. 287].
Следует отметить, что перечисленные приёмы носят учебный характер. Перечисленный методы (имитационный, коммуникативный, метод конструирования) могут быть использованы в работе учителем над развитием речи учеников, актуализации эмотивной лексики, т.к. все они взаимосвязаны, друг друга дополняют и являются базой для развития речи учащихся.
Ученики смогут без затруднения использовать эмоциональную лексику в дальнейшем не только на уроках литературы, русского языка и т.д., но и в общении. В системе развития речи все стороны изучаемого родного языка обретают внутренние связи, язык предстает перед школьниками как единый функционирующий механизм [Львов 2007, с. 288].