Проблемы развития социальной компетентности в подростковом возрасте
Секция: Педагогика
XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Проблемы развития социальной компетентности в подростковом возрасте
Требования, предъявляемые к современному человеку, и тем самым – задачи, стоящие перед системой образования, определяют значимость социальной компетентности личности и выдвигают ее развитие в образовательном процессе на первый план.
Анализ работ, посвященных исследованию социальной компетентности, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время нет однозначного понимания данного понятия.
В качестве основного понятия социальной компетентности, мы используем определение, данное И.А. Масловой: «Это интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением» [3, с.8].
В нашем исследовании свое внимание мы остановили на анализе социальной компетентности подростка, поскольку подростковый возраст, с одной стороны, признается возрастом социального риска и одним из наиболее проблемных этапов жизни, а с – другой стороны, это период активного самоопределения.
Анализ проблем развития социальной компетентности подростков в дополнительном образовании позволили выявить противоречие между объективными потребностями практики в развития социальной компетентности учащихся подросткового возраста и отсутствием теоретических исследований психолого-педагогических условий развития социальной компетентности подростков в условиях учреждения дополнительного образования.
Выделенное противоречие определило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития социальной компетентности у подростков в условиях учреждения дополнительного образования.
Цель исследования – выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития социальной компетентности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
В настоящей статье представим результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Базой исследования выступило муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой» г. Череповца. Выборка исследования составила 18 подростков – членов актива ученического самоуправления ДДЮТ.
Цель этапа: выявить исходный уровень развития социальной компетентности подростков.
До проведения эмпирического исследования и развития социальной компетентности подростков в дополнительном образовании нами были определены параметры и признаки, характеризующие развитие данной компетентности у учащихся подросткового возраста (Табл. 1) [5, с.121–122].
Таблица 1.
Параметры и признаки социальной компетентности
Содержательные элементы социальной компетентности (показатели) |
Признаки, выделенные для наблюдения |
Коммуникативные умения |
Уровень развития навыковэффективного общения,умение устанавливатьконтакт, способность кконструктивному взаимодействию, аргументация своей точки зрения, выслушивание аргументов другого и адекватная реакция на них, наличие навыковконструктивной критики. |
Способность к работе в группе |
Уровень сплоченностигруппы, сотрудничество, навыки групповой работы. Наличие в группе общих чувств, настроений и «веяний», общность оценок и реакций на воздействия извне или со стороны отдельных участников. |
Способность крешениюконфликтов ипроблем |
Уровень доверия иоткрытость внутригрупповым конфликтам, тревожность,стрессоустойчивость, конфликтоустойчивость. Процесс протекания обсуждение и принятия итогового группового решения, способность вести себя естественно в группе. |
Эмпатия |
Наличие устойчивых межличностных отношений мотивация достижений, эмпатия. Длительность существования межличностных отношений в группе, особенности взаимодействия учащихся друг с другом. |
Ролевая гибкость |
Готовность учащихся к принятию ролей, социальный статус, ролевые позиции в группе. Выполнение выбранных или назначенных ролей, участие в групповой учебной работе. |
Ответственность |
Готовность к принятию групповых решений, принятые способы нормативного контроля, самооценка, контроль. Готовность к принятию коллективной и индивидуальной ответственности за те или иные действия группы, отношение к фактам нарушения принятых норм и правил общения. |
Для измерения содержательных элементов социальной компетентности использовались следующие методики.
Методика 1. Тест В.Ф. Ряховского [4, с. 52–55]
Цель: определение уровня развития коммуникативных умений.
Метод: анкетирование.
Содержание: Учащимся было предложено быстро, однозначно («да», «иногда», «нет») ответить на 16 вопросов.
Полученные результаты представлены в виде диаграммы (Рис. 1).
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что 10% учащихся обладают низком уровнем развития коммуникативных умений. Высокий уровень развития коммуникативных умений демонстрируют 40% подростков. На среднем уровне находятся 50% учащихся.
Рисунок 1. Уровень развития коммуникативных умений
Методика 2. «Круг» Г.А. Карпова, Т.А. Брагина [2, с 20–21]
Цель: определение уровня самооценки.
Полученные результаты представлены в виде диаграммы (Рис. 2).
Рисунок 2. Уровень самооценки учащихся
Диаграмма показывает, что высокий уровень самооценки наблюдается у 83% подростков, средним уровнем обладают 17% учащихся.
Методика 3. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [1, с. 486–490]
Цель: определение уровня развития эмпатических способностей.
Результаты оформлены в виде диаграммы (Рис. 3).
Рисунок 3. Уровень развития эмпатических способностей
Анализ результатов изучения позволяет сделать вывод, что детей, находящихся на очень низком уровне развития эмпатических способностей, 5%. Заниженный уровень – у 11% учащихся. На среднем уровне находятся 67% подростков. Высокий уровень эмпатии фиксируется у 17% подростков.
Исходя из полученных данных, можно сделать общий вывод о том, что у подростков – членов актива ученического самоуправления ДДЮТ – преобладает средний уровень развития социальной компетентности. Следовательно, есть объективная необходимость в организации планомерной работы по развитию социальной компетентности у подростков в условиях учреждения дополнительного образования.