Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕСИИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ И СМЕШАННЫХ СЕМЕЙ

Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Широкова М.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕСИИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ И СМЕШАННЫХ СЕМЕЙ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(69). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(69).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕСИИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ И СМЕШАННЫХ СЕМЕЙ

Широкова Маргарита Владимировна
студент, Кызылский педагогический институт им. А.А. Даржая, Тувинский государственный университет, РФ, г. Кызыл
Монгуш Чочагай Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц., заведующий кафедры психологии, Тувинский государственный университет, РФ, г. Кызыл

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема исследования причин влияния неполной и смешанной семьи на проявление тревожности и агрессии у подростков. Так как основными причинами и факторами возникновения тревожного и агрессивного поведения подростков являются неполные и смешанные семьи. Личность ребенка формируется, прежде всего, под воздействием социальных факторов, среди которых главенствующую роль играет семья.

 

Ключевые слова: тревожность, агрессия, подросток, неполная семья, смешанная семья.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изменения, которые происходят в современном обществе в процессе его становления, породили ряд проблем, связанных с увеличением различных форм аномального поведения и развития личности у молодого поколения. Эти явления привели к увеличению детской агрессии и жестокости. Одной из наиболее актуальных проблем как для специалистов в области психологии и педагогики, так и для общества в целом, является повышенная агрессивность детей. Возрастающее число случаев детской преступности и наличие детей, склонных к агрессивным формам поведения, требуют анализа педагогических факторов, которые могут предотвратить подобные опасные явления. Исследования показывают, что агрессивность у детей достаточно стабильна со временем, и существует вероятность того, что она может перерости в устойчивое антисоциальное или асоциальное поведение у подростков. Ребенок, который в детстве рассматривался сверстниками как агрессивный, вероятно, будет взрослыми так же восприниматься окружающими. Причины детской агрессивности, очевидно, исходят из семейного окружения, поскольку именно в семье происходит первичная социализация ребенка. Сегодняшние социально-экономические процессы, которые имеют место в нашем обществе, сказались на финансовом положении многих семей и привели к существенным изменениям в семейной жизни и активности.

Традиции и моральные нормы, которые долгое время существовали в семейной жизни, сейчас разрушаются, что влечет за собой нарушение структуры семей. В семьях стали более распространенными конфликты между родителями, детьми и супругами. Это приводит к уменьшению роли семьи в процессе социализации детей и её воспитательного влияния. На современном этапе увеличивается количество неполных семей, в большинстве случаев материнских, где недостаток возможностей для воспитания и социализации детей. В неполных семьях дети часто подвергаются воздействию различных негативных факторов, таких как обида, неуверенность и стресс из-за развода родителей. Агрессия становится характерной чертой поведения многих детей. Проблема заключается в том, что у некоторых детей агрессивное поведение не только сохраняется, но и усиливается, превращаясь в устойчивую черту характера. Это снижает потенциал развития ребенка, искажает его личностное развитие и сужает возможности нормальной коммуникации. Агрессивные дети сталкиваются с множеством проблем как для самих себя, так и для окружающих. Важно своевременно выявлять детей с признаками агрессивного поведения, чтобы предотвратить их негативное развитие. Это особенно актуально для подростков, так как их возраст является наиболее чувствительным периодом для предотвращения агрессивного поведения. Уровень исследований в этой области разнообразен.

Проблема агрессивного поведения и агрессии привлекает внимание ученых разных стран, и среди наиболее уважаемых исследователей в этой области можно выделить А. Бандуру, Л. Берковица, К. Лоренца, Э. Фромма и З. Фрейда. Научные исследования в этой области в России остаются относительно недостаточными, несмотря на их важность. Главным образом, они представляют собой обзор зарубежных исследований, такие как работы Л. М. Семенюк и С. Ю. Чижова. Таким образом, проблема агрессивного поведения подростков, которую мы исследуем, остается актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Объект исследования – подростки 9 классов из полных и неполных семей.

Предмет исследования - особенности агрессивного поведения у подростков из неполных и смешанных семей.

Гипотеза исследования

Особенности агрессивного поведения школьников из неполных семей имеют отличия от аналогичного поведения у школьников из полных семей. Частные гипотезы: Социально - психологические факторы (семья) связаны со следующими личностными особенностями агрессии, как: подозрительность, враждебность, неприязнь, недоброжелательность, тревожность, фрустрация. Комплексная, целенаправленно организованная научно - обоснованная программа для работы с субъектами семейного воспитательного процесса может быть результативным средством снижения агрессивных проявлений в поведении подростков из неполных и смешанных семей.

Цель работы: исследовать особенности агрессивного поведения у подростков из неполных и смешанных семей. Цель определила задачи исследования: Исследовать взаимосвязь особенностей агрессивного поведения подростков из неполных и смешанных семей. Исследовать уровни и формы агрессии у подростков из полных и неполных семей. Определить выраженность агрессивности, уровень тревожности, фрустрации у подростков. Выявить отношение ребенка к членам семьи.

Этапы проведения исследовательской работы:

  1. Подготовительный. На этом этапе мы определяли проблему исследования. Далее сформулировали, цели и задачи данного исследования.
  2. Основной. На этом этапе происходило изучение уровня агрессии.
  3. Подготовительный. На этом этапе мы определяли проблему исследования. Далее сформулировали, цели и задачи данного исследования.

Были использованы следующие методики:

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут).

База исследования МБОУ «КЦО «Аныяк» г. Кызыла.

В эксперименте принимали участие 15 школьников из 9х классов, 7 школьников из полных семей и 7 школьников из неполных. Научная новизна исследования заключается в следующем:

- Раскрыто содержание агрессивного поведения детей из неполных семей, проведен анализ причин агрессивного поведения детей подросткового возраста;

- установлено влияние состава семьи на формы и природу проявления агрессивности подростков.

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Цель методики: предназначена для выявления уровня агрессивности респондентов. Цель диагностики: выявить различия уровня агрессивности между подростками из неполных и смешанных семей.

Выборке участвовали 15 подростков из неполных и смешанных семей.

При проведении нами методики исследования «Тест агрессивности» (опросник Почебут П. Г.) в группе подростков из неполных семей были получены следующие результаты. В данной группе преобладает высокая степень агрессивности и низкая степень адаптивности у 4 (53,3%), средняя степень агрессивности и адаптированности поведения у 2 (43,3%) и низкая степень агрессивности и высокая степень адаптивности у 1 (3,4%). Результаты полученные, в группе подростков из полных семей. В этой группе преобладает высокая степень агрессивности и низкая степень адаптивности у 2 (36,7 %), низкая степень агрессивности и высокая степень адаптивности у 4 (56,7 %), средняя степень агрессивности и адаптированности поведения у 1 (6,6 %). Сравнив результаты диагностики, пришли к выводам, что в двух группах преобладает высокая степень агрессивности и низкая степень адаптивности поведения, но в группе подростков из неполных семей данные показатели в процентном соотношении больше, чем у школьников из полных семей. Более наглядно процентное соотношение результатов отображено на диаграмме 1.

 

Рисунок 1. Степень агрессивности и адаптивности поведения подростков

 

Заключение

Следовательно, на основе результатов этого исследования можно сделать вывод, что уровень агрессивности выше среди детей из неполных семей. Это подтверждает, что состав семьи оказывает влияние на уровень агрессии у детей. В основном, дети из неполных семей испытывают эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагополучия, предчувствием кажущейся опасности или реальной угрозы. Внутрисемейные отношения играют ключевую роль в формировании детской агрессивности, так как они служат первым образцами общественных взаимодействий. Если в семье существует согласие, атмосфера тепла, дружбы, эмоциональная поддержка и взаимное влечение, то уровень агрессии в такой семье будет низким.

 

Список литературы:
1. Антипченко В. С., Психологические тесты - К.: 2002. - 612 с.
2. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель - пресс, 2000.- 507с.
3. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию. Спб.: Речь ,176 с.
4. Берковиц  Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 512с.
5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Педагогика, 2008 - 207с.
6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2011. - 352 с.
7. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М. Педагогика, 2011. - 141с.
8. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито, 2012, 2-е изд., 182 стр.
9. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий//Школьный психолог.-2004.-№8.