Статья:

Метод дифференциации учебных заданий по объему на уроках биологии

Конференция: XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Пелевина А.Ю. Метод дифференциации учебных заданий по объему на уроках биологии // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(21). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(21).pdf (дата обращения: 01.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Метод дифференциации учебных заданий по объему на уроках биологии

Пелевина Анна Юрьевна
магистрант, Уральский государственный педагогический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

В современном процессе обучения ФГОС стал важнейшим звеном процесса обучения всех детей, обучающихся в школах РФ. К стандартам можно отнести требования, которые являются обязательными в образовании, и включают индивидуальность всего образовательного процесса.

Сам индивидуальный подход является реализацией личностного ресурса современного обучающегося и приводится в исполнение при помощи методов дифференциации всего учебного материала по тем или иным классификациям уровней [1, с.66].

Одной из таких классификаций подразумевает под собой метод дифференциации учебных заданий по объему на уроках биологии.

Данный способ предполагает, что школьники делятся по группам. Всего подразумевается две группы [3, с.264].

Все обучающиеся получают основное и дополнительное биологическое задание.

В ходе решения заданий все школьники начинают делиться, т.к. некоторые обучающиеся могут справиться только с основным заданием, а другие выполняют кроме основного задания еще и дополнительное, которое также по теме совпадает с предыдущим. Таким образом, объем работы для последней группы увеличивается.

Дифференциация заданий по объему необходима, т.к. обучающиеся отличаются разным темпом работы [2, с.90].

Школьники с низким темпом обучения и восприятия материала обычно не могут выполнить работу к моменту ее проверки, и им необходимо дополнительное время.

Обучающиеся с более высоким темпом обучения и восприятия материала тратят данное время на выполнение дополнительного задания.

Дифференциация по объему может сочетаться также с другими методами дифференциации.

Для второй группы предлагаются творческие задания или отличные по трудности, а также те задания, которые взяты из другой части программы биологии, которые проходились ранее.

Также дополнительными заданиями могут быть задачи на смекалку или нестандартные задачи игрового типа.

Их можно индивидуализировать, и представить в виде дидактического материала на карточках, в виде биологических кроссвордов ил интересных биологических тестов.

Плюсы разделения обучающихся на группы для применения метода дифференциации учебных заданий по объему:

  1. отсутствие беспочвенного уравнивания обучающихся;
  2. возможность помощи со стороны педагога помочь слабой группе и при этом уделить внимание более сильной;
  3. общий уровень обучаемости не снижается;
  4. более сильная группа становится увереннее в своих способностях, а слабая группа получает возможность почувствовать учебный успех;
  5. уровень мотивации обеих групп повышается;
  6. школьнику легче обучаться в более равноценной группе;
  7. развитие самостоятельности обучающихся.

Минусы разделения обучающихся на группы для применения метода дифференциации учебных заданий по объему:

  1. деление детей по уровню развития не гуманно;
  2. социально-экономическое неравенство;
  3. слабая группа лишена возможности тянуться за более сильной группой, а также получать от других обучающихся помощь;
  4. слабая группа лишена возможности соревноваться с более сильной группой;
  5. переход в слабую группу может восприниматься обучающимися как снижение их личностного качества;
  6. несовершенство диагностики групп приводит к тому, что в слабую группу переходят неординарные, но не слабые интеллектуально дети.

Примеры дифференцированных заданий по объему на уроках биологии:

  • Пример 1.

Основное задание: Опишите строение цветка тюльпана, ириса, вишни.

Дополнительное задание: Какие виды членистоногих насекомых могут опылять цветки представленных растений, как это происходит?

  • Пример 2.

Основное задание: С помощью гербария определите виды растений.

Дополнительное задание: Какие растения этих же семейств Вам известны?

  • Пример 3.

Основное задание: Опишите строение мхов на примере сфагнума. Назовите известные Вам мхи.

Дополнительное задание: Почему мхи относят к высшим споровым растениям?

 

Список литературы:
1. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / Акимова М.К., Козлова В.Т. – Москва: Издательство «Знание», 1992 г. – 175 с.
2. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе / Осмоловская И.М. – Москва: Издательство московского психолого-социального института, 2004 г. – 160 с.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / Сухомлинский В.А. – Москва: Издательство «Концептуал», 2018 г. – 320 с.