Использование новых педагогических технологий в рамках ФГОС при обучении иностранному языку в основной школе
Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Использование новых педагогических технологий в рамках ФГОС при обучении иностранному языку в основной школе
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса использования новых педагогических технологий на уроках английского языка в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Прежде всего, необходимо дать определение понятию «педагогическая технология». Согласно «Педагогическому энциклопедическому словарю» Бим-Бад Б.М. «педагогическая технология- это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» [1].
Одними из основных задач ФГОС нового поколения является развитие в обучающихся во время обучения индивидуальности, творческих способностей, самостоятельности, а также интеллектуальных и нравственных качеств.
В реалиях нашего времени реализация данных задач невозможна без внедрения в учебный процесс новых инновационных педагогических технологий, которые смогут внести в традиционный урок элементы новизны, что сможет сыграть значительную роль вповышении эффективности и успешности образовательного процесса.
Следует отметить, что существует целый ряд ИКТ, рассматриваемых в научной литературе. Мы же в нашей статье остановимся напроектах, языковых портфолио и здоровьсберегающих технологиях, так как считаем данные технологии наиболее востребованными и актуальными для использования на уроках иностранного языка.
Не стоит забывать, что обучение в общеобразовательных учреждениях иностранному языку является неотъемлемой частью образовательного процесса, что обусловливается необходимостью владеть им в современном развивающемся обществе. Согласно ФГОС главной целью преподавания иностранного языка является развитие у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, значительную помощь в развитии которой могут оказать новые педагогические технологии. Выбранные нами технологии были отобраны с ориентиром на материалы, предоставляемые современными УМК, разработанными согласно ФГОС.
Основной их задачей является усовершенствованиеи инновация процесса обучения, что непосредственно влияет наповышениемотивации обучающихся к изучению данного предмета.
Одной из самых распространённых форм проведения урока английского языка на современном этапе является такая форма ведения урока, которая подразумевает использование в ходеобразовательного процессаинформационно-коммуникативных технологий.
В наше времяпредставить жизнь без использования тех или иных технических средств и интернета практически невозможно, учитывая то, что они проникли практически в каждую сферу деятельности человека, в том числе и в образовательную.
Несмотря на многочисленные споры относительно того, насколько полезно использовать данные средства в работе с детьми, нельзя отрицать тот факт, что на уроках иностранного языка благодаря использованию ИКТ можетсформироваться платформа для более глубокого погружения обучающегося в среду изучаемого им языка.
Просмотр фильмов или мультфильмов на изучаемом языке, прослушивание музыки или оригинальных подкастов, использование онлайн-карт для путешествий по зарубежной стране, посещение иноязычных платформ для знакомства с носителями языка – всё это не только эффективный способ повышения интереса обучающихся к языку, но также и способ развития унего коммуникативной компетенции на базе аутентичных и оригинальных материалов.
Проектная деятельность также является одним из актуальных видов работы на уроках английского языка. Проект представляет собой деятельность обучающегося, которую он выполняет самостоятельно или в группе для решения поставленной учителем задачи.
На уроках в основной школе проектная деятельность может быть реализована в абсолютно разных формах: обучающиеся могут разыгрывать сценки на изучаемом языке, взятые из учебника, писать сочинения или эссе на проходимую ими тему, устраивать внешкольные мероприятия, привязанные к той или иной теме урока, рисовать открытки, составлять коллажи, проводить целое исследование на заданную тему, либо посвящать ей стен газету.
Данный вид работы способствует как развитию коммуникативной компетенцииобучающихся, так и их творческих задатков, а также в это время происходит развитие навыка умения работать в коллективе и навыка самостоятельной работы, во время которой обучающемуся даётся шанс на выражениесвоей индивидуальности.
Согласно Закону РФ «Об образовании» и ФГОС одной из основных задач школ является использование на уроках здоровьесберегающихтехнологий, которые способствуютформированию у обучающихся культуры здорового образа жизни.
Данные технологии включают в себя постоянную смену деятельности, дыхательные гимнастики и гимнастики для глаз, динамические и игровые паузы, физкультминтки. При учёте особой сложности предмета «иностранный язык» использование здоровьесберегающих технологий на уроках просто необходимо.
В рамках проведения уроков иностранного языка также особо распространена такая инновационная технология как «Языковое портфолио», которое предоставляет собой комплект документов, состоящий из самостоятельных работ обучающегося.
Портфолио – это возможность для обучающегося наглядной демонстрации своих знаний и умений, полученных во время образовательного процесса. Языковое портфолио включает в себя языковой паспорт, языковую биографию и досье.
В данных разделах содержится информация об обучающемся, об уровне владения им иностранным языком, его контрольные и самостоятельные работы, а также творческие работы ребёнка по пройденному материалу.
Среди других инновационных педагогических технологий также можно отметить: коучинговый подход, веб-квесты, технологию ситуационного обучения, проблемное обучение, междисциплинарное, контекстное, проблемное и обучение в сотрудничестве.
Данные технологии активно внедряются в учебный процесс, совершенствуя его и мотивируя обучающихся на дальнейшую учебную деятельность, развивая его как личность и развивая унего коммуникативную компетенцию, что и является основным требованием ФГОС.