Статья:

Проблемы развития социальной компетентности в подростковом возрасте

Конференция: XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Егоровцева К.И. Проблемы развития социальной компетентности в подростковом возрасте // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(46).pdf (дата обращения: 22.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы развития социальной компетентности в подростковом возрасте

Егоровцева Ксения Игоревна
магистрант, Череповецкий государственный университет, РФ, г. Череповец

 

Требования, предъявляемые к современному человеку, и тем самым – задачи, стоящие перед системой образования, определяют значимость социальной компетентности личности и выдвигают ее развитие в образовательном процессе на первый план.

Анализ работ, посвященных исследованию социальной компетентности, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время нет однозначного понимания данного понятия.

В качестве основного понятия социальной компетентности, мы используем определение, данное И.А. Масловой: «Это интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением» [3, с.8].

В нашем исследовании свое внимание мы остановили на анализе социальной компетентности подростка, поскольку подростковый возраст, с одной стороны, признается возрастом социального риска и одним из наиболее проблемных этапов жизни, а с – другой стороны, это период активного самоопределения.

Анализ проблем развития социальной компетентности подростков в дополнительном образовании позволили выявить противоречие между объективными потребностями практики в развития социальной компетентности учащихся подросткового возраста и отсутствием теоретических исследований психолого-педагогических условий развития социальной компетентности подростков в условиях учреждения дополнительного образования.

Выделенное противоречие определило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития социальной компетентности у подростков в условиях учреждения дополнительного образования.

Цель исследования – выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития социальной компетентности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

В настоящей статье представим результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Базой исследования выступило муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой» г. Череповца. Выборка исследования составила 18 подростков – членов актива ученического самоуправления ДДЮТ.

Цель этапа: выявить исходный уровень развития социальной компетентности подростков.

До проведения эмпирического исследования и развития социальной компетентности подростков в дополнительном образовании нами были определены параметры и признаки, характеризующие развитие данной компетентности у учащихся подросткового возраста (Табл. 1) [5, с.121–122].

Таблица 1.

Параметры и признаки социальной компетентности

Содержательные      элементы социальной компетентности (показатели)

Признаки, выделенные для наблюдения

Коммуникативные умения

Уровень развития навыковэффективного общения,умение устанавливатьконтакт, способность кконструктивному взаимодействию, аргументация своей точки зрения, выслушивание аргументов другого и адекватная реакция на них, наличие навыковконструктивной критики.

Способность к работе в группе

Уровень сплоченностигруппы, сотрудничество,

навыки групповой работы. Наличие в группе общих чувств, настроений и «веяний», общность оценок и реакций на воздействия извне или со стороны отдельных участников.

Способность крешениюконфликтов ипроблем

Уровень доверия иоткрытость внутригрупповым конфликтам, тревожность,стрессоустойчивость,

конфликтоустойчивость. Процесс протекания обсуждение и принятия итогового группового решения, способность вести себя естественно в группе.

 

Эмпатия

Наличие устойчивых межличностных отношений мотивация достижений, эмпатия. Длительность существования межличностных отношений в группе, особенности взаимодействия учащихся друг с другом.

 

Ролевая гибкость

Готовность учащихся к принятию ролей, социальный статус, ролевые позиции в группе. Выполнение выбранных или назначенных ролей, участие в групповой учебной работе.

 

Ответственность

Готовность к принятию групповых решений, принятые способы нормативного контроля, самооценка, контроль. Готовность к принятию коллективной и индивидуальной ответственности за те или иные действия группы, отношение к фактам нарушения принятых норм и правил общения.

 

Для измерения содержательных элементов социальной компетентности использовались следующие методики.

Методика 1. Тест В.Ф. Ряховского [4, с. 52–55]

Цель: определение уровня развития коммуникативных умений.

Метод: анкетирование.

Содержание: Учащимся было предложено быстро, однозначно («да», «иногда», «нет») ответить на 16 вопросов.

Полученные результаты представлены в виде диаграммы (Рис. 1).

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что 10% учащихся обладают низком уровнем развития коммуникативных умений. Высокий уровень развития коммуникативных умений демонстрируют 40% подростков. На среднем уровне находятся 50% учащихся.

 

Рисунок 1. Уровень развития коммуникативных умений

 

Методика 2. «Круг» Г.А. Карпова, Т.А. Брагина [2, с 20–21]

Цель: определение уровня самооценки.

Полученные результаты представлены в виде диаграммы (Рис. 2).

 

Рисунок 2. Уровень самооценки учащихся

 

Диаграмма показывает, что высокий уровень самооценки наблюдается у 83% подростков, средним уровнем обладают 17% учащихся.

Методика 3. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [1, с. 486–490]

Цель: определение уровня развития эмпатических способностей.

Результаты оформлены в виде диаграммы (Рис. 3).

 

Рисунок 3. Уровень развития эмпатических способностей

 

Анализ результатов изучения позволяет сделать вывод, что детей, находящихся на очень низком уровне развития эмпатических способностей, 5%. Заниженный уровень – у 11% учащихся. На среднем уровне находятся 67% подростков. Высокий уровень эмпатии фиксируется у 17% подростков.

Исходя из полученных данных, можно сделать общий вывод о том, что у подростков – членов актива ученического самоуправления ДДЮТ – преобладает средний уровень развития социальной компетентности. Следовательно, есть объективная необходимость в организации планомерной работы по развитию социальной компетентности у подростков в условиях учреждения дополнительного образования.

 

Список литературы:
1. Бойко В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. – 672 с.
2. Карпова Г.А., Брагина Т.А. Методические рекомендации. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере. Екатеринбург: Урал. ин-т молодежи, 1996. – 42 с.
3. Маслова, И.А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей [Текст]: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2007. – 23с.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 480 с.
5. Учурова С.А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе. Электронное текстовое издание. Подготовлено кафедрой «Иностранных языков в области экономики и управления» УрФУ – Екатеринбург, 2011. – 196 с.