Статья:

Использование планшетного компьютера в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Конференция: XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Чернова В.А. Использование планшетного компьютера в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(46).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 205 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование планшетного компьютера в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Чернова Виктория Альбертовна
бакалавр, СОФ НИУ «БелГУ», РФ, г. Старый Оскол

 

За последние десятилетия, в России, как и во всем мире, количество детей с отклонениями в речевом развитии непрерывно возрастает. Данная тенденция может быть обусловлена различными экологическими, психологическими и социальными факторами. Современное общество выдвигает множество теорий относительно возрастания количества детей с речевыми дефектами. Среди возможных причин можно заметить: ухудшение экологии, генномодифицированные продукты питания, генетические аномалии и даже искусственно созданные болезни.

Согласно ежегодному обследованию дошкольников, у 80% детей 5–6-летнего возраста выявляются нарушения речи, из них фонетические нарушения у 27% детей, фонетико-фонематические нарушения у 32%, лексико-грамматические нарушения у 21% детей, 55% дошкольников 7-го года жизни фактически не подготовлены к обучению в школе. В основном с трудом формируются произвольно-регулятивный, мотивационный, познавательный компоненты готовности к обучению. Речевое развитие, соответствующее возрастной норме выявляется лишь у 20% детей посещающих ДОУ.

Дети, родившиеся с теми или иными проблемами в речевом развитии, на протяжении всей своей жизни претерпевают невероятные трудности в процессе социализации. Такие дети, чаще всего отдаляются от жизни общества из-за трудности преодоления психологического дискомфорта. У них возникают сложности в общении с ровесниками, обучении, участии в общественной жизни, устройстве на работу и даже создании семьи.

Поэтому, своевременная психолого-педагогическая и логопедическая помощь становится, для этих детей, шансом почувствовать себя полноценным членом общества.

В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. В условиях современного мира, общество способно найти решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных.

В последние десятилетия инновационные технологии стали доступны каждому, несмотря на возраст и уровень материального достатка. Современный мир невозможно представить без компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, и других гаджетов со свободным выходом в интернет и множеством интерактивных функций. На сегодняшний день компьютер, а с ним и компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь современного ребенка. Разработано большое количество авторских программных продуктов с участием педагогов и психологов специально для детей с речевыми нарушениями. Целью таких программ является воспитание и обучение ребенка в процессе игры, развитие внимательности, познавательной активности и логического мышления, а вместе с ними и развитие речи. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать свои результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной игрой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.

Специализированные компьютерные инструменты обучения способствуют успешному развитию школьника с нарушениями речи. Самым удобным интерактивным инструментом для занятий, как в учебном учреждении, так и дома, является планшетный компьютер. Он достаточно компактен и прост в использовании, поэтому считается оптимальным устройством для использования образовательных программ дошкольниками.

Уже существует достаточно много логопедических игр и приложений для планшетов на платформах Android и IOS.

Одним из самых доступных приложений существующих на обеих платформах, является приложение «Моя мама – логопед». Данное приложение ребенок может использовать самостоятельно, а также совместно с родителями. Если ребенок играет сам, то его виртуальный учитель Danik оживляет раскрашенные предметы, показывает их составные части, рассказывает познавательные истории и вовремя игры формирует правильное произношение звуков. У ребенка появляется стимул заниматься и учиться, поскольку для прохождения игры ему нужны новые герои, «открыть» которых он может, лишь пройдя очередной урок постановки звуков. Если с ребенком занимаются родители, то в книге, доступной в приложении, приведены комплексы упражнений для правильного произношения звуков, применив которые, родитель сам сможет поставить ребенку правильную речь.

Еще одной «палочкой-выручалочкой» для логопеда или родителя ребенка с речевыми дефектами, является серия приложений «Говорим правильно». Данные приложения разработаны для коррекции и отработки произнесения звуков: [р],[р’],[л],[л’],[ш],[ж].

Данные приложения знакомят ребенка с буквами (р, л, ш, ж). С помощью аудио-упражнений тренируется фонематический слух ребенка, а так же ребенок учится различать различные звуки на слух. Используя упражнения с видео-инструкцией, ребенок также сможет укрепить мышцы языка. В базе приложения есть 100 слов-картинок для закрепления звуков, которые озвучены детским голосом. При использовании приложения, ребенку доступны все этапы работы со звуком: постановка, закрепление изолированного звука, автоматизация в слогах, словах, скороговорках и в свободной речи).

Для отработки правильного произнесения того или иного звука, логопеду или родителю приходит в помощь приложение «Скороговорки на картоне». Данное приложение рассчитано на детей, которые уже приобрели навык правильного произношения и нуждаются лишь в их отработке. Это приложение, безусловно, заинтересует детей яркими анимациями, веселыми персонажами и приятными звуками. Ребенок будет занят с пользой для своего развития и получит удовольствие от обучения. Данное приложение предлагает 38 скороговорок на 29 букв алфавита. Пользователю, также, предлагается возможность создания собственных аудиозаписей для прослушивания и улучшения произношения.

Таким образом, использование планшетного компьютера в работе логопеда образовательного учреждения или родителя ребенка с речевыми дефектами позволяет наиболее эффективно вести мониторинг речевого развития ребенка. Современные информационно-коммуникационные технологии помогают сокращать сроки и повышать эффективность коррекционной работы. Логопедические игры помогают сделать коррекционно-логопедическую работу для детей интересной и увлекательной, что помогает более эффективно проводить занятия и без труда достигать намеченных целей.

Возможность использования планшетного компьютера не только на занятиях в учебном учреждении, но и дома, способствует активизации работы с родителями, а также повышению их компетентности в коррекционно-воспитательной работе, что благотворно влияет на ребенка, имеющего недоразвитие речи.

 

Список литературы:
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 352 с.
2. Кривосудова Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к обучению в школе // Концепт. – 2013. – №05 – С. 1–4.
3. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ //Логопед в детском саду. – 2006. – № 6 – С. 36–39.