Метод дифференциации учебных заданий по объему на уроках биологии
Конференция: XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Метод дифференциации учебных заданий по объему на уроках биологии
В современном процессе обучения ФГОС стал важнейшим звеном процесса обучения всех детей, обучающихся в школах РФ. К стандартам можно отнести требования, которые являются обязательными в образовании, и включают индивидуальность всего образовательного процесса.
Сам индивидуальный подход является реализацией личностного ресурса современного обучающегося и приводится в исполнение при помощи методов дифференциации всего учебного материала по тем или иным классификациям уровней [1, с.66].
Одной из таких классификаций подразумевает под собой метод дифференциации учебных заданий по объему на уроках биологии.
Данный способ предполагает, что школьники делятся по группам. Всего подразумевается две группы [3, с.264].
Все обучающиеся получают основное и дополнительное биологическое задание.
В ходе решения заданий все школьники начинают делиться, т.к. некоторые обучающиеся могут справиться только с основным заданием, а другие выполняют кроме основного задания еще и дополнительное, которое также по теме совпадает с предыдущим. Таким образом, объем работы для последней группы увеличивается.
Дифференциация заданий по объему необходима, т.к. обучающиеся отличаются разным темпом работы [2, с.90].
Школьники с низким темпом обучения и восприятия материала обычно не могут выполнить работу к моменту ее проверки, и им необходимо дополнительное время.
Обучающиеся с более высоким темпом обучения и восприятия материала тратят данное время на выполнение дополнительного задания.
Дифференциация по объему может сочетаться также с другими методами дифференциации.
Для второй группы предлагаются творческие задания или отличные по трудности, а также те задания, которые взяты из другой части программы биологии, которые проходились ранее.
Также дополнительными заданиями могут быть задачи на смекалку или нестандартные задачи игрового типа.
Их можно индивидуализировать, и представить в виде дидактического материала на карточках, в виде биологических кроссвордов ил интересных биологических тестов.
Плюсы разделения обучающихся на группы для применения метода дифференциации учебных заданий по объему:
- отсутствие беспочвенного уравнивания обучающихся;
- возможность помощи со стороны педагога помочь слабой группе и при этом уделить внимание более сильной;
- общий уровень обучаемости не снижается;
- более сильная группа становится увереннее в своих способностях, а слабая группа получает возможность почувствовать учебный успех;
- уровень мотивации обеих групп повышается;
- школьнику легче обучаться в более равноценной группе;
- развитие самостоятельности обучающихся.
Минусы разделения обучающихся на группы для применения метода дифференциации учебных заданий по объему:
- деление детей по уровню развития не гуманно;
- социально-экономическое неравенство;
- слабая группа лишена возможности тянуться за более сильной группой, а также получать от других обучающихся помощь;
- слабая группа лишена возможности соревноваться с более сильной группой;
- переход в слабую группу может восприниматься обучающимися как снижение их личностного качества;
- несовершенство диагностики групп приводит к тому, что в слабую группу переходят неординарные, но не слабые интеллектуально дети.
Примеры дифференцированных заданий по объему на уроках биологии:
- Пример 1.
Основное задание: Опишите строение цветка тюльпана, ириса, вишни.
Дополнительное задание: Какие виды членистоногих насекомых могут опылять цветки представленных растений, как это происходит?
- Пример 2.
Основное задание: С помощью гербария определите виды растений.
Дополнительное задание: Какие растения этих же семейств Вам известны?
- Пример 3.
Основное задание: Опишите строение мхов на примере сфагнума. Назовите известные Вам мхи.
Дополнительное задание: Почему мхи относят к высшим споровым растениям?