Методика использования дистанционного обучение в изучении английского языка
Конференция: LXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Методика использования дистанционного обучение в изучении английского языка
METHODS OF USING DISTANCE LEARNING IN LEARNING ENGLISH
Aktoty Doskhozhaeva
Student, Arkalyk State Pedagogical Institute, Kazakhstan, Arkalyk
Zhazira Ospanova
Scientific director, Teacher, Arkalyk State Pedagogical Institute, Kazakhstan, Arkalyk
Аннотации. В статье рассматривается особенности употребления современной технологии в методике дистанционного обучения в изучении английского языка.
Abstract. The article discusses the features of the use of modern technology in distance learning methods in the study of English.
Ключевые слова: дистанционное обучение, синхронное и асинхронное дистанционное обучение.
Keywords: distance learning, synchronous and asynchronous distance learning.
Язык является основным средством общения, без которого сложно представить существование и развитие человеческого общества. Сегодня в наше время происходят важнейшие изменения в социальных отношениях. Средства коммуникации ( информационные технологии) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, для того чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм. Следовательно, основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. На данном этапе в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Они же ставят перед процессом образования определенные цели и задачи. Так, одной из главных задач, думаю является повышение педагогического мастерства учителя путем освоения современных технологий обучения и воспитания. С овладением любой новой технологий начинается новое педагогическое мышление учителя: структурность, ясность методического языка, появление четкой тактики в методике преподавания. Необходимо знать, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты. По всей видимости, не стоит уточнять, что использование какой-то определенной технологии обучения, какой бы совершенной она не была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития умений и навыков учащихся.
Построение учебного процесса на уроке включает в себя активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования качеству образования, к уровню сформированности учебных действий.
В основе концепции использования современных образовательных технологий на уроках английского языка используются принципы и методы компетентностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения, используются стратегии и примеры обучения смысловому чтению и работе с текстом. Учитывая то, что в классах часто присутствуют ученики с различным уровнем языковой подготовки, целесообразно будет применение разнообразных современных образовательных технологий.
Не случайно, что основной целью обучения английского языка на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на английском языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им иноязычной речевой деятельностью. Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является методика дистанционного обучения.
Дистанционное обучение-процесс передачи знаний, формирование умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающими и обучающимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты, осуществляемые в условиях реализации средств ИКТ.
Понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой преподаватель и студенты разделены между собой расстояниями, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия.
Дистанционное обучение-это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом. И рассматриваться она должна именно как самостоятельная система обучения.
Дистанционная форма-это и не аналог заочной формы обучения, ибо здесь предусматривается, в отличие от заочной формы, постоянный, систематический контакт с преподавателем, с другими учащимися кибераудитории. В этой системе так же, как и в других образовательных системах предусматривается наличие всех компонентов (цель, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами Интернет-технологии, принципиально отличающимися от тех, которые используются в системе заочного обучения. Какая бы форма не использовалась при обучении и воспитании человека, она должна соответствовать и отражать общие закономерности науки педагогики, педагогической психологии, закономерности дидактики и частных методик. Поэтому мы считаем неправомерным говорить о дистанционной педагогике, как об отдельной области науки точно так же, как никому не приходит в голову говорить о заочной педагогике и т.д.
Нет сомнения в том, что дистанционное обучение английскому языку открывает новые возможности в обучении и самообучении, значительно расширяя и информационные пространство, и информационную сферу обучения. Дистанционное обучение английскому языку, используют самые современные формы информационного обмена, системного и межсистемного взаимодействия, предоставляет новые механизмы реализации межпредметных, межнаучных и социокультурных связей.
Методика дистанционного обучения.
При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между учащимися и преподавателем происходит удалено, посредством средств телекоммуникаций. В практике применения дистанционного обучения используется методики синхронного и асинхронного обучения.
Методика синхронного обучения дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени - on-line общение.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени - так называемое off-line общение.
С развитием дистанционного обучения, когда общение учащимся и преподавателем происходит не лицом к лицу в учебной аудитории, а преимущественно за компьютерным терминалом на разных концах сетевого кабеля, о синхронных и асинхронных методиках дистанционного обучения заговорили с точки зрения применимости тех или иных методик для повышения эффективности обучения и обучаемости. При этом разные методики обучения предполагают различную нагрузку на каждого из участников учебного процесса дистанционного обучения.
Дистанционное обучение английскому языку, использующие сетевые технологии и интернет, позволяет реализовать в полном объеме информационные права всех участников учебного процесса, и в частности, ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы.
Предоставляя принципиально новые средства обучения, дистанционное обучение английскому языку открывает и новые формы школьного обучения. Однако значимость и роль средств дистанционного обучения английскому языку в системе среднего образования можно определить только при рассмотрении их во взаимосвязи со всеми другими средствами обучения – субъектными, печатными, компьютерными (мультимедийными).
Отличие дистанционных методов обучения от традиционных, заключается в следующем:
- изменение знаниевой парадигмы на практико-ориентированную и деятельностную: «знать, чтобы уметь, чтобы знать»;
- повышение роли самостоятельной работы школьника;
- приобретение учеником умений, необходимых для дальнейшей жизни;
- усиление личностной значимости образования.
Таким образом, методы дистанционного обучения, на наш взгляд, базируется на основе деятельного обучения, используя индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы. Учитель моделирует для ученика ситуации, в которых формируется его компьютерная, функциональная, предметная грамотность на основе личных потребностей в процессе приобретения опыта.
Дистанционное обучение английскому языку имеет ряд преимущества даже над полной системой обучения. Это не только полная реализация информационного права ученика, но и преимущества организации и информационного обмена. Ученики имеют возможность в режиме реального времени обучению английскому языку общаться с любым другим его участником.
Дистанционное обучение английскому языку по праву может рассчитывать на расширение в системе школьного образования. Но это расширение будет идти не за счет вытеснение обычных форм обучения английскому языку и традиционных книжно-письменных средств, а в дополнение к ним или как замена в тех случаях, когда это обусловлено достижением целой полной системы обучения. За счет использования дистанционного образования в ее системных настройках, в межпредметном взаимодействии, в работе над проектами.
В данное время дистанционное обучение является самой молодой из всех методик. Стоит отметить, что в данной сложившейся ситуации в мире, т.е. распространение вирусной инфекции COVID-19 (короновирус) по всему миру все школы вынуждены перейти на дистанционное обучение. Тем самым нужно признать, что дистанционное обучение можно рассматривать как эффективное обучение.
В нашей стране это форма обучения была известна как заочная. В практике обучения иностранным языкам она применялась не столь широко, как в других областях. В последние годы университеты различных стран обратили внимание на то, что существует возможность использования компьютерных телекоммуникационных технологий для целей обучения на расстоянии, в том числе и иностранным языкам. В отличии от других форм заочного обучения, обучение на основе компьютерных телекоммуникаций дает возможности:
- оперативной передачи любой информации на расстоянии;
- хранение этой информации в памяти в течение нужного времени, ее редактирование и т.д.
- интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей;
- мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем и другими участниками обучающего курса;
- доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему интернет.
- организации совместных телекоммуникационных проектов, а также международных, электронных конференций, компьютерных аудио и видео конференций.
Насколько эффективным будет любой вид дистанционного обучения, зависит от четырех факторов:
- эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они разделены расстоянием;
- используемых при этом педагогических технологий;
- эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
-эффективности обратной связи.
Иначе говоря, эффективность дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
Но тем не менее, у методики дистанционного обучения есть четко выраженная отрицательная черта, которые значительно понижают позицию дистанционного обучения среди других методик.
Во-первых, это ограниченный круг людей, которые могут воспользоваться данной методикой, в силу социально-экономической ситуации в нашей стране.
Во-вторых, более важным недостатком этой системы является форма контроля приобретенных знаний, т.к результаты не могут быть стопроцентно верным из-за отсутствия непосредственного визуального контакта.
Между тем дистанционное обучение служит неплохой альтернативой при отсутствии других вариантов. К примеру, наше сегодняшнее положение школьников, из-за карантина в стране они вынуждены использовать дистанционную форму обучения.
Предусматривая системный подход в качестве определяющего, дистанционное обучение может с успехом применяться в старших классах средней школы, учащиеся которых обладают достаточно большими знаниями, развитыми аналитическим мышлением, мотивацией и познавательной активностью.
Кроме того, дистанционное обучение английского языка является средством реализации информационных прав ученика в качестве самостоятельной субъектной системы, неограниченно расширяя информационную среду как социальной личности.
Безусловно, в процессах самообразования, самообучения, саморазвития и самосовершенствования человека значение дистанционное изучение английского языка будет неудержимо возрастать.
В отношении к дистанционному обучению информационные права ученика вполне согласуются с информационными правами его личности, с процессами их реализации.
Вместе с этим нарастает необходимость в формировании общего информационного мировоззрения учащихся как активных членов информационного общества (будущих авторов, изготовителей, потребителей, правообладателей), их информационно-правовой грамотности и информационной культуры, в обеспечении их ориентирования в социальной среде информационных отношений и в пространстве информационной продукции.